12 сентября истекает срок, в течение которого ОАО «Челябинск-Лада» могло бы обжаловать решение Арбитражного суда Самарской обл., вынесенное 5 августа в пользу АО «Лада-Сервис» (г. Тольятти, ул. Фрунзе, 24). Тольяттинская компания получила возможность взыскать с челябинцев 166,7 млн р. Задолженность сформировалась в рамках договора займа. Ранее генеральный директор «Лада-Сервиса» Всеволод БОРИС был председателем совета директоров «Челябинск-Лада». Но, видимо, после того, как Борис лишился этой должности, он вдруг вспомнил о долге 166,7 млн р.
Изначально договор займа между АО «Лада-Сервис» и ОАО «Челябинск-Лада» был заключен 31 мая 2013 г. на сумму 20 млн р. под 8% годовых. Срок возврата денег был намечен на 27 ноября 2013 г. Между тем 27 июня 2013 г. в рамках данного договора было подписано дополнительное соглашение, увеличившее сумму займа до 109 млн р. Заем был обеспечен залогом недвижимого имущества, принадлежавшего на праве собственности ОАО «Челябинск-Лада». Перетек средств происходил в то время, когда компанией «Челябинск-Лада» управляли менеджеры из «Лада-Сервис». Следует отметить, что «Лада-Сервис» (дочерняя компания ОАО «АВТОВАЗ») — это дилерский холдинг, созданный в 2007 г. и объединяющий около 60 автодилерских центров в России. «Лада-Сервис» также специализируется на реализации и сервисном обслуживании автомобилей LADА и запасных частей к ним. «Челябинск-Лада», очевидно, является одним из дилеров ОАО «АВТОВАЗ». Согласно списку аффилированных лиц ОАО «Челябинск-Лада» от 30 июня 2016 г., 89,592% акций компании принадлежит ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск» (ААУК). Генеральным директором «Челябинск-Лада» является Павел Нагайцев. В этом же сообщении содержится информация о том, что из списка аффилированных лиц «Челябинск-Лада» 15 июня 2016 г. был исключен Всеволод Борис — генеральный директор АО «Лада-Сервис». И это притом, что, например, в списке аффилированных лиц «Челябинск-Лада» от 30 сентября 2014 г. содержалась информация о том, что все те же 89,592% акций компании, которые сегодня находятся в распоряжении ААУК, принадлежали именно АО «Лада-Сервис». | | Соответственно, и совет директоров был сформирован исключительно из менеджеров «Лада-Сервис». В него входили: Всеволод Борис (председатель), Наталья Павлова, Елена Шульпина, Дарья Щепеткова и Александр Кузнецов. После того как почти 90% акций «Челябинск-Лада» перешли от «Лада-Сервис» к ААУК, совет директоров полностью изменился. Теперь он таков: Сергей Соснов (председатель, он же — генеральный директор ААУК), Константин Аксенов, Рустам Абдухаликов, Роман Надыров, Владимир Резник. Что касается ААУК (основного владельца «Челябинск-Лада»), то эта компания на 25% принадлежит ОАО «АВТОВАЗ» и на 75% — компании из Казахстана «Бипэк Авто Казахстан». Причем уставный капитал ААУК составляет 400 млн р., а значит, вклады собственников компании, по крайней мере АВТОВАЗа, вполне могли быть сделаны имуществом — теми же зданиями дилерский центров. Так, у ААУК имеются филиалы в Барнауле, Новосибирске, Омске, Челябинске и Шадринске. При этом члены совета директоров «Челябинск-Лада» представляют: Аксенов -АО «Новосибирск-Лада», Абдухаликов — АО «Алтай-Лада» (г. Барнаул), Надыров — АО «Кузбасс-Лада» (г. Новокузнецк), Резник -АО «Омск-Лада». Как нетрудно убедиться, география филиалов ААУК и компаний, чьи сотрудники вошли в совет директоров «Челябинск-Лада», практически идентична. При этом с учетом того, что «Лада-Сервис» на 100% принадлежит АВТОВАЗу, получается, «Лада-Сервис» и «Челябинск-Лада» -связанные друг с другом компании. Но не настолько, как раньше. Показательно, что информация о том, что генеральный директор «Лада-Сервиса» Всеволод Борис уже не является аффилированным лицом «Челябинск-Лада», датирована 15 июня 2016 г. А иск со стороны «Лада-Сервис» к «Челябинск-Лада» о взыскании долга по займу в размере 166,7 млн р. был зарегистрирован в Арбитражном суде Самарской обл. 23 мая 2016 г., т.е. буквально накануне. Видимо, Всеволод Борис прекрасно понимал свои перспективы в «Челябинск-Лада», раз возглавляемая им компания вдруг вспомнила о столь значительном долге. | | Т.е. до поры до времени Всеволод Борис наверняка получал вознаграждение как председатель совета директоров «Челябинск-Лада», что вполне могло способствовать его избирательной забывчивости в отношении даже такого долга, как 166,7 млн р. Также следует отметить и то, насколько в последние годы снижались показатели «Челябинск-Лада» по выручке. Эти цифры многое объясняют. Компания, занимающаяся продажей и ремонтом автомобилей, указала, что по итогам 2013 г. она заработала 779,79 млн р., в 2014 г. — всего 331,14 млн р., а в 2015 г. — и вовсе 20,77 млн р. Особенно показательно то, как упала выручка на фоне выхода Всеволода Бориса из совета директоров «Челябинск-Лада». Ну и вдогонку, похоже, компании придется вернуть еще 166,7 млн р. Хотя и в «Лада-Сервис» дела обстоят далеко не шикарно. По итогам 2014 г. компания «Лада-Сервис» отчиталась о выручке всего в 1 млн р. и чистом убытке более 249 млн р. При итогам 2013 г. цифры были таковы: 265,4 млн р. — выручка, 57,2 млн р. — чистый убыток. По сути, эти цифры — достижение Всеволода Бориса. И ссылаться на экономический кризис в данном случае вряд ли стоит. В условиях кризиса находятся все автопроизводители и поставщики запасных частей. Однако далеко не у всех наблюдается подобный обвал показателей. При таких показателях действительно впору вспоминать о долгах вчерашних друзей. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |