Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №26 (596) | 12 сентября 2016г.
 

Из АВТ делают прокладку

Чтобы было удобнее обанкротить предприятие

Сейдамет Абреков

25 августа ОАО «АВТОВАЗТРАНС» (АВТ) приняло решение о закупке 10 седельных тягачей КАМАЗ 5490-001-68(Т5) у единственного поставщика — АО «Лизинговая компания КАМАЗ». На эти цели АВТ (дочернее предприятие ГК «Ростех») потратит чуть более 56,1 млн р. Зачем АВТ новые автомобили, в то время как компания старается передать перевозки подрядчикам, не совсем понятно. Однако если подрядчики работают лишь на бумаге, а реальная работа выполняется силами водителей АВТ на технике этой компании, тогда ситуация становится предельно ясной. Получается, закупка новой техники, тем более у дружественных лиц, может принести как минимум двойную выгоду.

Извещение о проведении закупки у единственного поставщика датировано 25 августа. Протокол о выборе единственного поставщика был изготовлен также 25 августа, т.е. в тот же день. Договор лизинга автотранспортных средств №Л-24069/16/ЛК/СРФ датирован 15 августа. Т.е. договор был подготовлен за 10 дней до того, как был проведен тендер. Причем в этом договоре в качестве лизингодателя был указан будущий победитель тендера, намеченного на 25 августа, — АО «Лизинговая компания КАМАЗ». Единственным акционером этой компании является ПАО «КАМАЗ». Непосредственно поставку автомобилей будет осуществлять официальный дилер КАМАЗа -ООО «Компания СИМ-авто». Поставка автомобилей — 10 седельных тягачей КАМАЗ — должна быть осуществлена до 30 сентября 2016 г.

Выбор в пользу КАМАЗа со стороны АВТ вполне объясним. Гендиректором АВТ является Александр Поляков. АВТ и КАМАЗ — это аффилированные друг другу компании. Единственным акционером АВТ является ГК «Ростех», генеральным директором которого значится Сергей Чемезов. Тому же Ростеху принадлежит 37,78% акций КАМАЗа. Некоторое время назад генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин входил в совет директоров ОАО «АВТОВАЗ», перевозчиком которого всегда считался АВТ. Причем до того, как 100% акций АВТ перешли под контроль Ростеха, эти акции принадлежали АВТОВАЗу.

Автомобили, которые попадут к АВТ, КАМАЗами можно будет считать чисто формально. Дело в том, что седельный тягач КАМАЗ 5490-001-68(Т5) (которые заказал АВТ) оснащается двигателем Daimler, коробкой передач ZF, задним мостом Daimler, системой нейтрализации отработавших газов AdBlue, кабиной Daimler, автономным отопителем Eberspaecher Airtronic, тахографом европейского стандарта Continental. Можно говорить о том, что, собственно, от КАМАЗа на этих автомобилях осталась практически только надпись на кабине. Большое количество автокомпонентов немецкой компании Daimler объясняется тем, что ей принадлежит 15% акций ПАО «КАМАЗ».

Вместе с тем сам факт покупки АВТ сразу 10 седельных тягачей КАМАЗ 5490-001-68(Т5), особенно собранных из дорогостоящих комплектующих западных производителей, выглядит несколько удивительно. Это удивление становится понятным, если ознакомиться с другими тендерами АВТ. Компания проводила целый ряд закупок, в рамках которых искала подрядчиков как раз на различные виды перевозок.

Так, в конце марта 2016 г. АВТ провел сразу несколько торгов на сумму около 160 млн р. Причем и до того момента эксперты Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» высказывались относительно того, что тендеры проводятся лишь для того, чтобы вывести средства с предприятия. Эксперты предполагали, что реально перевозки, скорее всего, будут осуществляться силами АВТ. Закупка 10 новых КАМАЗов лишь подтверждает версию, высказанную ранее экспертами ОАЕ «Хронограф». Так, например, в марте для перевозки грузов АВТ выбрал следующих подрядчиков:

ООО «Глобал Транс», ООО «Проф МК», ООО «Макс Транс», ООО «АМТ-Логистика». Получается, либо эти компании работают на АВТ только на бумаге, а реально перевозить грузы будут водители АВТ на технике этой же компании, либо закупка КАМАЗов будет проведена номинально, а на самом деле она есть не что иное, как подарок одной организации, подконтрольной Ростеху, в пользу другой такой организации.

В любом случае в современных реалиях АВТ все больше начинает напоминать финансового посредника. Цель подобного рода посредников — отправить денежные средства в правильном направлении. Тем более что есть на чем нагреть руку. Ежегодные обороты компании АВТ составляют около 1 млрд р. При таком раскладе вероятное банкротство АВТ, за которым последует распродажа активов компании за сущие копейки, будет совершенно неудивительным.

Среди привлекательных активов компании АВТ стоит выделить производственную площадку, расположенную в Тольятти по адресу: Южное шоссе, 24, а также 50% ОАО «Завод по переработке бытовых отходов», номинальная стоимость которых составляет около 213,8 млн р.

Подтверждением тезиса о том, что в скором времени АВТ может лишиться всех значимых активов, служит то, что 29 июня 2016 г. из списка аффилированных лиц АВТ уже было исключено ЗАО «НоваМоторс», 99,9% акций которого ранее принадлежало АВТ. Правда, в отношении «НоваМоторса», занимавшегося торговлей автомобилями (обороты по итогам 2008 г. почти достигли 2,5 млрд р.), уже введено конкурсное производство. Инициатором или главным действующим лицом банкротства АВТ вполне может выступить АО АКБ «НОВИКОМБАНК», активно кредитовавший АВТ в последние годы. 100% акционером НОВИКОМБАНКа с 28 июля 2016 г. является все тот же Ростех.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.