Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №24 (594) | 25 июля 2016г.
 

За красными знаменами

Работает лоббист АВТОВАЗа

Егор Кошеров

19 июля Самарское региональное отделение (СРО) партии «Единая Россия» (ЕР) рассекретило списки своих выдвиженцев на выборы в Самарскую губернскую думу (СГД). На следующий день единороссы приступили к высокобюджетному празднованию 50-летия ОАО «АВТОВАЗ». На фоне этого торжества административной демократии все больше россиян обращают внимание на программу КПРФ. Причем если отбросить политику и проанализировать выступления депутата Госдумы РФ от КПРФ Леонида КАЛАШНИКОВА (на фото), то создается впечатление, что основным лоббистом АВТОВАЗа стал именно он.

18 июля портал РБК разместил очередной отчет Левада-центра. Результаты говорят: «Интерес россиян к выборам Госдумы снизился на четверть по сравнению с кануном выборов 2011 г. Совсем другой картина была в преддверии выборов 1999 г... 75% населения так или иначе были в теме предстоящего голосования. На тех выборах победу одержала КПРФ» (http://www. rbc.ru/politics/18/07/2016/578b 806а9а79471 dad8df 69b?from=main).

В развитии темы РБК продолжает: «Главным поводом голосовать за КПРФ ее сторонники назвали именно лозунги и программу партии (46%). Четверть избирателей коммунистов считают, что она может защитить их интересы (24%).» Способность других партий защитить интересы избирателей оценивается следующим образом: ЕР — 7% (!), ЛДПР — 15%, «Справедливая Россия» (СР) — 13%. Теперь понятно, кому выгодны административный ресурс и фейковые праздники, устраиваемые на деньги налогоплательщиков, на которые сгоняют этих же налогоплательщиков?

Однако если говорить о 50-летии АВТОВАЗа, то логично было бы проанализировать, за счет чего КПРФ в 2016 г. так уверенно набирает симпатии населения. Анализ необходим, потому что за ширмой политических лозунгов, которыми жонглирует, бесспорно, опытный политик Калашников, не сразу видно содержательную часть его выступлений. Возможно, для партфункционеров ЕР это является новостью, но для населения Тольятти очевидно: в городе катастрофически выросла безработица в результате массовых увольнений в ОАО «АВТОВАЗ».

Общеизвестно, что при увольнении одного вазовца работу теряет еще один работник предприятия-поставщика. В открытом письме председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву Калашников заявляет: «22 января 2015 г. вы посетили АВТОВАЗ. Однако, к сожалению, вам так и не показали ни разгромленных Опытно-промышленного производства и Волжского машиностроительного завода, ни очередей за бесплатным обедом, в которых вынуждены стоять бывшие сотрудники приведенного к банкротству АвтоВАЗагрегата, ни новые списки на сокращение еще нескольких тысяч рабочих.

В Самарской обл. последние 10 лет работало свыше 200 предприятий и заводов — производителей автокомпонентов. Сегодня остались единицы. Проблемы начались на АВТОВАЗе еще в 2005 г. с приходом московской команды» (http://svpressa.ru/economy/ar-ticle/142529/).

20 февраля портал «Русские Вести», публикуя интервью Калашникова в «Открытой студии», продолжил тему: «на предприятии, где некогда работали 120 тыс. чел., производилось 700-800 тыс. автомобилей в год, сейчас едва производится 237 тыс., а число работников сократилось до 52 тыс.!» (http://rus-skievesti. ru/novosti /politika/ leoni d-kalashnikov-priexali-pokatalis-i-prokatili-avtovaz.html).

Теперь следует ответить на вопрос: каким образом ВАЗу в 2004 г. удавалось закрывать 2/3 отечественного рынка? Ответ прост: вазовский автомобиль стоил почти в 2 раза дешевле самой дешевой иномарки. Демонтаж отечественной системы поставок сделал «Жигули» «полуиномарками». По словам Калашникова: «LADA Хгау примерно на 80% состоит из зарубежных комплектующих, что делает ее дороже многих иномарок» (http://svpres-sa.ru/economy/article/142529/).

В принципе ситуация вполне расшиваема. При глубокой локализации и нормальном формировании трансфертных цен себестоимость автомобиля упадет. Если цена авто будет адекватна покупательским способностям населения и бизнеса, который сегодня требует дешевых автомобилей для работы, то спрос будет расти. Будет расти спрос -придется расширять производство и создавать рабочие места. В общем, учебник экономики. Главное -государство должно добросовестно выполнять свою регулирующую функцию.

В редакции Калашникова это звучит следующим образом: «разработка программы поддержки российских производителей автомобильных компонентов, и отечественных мелкосерийных производств, включая расширение доступа к кредитованию, субсидирование процентной ставки по кредитам на пополнение оборотных средств, увеличение поддержки через фонд развития промышленности; необходимо сосредоточить усилия АВТОВАЗа, Правительства РФ и правительств регионов на сохранении и развитии традиционных российских поставщиков, стимулировании увеличения объемов локализации в РФ; увеличение объема госзаказов в ОАО «АВТОВАЗ». Как видно, за красными знаменами вырисовывается вполне адекватный законам экономики вазовский лоббист.

Интересно, что вместо госзаказа на автомобили LADA мы пока видим масштабное празднование 50-летия. По поводу торжественного выделения средств на всенародный восторг Леонид Калашников заявил: «Уже несколько раз АВТОВАЗ получал деньги еще в бытность Путина президентом и премьером. Он выдал почти S2 млрд через «Роетехнологии». И как оказалось, это ВАЗу не помогло. Деньги не решат проблему: разворуют в очередной раз. Надо жестко национализировать это предприятие: это не только мое «коммунистическое предложение», а так делали капиталисты в Америке и Германии» (http://rus-skievesti.ru/novosti/politika/leoni d-kalashnikov-priexali-pokatalis-i-prokatili-avtovaz.html).