Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №27 (597) | 19 сентября 2016г.
 

Приоритеты Баландина

Строительство здания для администрации Волжского района может закончиться уголовным делом

Егор Кошеров

6 сентября стал известен обладатель права освоить бюджетные средства на возведении здания для администрации Волжского р-на в мкрн «Южный город». Счастливчиком, как и ожидалось, стала компания девелопера Николая ЧУДАЕВА. Примечательно, что работы на месте предполагаемого строительства стартовали задолго до проведения торгов, которые, по сути, превратились в пустую формальность. Однако столь пренебрежительное отношение к законодательству о госзакупках может выйти боком. Крайним могут сделать главу администрации Волжского р-на Александра БАЛАНДИНА (на фото).

В обход закона

В настоящее время на въезде в мкрн «Южный город» со стороны Южного ш. (при выезде из Самары в южном направлении) на обширном пустыре активизировались строители. Стартовал этап подготовительных работ, уже полным ходом ведется расчистка территории. Местные жители, как и гости, пребывают в недоумении, гадая, что же именно начали строить за огороженной территорией. Периметр площадки обнесли синим забором. Информационного стенда о строящемся объекте, который должен быть установлен на каждой законной стройке (на нем указываются сведения о заказчике, генеральном подрядчике, разрешении на строительство, сроках реализации проекта и ответственном за строительный участок), не наблюдается.

На официальной страничке проекта «Южный город» в соцсетях получила распространение информация о том, что здесь «ведется строительство здания администрации Волжского р-на». Впрочем, аналогичная информация на той же страничке распространяется и в отношении другого земельного участка, поменьше, который располагается по соседству через Николаевский пр. Здесь строительство стартовало еще весной. Информационный стенд также отсутствует. Точнее, что-то похожее на стенд есть, но оно относится к совершенно другому объекту. На нем указано о строительстве спортивного комплекса (СК) «Южный». На самом же деле СК «Южный» уже давно построен и введен в эксплуатацию, а второе загадочное строительство ведется рядом с ним. Оно также обнесено синим забором, на котором красуется баннер с надписями: «Администрация м.р. Волжский Самарской обл.», «МФЦ м.р. Волжский Самарской обл.», «ЗАГС м.р. Волжский Самарской обл.», девелоперская компания «Древо» и большая надпись «Открытие в 2016». Таким образом, требуемая по закону информация о том, что и где строится, фактически отсутствует. Но вывески позволяют точно сказать, что в итоге должно появиться.

Тендер под «царя»

О планах строительства здания для администрации Волжского р-на стало известно уже давно. Изначально планировалось, что под крышей нового административного здания будут располагаться все муниципальные структуры, включая ЗАГС и МФЦ. Однако строить решили не сразу. Первая попытка провести торги «на приобретение нежилого здания (помещений)» была предпринята в 2015 г., но она успехом не увенчалась (см. «Хронограф» № 1 (571) от 18.01.2016). Вторая попытка дошла до логического завершения.

В августе т. г. администрация Волжского р-на под руководством Александра Баландина объявила о проведении электронного аукциона «на приобретение нежилых помещений, посредством участия в долевом строительстве нежилого здания в с.п. Лопатино м.р. Волжский Самарской обл.». Как следует из аукционной документации, нежилые помещения площадью 6200 кв. м должны находиться в административно-офисном центре. По условиям тендера «подрядчик обеспечивает предоставление нежилого здания (помещений в нежилом здании) до 31 декабря 2018 г.». Стоимость контракта составляет 275 млн р. Из них 165 млн р. запланировано израсходовать в 2016 г., еще 110 млн р. будут истрачены в 2017-2018 гг. Проведение аукциона было намечено на 9 сентября. Однако счастливый обладатель муниципального контракта стал известен заранее. По окончании срока подачи заявок аукционная комиссия приступила к их рассмотрению и 6 сентября объявила, что на участие в торгах была подана лишь одна заявка. Поступила она от ООО «Административно-офисный центр «ЮГ» (АОЦ «ЮГ»). Организация была зарегистрирована в августе 2015 г. Участниками компании записаны Николай Чудаев (33,78%) и его сын Евгений Чудаев (25%). Остальными долями владеют аффилированные им компании.

Следует отметить, что Чудаевы известны как бенефициары ООО «Девелоперская компания «Древо», реализующего проект «Южный город». Ведущая роль в управлении бизнесом принадлежит Николаю Чудаеву. Примечательно, что местом регистрации АОЦ «ЮГ» является здание, где располагается офис продаж ДК «Древо» (Самарская обл., Волжский р-не, мкрн «Южный город», Николаевский пр-т, 5). Скорее всего, имя проспекту — Николаевский — было дано в честь самого Николая Чудаева. Если это так, что осталось только поставить ему в центре проспекта прижизненный памятник — как отцу-основателю мкрн «Южный». Словно царю «Южного города».

В протоколе рассмотрения заявок, поступивших на аукцион, отмечается, что тендер признан несостоявшимся, а потому аукционная комиссия в соответствии с законодательством приняла решение заключить контракт с его единственным участником.

Между тем прошедший аукцион по многим признакам можно отнести к категории сомнительных. В размещенной на сайте госзакупок документации отсутствует техническое задание, равно как и параметры нежилых помещений, входящих в здание. При таких обстоятельствах подрядчик может выполнить перепланировку практически любого подходящего по размеру и уже построенного здания, что будет стоить меньше заявленных администрацией Волжского р-на для нужд строительства 275 млн р. Либо построить здание произвольной планировки и этажности, также сэкономив на этом.

Кстати, на сайте госзакупок отсутствует и обоснование цены долевого участия. В методическом пособии Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ) «За честные закупки» указывается, что так делается, как правило, для того, чтобы на участие в подобном тендере не решился никто, кроме тех, кто способен узнать из неформальных источников все требования и нюансы. Такие закупки в методичке ОНФ обозначаются как сомнительные. Данные обстоятельства позволяют сделать предположение о том, что аукцион был организован специально в интересах Николая Чудаева — «местного царя».

Без воды, но с офисом

Если действительно подтвердится информация о том, что строительство административно-офисного здания началось задолго до проведения торгов, то скандал неминуем. Эксперты полагают, что начало работ до проведения тендера является верным признаком не только сомнительности проведенной закупки, но и коррупции. Если такое могло произойти, то администрации Волжского р-на на момент проведения аукциона уже был известен как застройщик (т.е. поставщик тех самых помещений), возводящий административно-офисный центр, так и сама планировка, схема здания. Данные обстоятельства наводят на вывод о том, что прошедший электронный аукцион, по сути, имел признаки формального. Контракт достался организации, которая имеет отношение к тем, кто уже мог приступить к работам на описанной выше огороженной территории.

Итоги подобного рода закупок уже не раз пересматривались. К примеру, осенью прошлого года активисты ОНФ выявили сомнительную закупку у администрации г.о. Новокуйбышевск, которая запустила тендер на реконструкцию пяти дорог за 96 млн р. уже после того, как подрядчик приступил к данным работам. Проведение таких тендеров является грубым нарушением ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Тем фактом заинтересовались надзорные органы. Впоследствии комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской обл. (УФАС) по контролю в сфере закупок вынесла представление об отмене протокола вскрытия конвертов по определению подрядчика на выполнение работ по реконструкции дорог в г. о. Новокуйбышевск.

Начало выполнения в Новокуйбышевске работ до фактического заключения муниципального контракта стало одним из основных доводов УФАС, передавшего материалы проверки в ГУ МВД РФ по Самарской обл. Не исключено, что по схожему сценарию могут начать развиваться события и вокруг аукциона по определению поставщика нежилого здания (помещений в нежилом здании) для нужд администрации Волжского р-на.

Сам по себе проект строительства нового здания для администрации Волжского р-на пользуется поддержкой правительства РФ и правительства Самарской обл. Такой вывод можно сделать из официальных ответов, поступивших в адрес редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» из Министерства экономического развития РФ и правительства Самарской обл. Там отмечается, что денежные средства на реализацию данного проекта выделяются министерством управления финансами Самарской обл. в виде бюджетных кредитов. В 2016 г. для этого предоставляется 165 млн р., в 2017 г. -82,5 млн р., а в 2018 г. — 27,5 млн р.

Однако бюджетные кредиты предоставляются не безвозмездно. Предполагается, что администрация Волжского р-на вернет полученные средства в областной бюджет. В официальных ответах указывается, каким образом планируется их возвращение. «Расходы на приобретение в муниципальную собственность нежилых помещений в административно-офисном центре жилого р-на «Южный город» в дальнейшем планируется компенсировать за счет продажи имеющихся в муниципальной собственности двух административных зданий.

Ориентировочные доходы от продажи составят 250 млн р.», — сообщил в своем официальном ответе «Хронографу» первый вице-губернатор — председатель правительства Самарской обл. Александр Нефедов.

Ответ Нефедова позволяет надеяться на то, что после переезда администрации в новую резиденцию муниципальный долг Волжского р-на перед областным бюджетом будет погашен за счет продажи освободившихся старых зданий. Однако странное отношение администрации Баландина к проведению торгов может обернуться тем, что расчет областных властей на возврат средств так и не оправдается. Если итоги торгов надзорные органы поставят под сомнение, то реализация плана строительства здания для администрации Волжского р-на в этом случае вообще может сорваться. Из-за отсутствия административно-офисного центра чиновники могут остаться в прежних помещениях, занимаемые ими площади продать не удастся. Область предоставленных средств может не вернуть, застройщик, который победит в честном тендере, денег на завершение строительства, видимо, также не получит. Кто при таком развитии событий останутся в выигрыше, так это Чудаевы, по всей видимости уже неплохо «погревшиеся» за счет бюджета.

Теперь что касается перспективы возврата Волжским р-ном бюджетных средств. Объем доходов бюджета Волжского р-на 2016 г., утвержденный 2 декабря 2015 г. решением собрания представителей Волжского р-на №21/4 составил всего 581,78 млн р. Расходы были утверждены на уровне 627,88 млн р. Дефицит — 46 млн р. Эти параметры позволяют понять, что новый офис для Баландина и его свиты обойдется району примерно в половину всего годового бюджета. И это притом, что у администрации Волжского р-на из года в год не хватает денег на организацию бесперебойного водоснабжения населенных пунктов своего района. Наверное, Баландин думает, что без воды простые граждане выживут, но без современного и комфортабельного офиса чиновникам будет трудно.

Справка:

Вопросы редакции ОАЕ «Хронограф», на которые было предложено ответить главе Волжского р-на, но Андрей Маслов в своем ответе их обошел:

1. По каким причинам электронный аукцион на приобретение нежилых помещений посредством участия в долевом строительстве нежилого здания в с.п. Лопатино площадью 6200 кв. м был организован уже после начала работ по строительству административно-офисного центра?

2. Как соотносится с ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» проведение электронного аукциона о выкупе помещений для администрации м.р. Волжский спустя несколько месяцев после начала их строительства?

3. Какое количество заявок было подано на участие в электронном аукционе на приобретение нежилых помещений посредством участия в долевом строительстве нежилого здания в с. п. Лопатино? Либо заявка поступила только от компании, которая занимается стройкой?

4. Как администрация м.р. Волжский планирует возвращать бюджетные кредиты в областной бюджет в случае срыва сроков реализации проекта, связанного со строительством административно-офисного центра для нужд администрации м.р. Волжский?

Комментарии

Александр НЕФЕДОВ, первый вице-губернатор — председатель правительства Самарской обл.

- Приобретение здания для нужд администрации м.р. Волжский необходимо в целях размещения структурных подразделений администрации, а также муниципальных учреждений, в т.ч. многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг, в одном здании. В настоящее время значительная часть структурных подразделений администрации м.р. Волжский расположена обособленно в арендуемых помещениях. Помещения, в которых располагаются структурные подразделения м.р. Волжский, находятся по 7 адресам Октябрьского, Самарского, Советского внутригородских р-нов г.о. Самара. На аренду помещений тратится ежегодно более 4 млн р.

Андрей МАСЛОВ, и.о. главы Волжского р-на

- По вопросу перспективы возбуждения уголовного дела в связи с нарушениями законодательства при организации строительства административно-офисного центра для нужд администрации м. р. Волжский Самарской обл., рекомендуем обращаться в уполномоченные органы.