Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №25 (595) | 5 сентября 2016г.
 

Быстро и по закону

Успехи Тольятти в организации процесса застройки оценили выше самарских

Егор Кошеров

2 сентября в мэрии г. о. Тольятти продолжилась серия встреч с застройщиками по актуальным вопросам жилой застройки территорий. Первую из таких встреч накануне Дня строителя городские власти посвятили актуальным изменениям в региональном градостроительном законодательстве. Оперативная коммуникация между субъектами рынка, региональными властями и мэрией Тольятти уже приносит свои результаты: в 2015 г. Тольятти резко улучшил показатели по выдаче разрешений на строительство, обойдя в этом региональный центр — Самару. По словам и.о. руководителя департамента строительства мэрии г.о. Тольятти Евгении БЫЧКОВОЙ (на фото), быстрота и прозрачность разрешительных процедур — одна из важнейших составляющих инвестиционного климата.

Все по закону

В администрировании процесса массового строительства на территории г.о. Тольятти удалось добиться существенных улучшений. В первую очередь — в сфере регламентированных процедур. В 2014 г. максимальный срок выдачи разрешения на строительство составлял 228 дней. А сейчас чиновники укладываются всего в 10 дней, предусмотренные законом. Этот прогресс уже оценили. Причем не только местные застройщики, но и межрегиональные девелоперские компании, реализующие проекты массовой застройки в г. Тольятти. Одной из таких является ООО «Унистройрегион». «Наша компания не ощущает в Тольятти таких сложностей, как в Самаре или других регионах. Мы здесь не сталкиваемся с проблемами. Все, что происходит, делается в рамках правового поля — получение исходно-разрешительной документации и ввод в эксплуатацию», — дал свои оценки работе мэрии Тольятти заместитель директора ООО «Унистройрегион» Павел Курдюмов. Компания, которую представляет Курдюмов, — крупный инвестор-девелопер из Татарстана. Ему в целом есть с чем сравнивать: Татарстан является признанным лидером ПФО в части организации разрешительных процедур для строительного бизнеса.

Другим важным индикатором успешности строительно-жилищной политики в г.о. Тольятти является динамичное участие города в федеральных целевых программах. Тольяттинские льготники осваивают более 40% бюджета, выделяющегося на обеспечение жильем молодых семей. Для муниципалитета, не имеющего статуса регионального центра, показатель знаковый. Примечательно, что подобные оценки сделаны не только на уровне бюрократических отчетов, но и федеральными банками — партнерами различных жилищных программ. Интерес банков и их положительная оценка в данном случае явление показательное.

Дополнительным фактором, влияющим на инвестиционную привлекательность города для федеральных девелоперов, является готовность мэрии Тольятти гибко работать в условиях меняющегося законодательства. «Во-первых, мэрия Тольятти начала энергично адаптировать свою деятельность к требованиям единых стандартов предоставления разрешительной документации в градостроительной сфере. Во-вторых, в свое время Тольятти старался собрать информацию обо всех сетях, которые размещены на территории города, и отобразить их местоположение в единой базе данных. В-третьих, в Тольятти были приняты правила застройки и землепользования с границами кадастровых зон и эти правила впоследствии были отображены в государственном кадастре недвижимости. Это очень важно для потенциальных застройщиков, т.к. дает им возможность быстро получить представление о том, что и где они могут построить. В этом смысле Самаре нужно брать пример с Тольятти и максимально адаптировать свою деятельность к интересам застройщиков»,

Тольяттинские чиновники от строительства созвали круглый стол для обсуждения актуальных вопросов отрасли
Тольяттинские чиновники от строительства созвали круглый стол для обсуждения актуальных вопросов отрасли

- дал свою оценку положению дел в строительной отрасли Тольятти исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской обл.» Дмитрий Славецкий.

Нормальная практика

Строительство жилья — это не только бизнес ради бизнеса. Это важнейший социально-экономический фактор, характеризующий состояние дел на той или иной территории. Объем вводимого в эксплуатацию жилья и его доступность для покупателя — один из индикаторов инвестиционной привлекательности муниципального образования. Более того, сопровождение процессов, связанных с централизованной застройкой территорий, и конкретные показатели этой застройки — сфера прямой ответственности муниципальных властей. А доступность жилья — один из показателей оценки эффективности деятельности муниципальных властей. И это притом, что прямых рычагов влияния на цену квадратного метра нет ни у муниципалов, ни у регионалов.

Впрочем, назвать влияние органов власти на конечную стоимость возводимого жилья мизерным никак нельзя. Этому есть простое рыночное объяснение. Чем больше будет возводиться жилья, тем доступнее оно станет для покупателя. А интерес девелоперов к территории находится в прямой зависимости от того, как просто и как быстро можно получить полный пакет разрешительной документации на стройку. В Тольятти решили работать именно над этим.

Четкое требование придерживаться установленных законом сроков и.о. руководителя департамента строительства мэрии г.о. Тольятти Евгения Бычкова считает «нормальным». По ее словам, не следует делать сенсации из того, что работа административной машины соответствует адекватным практикам, которые напрямую предусмотрены в законе. «Застройщики говорят, что мы молодцы, хотя так и должно быть. Это всего лишь показатель того, как должна работать власть. Но когда строители начинают уважительно отзываться о власти — это хорошо. Это значит, что мы все делаем правильно», — уверена Евгения Бычкова.

Приглашение к диалогу

Законодательство, регламентирующее централизованную застройку городских территорий, стабильным и устоявшимся назвать пока никак нельзя. Очень многое в этом вопросе зависит от региональных властей, которые разрабатывают местные законодательные акты и регламенты -причем процесс обновления и корректировки нормативной базы идет постоянно. В дальнейшем региональными властями проводится оценка регулирующего воздействия того или иного нормативно-правового акта. О новшествах регионального регулирования массовой застройки Дмитрий Славецкий рассказал на круглом столе. Речь идет о расширении перечня случаев, не требующих получения разрешения на строительство. Это значит, что застройщикам будет гораздо проще расширять свои проекты. Долгожданный список пополнили линейные объекты — проходы, проезды, инженерная инфраструктура и т.д.

Во многих отраслях, не связанных со строительством, свои отзывы на законодательные новшества дают общественные организации, сформированные по профессиональному и отраслевому принципу. Что касается Тольятти, то здесь представить такую ситуацию невозможно: слишком уж разобщены и сконцентрированы на собственных сложностях все субъекты рынка. Подобная ситуация формировалась годами, но теперь ее надо менять.

Тем не менее в мэрии Тольятти убеждены: коммуникация между законодателем и субъектами регулирования должна быть. Причем по самым насущным вопросам отрасли — от нововведений в законодательстве до конкретных проблемных случаев, с которыми сталкиваются участники строительного рынка. Роль коммуникатора при этом готовы брать на себя местные власти. Именно для этого мэрия Тольятти организует и в дальнейшем планирует организовывать мероприятия, подобные круглому столу. В муниципалитете убеждены, что многостороннее обсуждение без купюр может принести огромную пользу отрасли.

Комментарии

Дмитрий СЛАВЕЦКИЙ, исполнительный директор Ассоциации «Совет муниципальных образований Самарской обл.»

- Если оценивать действия структурных подразделений мэрии Тольятти в сравнении, скажем, с Самарой, Тольятти продвинулся дальше. Да, конечно, с точки зрения восприятия застройщиков, может быть, что-то еще пока не до конца очевидно: многие аспекты, связанные с конъюнктурой рынка, с платежеспособностью населения, с тарифами на подключение к сетям... Мы не первый раз собираемся на подобных мероприятиях плюс проводили опросы застройщиков. Могу сказать, что если в 2015 г. они достаточно негативно оценивали деятельность и органов власти Самарской обл., и мэрии Тольятти в части улучшения инвестиционного климата в строительстве, то сейчас ситуация изменилась к лучшему — и в части отдельных административных процедур, и в части попыток профильных властей г. о. Тольятти откорректировать Правила землепользования и застройки в пользу участников строительного рынка. В этом смысле Тольятти мы приводим в пример специалистам из Самары.

Евгения БЫЧКОВА, руководитель аппарата мэрии г.о. Тольятти, и.о. заместителя мэра г. о. Тольятти

по строительству и имущественным отношениям

- Понятие «инвестиционный климат» многофакторное, состоящее из массы составляющих. Это не только выдача разрешений, это в т.ч. и финансовые ресурсы. Мы для себя это понимаем так: если мэрия, муниципалитет может что-то сделать, то надо двигаться, обращаться в вышестоящие органы. Вот прошел круглый стол в Самаре. Было приятно слышать, когда банк ВТБ заметил, что в Тольятти как будто бы больше молодых семей в сравнении с Самарой. Столица области больше и, казалось бы, должно быть больше молодых семей, получающих сертификаты. Но поскольку мэрия Тольятти проявляет гораздо более активную позицию, то она и осваивает более 40% средств, выделяющихся из вышестоящих бюджетов на молодые семьи. Пусть опосредованно, но это деньги в строительство.

Михаил БАГНИН, директор ООО ФСК «Велит»

- Когда сегодня мы начинаем рукоплескать мэрии, вы не подумайте, что это подхалимаж. На самом деле сегодня мы за 10 дней получаем разрешение на строительство, а в нашей практике, когда мы только начинали строить, было и 90 дней. Сейчас мы разводим руками и удивляемся. Ведь можно же так организовать: и прозрачность есть, и конфликтные вопросы, которые возникают постоянно, решаются. Сегодняшний круглый стол — это показатель того, что власть идет на контакт. Она действительно пытается решать вопросы.