Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №23 (593) | 18 июля 2016г.
 

Придется заплатить

«Автовазагро» Донского пока не удалось решить вопрос с АВК

Сейдамет Абреков

12 июля продолжился судебный спор между ООО «Автовазагро» и Управлением Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Самарской обл. по поводу признания незаконным решения УФАС об отказе в возбуждении дела о нарушении законодательства со стороны ООО «Автоград-Водоканал» (АВК). «Автовазагро», генеральным директором которого является Юрий ДАСОВ, а совладельцем Артем ДОНСКОЙ, сын бывшего министра строительства Самарской обл. Павла ДОНСКОГО (на фото), пыталось подключиться к сетям водоснабжения и водоотведения без платы. Но несмотря на то, что АВК можно считать дружественной Донскому организацией, сэкономить на подключении пока не получилось. А значит, и на продаже квартир «Автовазагро» придется получать меньшую прибыль.

Строители из Ростеха

Судебное дело между «Автовазагро» и УФАС по Самарской обл. получило №А55-11261/2015. Но его развитие зависит от рассмотрения другого дела — №А55-5961/2015. В данных процессах решается вопрос подключения объектов (в большинстве своем это многоквартирные дома), расположенных на земельных участках «Автовазагро», к сетям водоснабжения и водоотведения. АВК занимается добычей и подготовкой воды, а также очисткой и сбросом канализационных стоков.

«Автовазагро» и АВК — дружественные друг другу компании. Но, видимо, в данном случае события развиваются как в известной пословице — «Дружба дружбой, а табачок врозь». Подобные выводы основываются на определенных фактах и наблюдениях. Так, АВК на 100% принадлежит ГК «Ростех». ООО «Автовазагро» (ранее ОАО «АВТОВАЗАГРО», ИНН 6321374383) на 50,02% принадлежит Артему Донскому, на 49,98% — Николаю Кузнецову. Артем Донской — это сын бывшего министра строительства Самарской обл. (2008-2012 гг.), бывшего вице-президента по персоналу и социальной политике ОАО «АВТОВАЗ» (2006-2007 гг.) Павла Донского, ставленника ГК «Ростех». Его появление на АВТОВАЗе, а затем в правительстве Самарской обл. происходило в то время, когда деятельность автозавода от Ростеха курировал Владимир Артяков, получивший в августе 2007 г. назначение на пост губернатора Самарской обл. Сегодня Артяков — первый заместитель генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Главным активом тогда еще ОАО «АВТОВАЗАГРО», а ныне ООО «Автовазагро» были обширные земельные участки. Поэтому деятельность этой компании велась и ведется под пристальным присмотром менеджеров из ГК «Ростех». Именно Павла Донского и Владимира Артякова называют бенефициарами функционирования «Автовазагро». При таких условиях, казалось бы, можно было пролоббировать лояльность АВК в плане подключения к сетям водоснабжения и водоотведения. Но, видимо, у руководства АВК есть желание заработать на этой теме.

Сегодня генеральным директором АВК является Сергей Спицын, ранее занимавший аналогичную должность в другой некогда подконтрольной Ростеху ресурсо-снабжающей организации — ОАО «Электросеть». В спорах с «Автовазагро» АВК упирается до последнего. Хотя с ОАО «ТЕВИС» (сетевой организацией, транспортирующей и питьевую воду, и канализационные стоки) у «Автовазагро» подобных проблем не наблюдалось. Особенно после того, как генеральным директором ТЕВИСа был назначен Глеб Максимов, бывший подчиненный Павла Донского по Минстрою.

На суд экспертов

В рамках дела №А55-5961/2015 «Автовазагро» пыталось добиться от АВК «осуществить письменные согласование подключения к сетям водоснабжения и водоотведения строящихся объектов ООО «Автовазагро» в объеме 3800 куб. м без взимания платы за подключение». К процессу были подключены даже эксперты. АВК в качестве обоснования, почему нельзя подключить объекты «Автовазагро» без платы, заявил, что он «на момент получения заявки 18 июля 2013 г. не располагал резервом мощности по производству соответствующих ресурсов и не мог обеспечить требуемый в соответствии с техническими условиями №4307 от 18 июля 2013 г. максимальный расход воды (хозпитьевые нужды) и сточных вод на объект по адресу: г. Тольятти, Автозаводской р-н, ул. Ботаническая, в объеме 13 570 куб. м в сутки на каждый ресурс».

Однако, парируя этот тезис, в «Автовазагро» указали: «В схеме водоснабжения и водоотведения г.о. Тольятти на период 2014-2028 гг. резерв очистных сооружений канализации ответчика составлял 25,7 тыс. куб. м/сутки, общий объем очистки сточных вод за период 2008-2013 гг. не превышал 220 тыс. куб. м/сутки, тогда как проектная мощность установлена на уровне 290 тыс. куб. м/сутки; соответственно, у ответчика имелся резерв мощности на дату отказа в согласовании технических условий 18 июля 2013 г. №4320».

Поскольку спор носил узкоспециальный характер, суд привлек экспертов с постановкой перед ним нескольких вопросов. Первый: имеется ли у ООО «АВК» для подключения мкрн «Калина» в Автозаводском р-не г. Тольятти резервная мощность по производству питьевой воды и водоотведения хозяйственно-бытовых стоков; если имеется, то в каком объеме по состоянию на 24 июля 2013 г., а также по состоянию на текущую дату?

Второй: влияет ли подключение мкрн «Калина» в Автозаводском р-не г. Тольятти на подключение остальных абонентов -как существующих, так и по тем, по которым у ООО «АВК» существуют обязательства по подключению? И третий: требуется ли для подключения мкрн «Калина» в Автозаводском р-не г. Тольятти к сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжение и канализация) проведение мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности этой сети и обеспечения необходимыми ресурсами в точках подключения?

С надеждой на Чемезова

Согласно экспертному заключению, наблюдается дефицит мощности очистных сооружений по производству питьевой воды в объеме по состоянию на 24 июля 2013 г. -46,599 тыс. куб. м/сутки; на текущую дату (решение суда было принято 4 февраля 2016 г.) — 54,88 тыс. куб. м/сутки. Что касается водоотведения, то эксперт указал: «По состоянию на 24 июля 2013 г., а также на текущую дату наблюдается дефицит мощности очистных сооружений в объеме: по состоянию на 24 июля 2013 г. — до 61,8 тыс. куб. м/сутки.; на текущую дату — до 45,4 тыс. куб. м/сутки».

Два следующих вывода экспорта были также любопытными: «Подключение мкрн «Калина» в Автозаводском р-не г. Тольятти влияет на подключение остальных абонентов, как существующих от общегородских сетей, так и по тем, по которым у ООО «АВК» существуют обязательства по подключению, т.к. согласно заключенным и действующим договорам и выданным техническим условиям наблюдается дефицит мощности очистных сооружений по производству питьевой воды». «Для подключения мкрн «Калина» в Автозаводском р-не г. Тольятти к сети инженерно-технического обеспечения (водоснабжение и канализация) необходимо проведение мероприятий по увеличению мощности по производству питьевой воды... Требуется расширять очистные сооружения хозяйственно-бытовых стоков, располагаемая техническая мощность очистных сооружений является недостаточной», — резюмировал эксперт. Т.е. вывод вполне однозначный: по обоим видам ресурсов дефицит, соответственно, мощности как по воде, так и по водоочистке требуется расширять.

Подробные выводы эксперта суд взял за основу и отказал «Автовазагро» в иске. Это означает, что и судебный спор против УФАС «Автовазагро» также проиграет, поскольку окажется, что Самарское УФАС было право, отказав в возбуждении дела против АВК. Получается, «Автовазагро» придется все-таки заплатить АВК. Или очень сильно попросить руководителей Ростеха (например, Сергея Чемезова), чтобы они повлияли на руководство АВК. Однако вряд ли этот номер пройдет, пока гендиректором АВК не станет, например, тот же Глеб Максимов, а может, и сам Артем Донской. Таким образом, на продаже квартир в мкрн «Калина» застройщикам предстоит заработать меньше, чем они планировали.