Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №21 (591) | 4 июля 2016г.
 

Борьба с французским игом

Станет оправданием для начала банкротства ОАО «АВТОВАЗ»

Илья Ширтанов

Сразу после собрания акционеров ОАО «АВТОВАЗ», состоявшегося 23 июня 2016 г., лидер коммунистического движения в Самарской обл. Леонид КАЛАШНИКОВ (на фото) погнал очередную волну на руководство автозавода. Французские партнеры из Renault отказались спонсировать очередной план Госкорпорации «Ростех» и ее генерального директора Сергея ЧЕМЕЗОВА по «спасению» АВТОВАЗа. Итоги собрания предопределили дальнейшую сюжетную линию предвыборной кампании Калашникова в Государственную думу (ГД) РФ. Для самого же Ростеха наиболее выгодным может оказаться банкротство АВТОВАЗа. Через политический рупор Калашникова это может быть преподнесено как часть плана по национализации АВТОВАЗа. Лишь только в этом случае Ростеху может быть позволено не возвращать государству 51 млрд р.

Красный флюгер

23 июня на официальном сайте Самарской областной организации (СОО) КПРФ были опубликованы размышления потенциального депутата ГД VII созыва Калашникова на тему «истинных мотивов покупки АВТОВАЗа компанией «Рено». Нескольким днями позже стали распространяться информационные бюллетени КПРФ, в которых можно было узнать о подробностях деятельности Renault на АВТОВАЗе. Материал идет под заголовком «Приказано уничтожить или как убивают Ладу». Далее идет перечисление проблем, которые испытывает АВТОВАЗ, где основным действующим лицом представляется крупнейший владелец предприятия — компания Renault.

Калашников, видимо, ликует: после почти двухмесячного затишья у него появилась новая спекулятивная тема для пиара. Причем, как следует из информационного бюллетеня, проблема гораздо более злободневная, нежели предыдущая кампания по травле экс-президента АВТОВАЗа Бу Андерссона.

В листовке КПРФ более раннего периода декларировался следующий тезис: «Мы выиграли одно сражение в войне за АВТОВАЗ. Андерссон вылетел с завода. Это победа нашей партии и лично Леонида Калашникова». В это же время произошла смена лозунга с «Против Андерссона надо идти с Калашниковым» на «Николя Мор вооружился Калашниковым».

Но почему Калашников, еще в апреле заявлявший о налаживании отношений с новым ставленником Renault — президентом АВТОВАЗа Николя Мором, уже к июлю вдруг резко сменил курс и начал прессинговать французских партнеров? Ответ на этот вопрос можно найти, ознакомившись с итогами годового собрания акционеров АВТОВАЗа, прошедшего 23 июня.

Если говорить коротко, то Renault отказался выделять кредит 20 млрд р. на «спасение» российского автопрома в лице АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №20 (590) от 27.06.16). Однако вытягивание денег с французских партнеров — это не единственная надежда, которую вынашивал Ростех. Накануне собрания, 16 июня, государственный телеканал «Россия 24» транслировал интервью гендиректора Госкорпорации «Ростех», теперь уже бывшего члена совета директоров АВТОВАЗа Сергея Чемезова, в ходе которого была раскрыта информация о его желании организовать дополнительный выпуск акций АВТОВАЗа (см. «Хронограф» №19 (589) от 20.06.16). «Мы планируем провести дополнительную эмиссию. Есть долги АВТОВАЗа перед Ростехом и долги АВТОВАЗа перед Renault. Мы эти долги хотим внести в капитал, и с тем, чтобы сохранить пропорцию в капитале, Renault должен будет внести дополнительно деньги кэшем. Какая сумма будет внесена, сказать не могу. Пока ведется расчет. Но о проведении допэмиссии мы договорились», — заявил Чемезов в эфире телеканала «Россия 24».

Изначально подобную схему Ростех реализовал в 2010 г. Тогда было конвертировано 40 млрд р. задолженности перед Ростехом в акции АВТОВАЗа. Политику по наращиванию долгов проводил ставленник Ростеха, экс-президент (2009-2013 гг.) АВТОВАЗа Игорь Комаров, который успел не только загрузить предприятие долгами, но и вывести из него ряд производств. Первый транш от Ростеха в размере 70 млрд р. АВТОВАЗ получил еще в 2009 г.

В Renault отлично помнят эти манипуляции и, скорее всего, не горят желанием во второй раз вкладываться в схему, придуманную Ростехом. Долг АВТОВАЗа перед Ростехом остается в размере 51 млрд р. Бюджет РФ для оказания помощи АВТОВАЗу в этот раз ограничен. В этой связи было принято решение о прощении долга АВТОВАЗа перед Ростехом в размере 20 млрд р. и готовности конвертировать оставшиеся 30 млрд р. в капитал АВТОВАЗа.

Но согласятся ли на такой шаг правительство РФ и представители Renault? Ведь до сих пор большинству независимых экспертов остается непонятным, куда ушли десятки миллиардов рублей и почему при такой колоссальной поддержке со стороны Ростеха ситуация на АВТОВАЗе лишь ухудшилась?

Казенный дом

Похоже, что у менеджеров Ростеха, которым французские партнеры основательно поломали планы, что называется, земля горит под ногами. Время сейчас неспокойное. Как по заказу, в день проведения собрания акционеров АВТОВАЗа 23 июня Следственный комитет РФ раскрыл информацию о том, что «предъявлено обвинение бывшему председателю правления компании «РусГидро» Евгению Доду и главному бухгалтеру — начальнику департамента корпоративного учета и отчетности компании Дмитрию Финкелю. Им инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч.4 ст. 159 УК РФ (мошенничество)». В данном случае речь шла о 73 млн р.

Менеджеры Ростеха манипулировали миллиардами рублей, которые растворились в денежных потоках, проводимых через АВТОВАЗ. И наверное, никто не может сказать точно, когда у следственных органов проявится желание внимательнее изучить данный факт. А чтобы этого вовсе не случилось, Ростеху необходимо наращивать административный ресурс во властных органах. Выборы в ГД — это шанс усилить позицию в законодательном органе власти. Как показывают в т.ч. высказывания Леонида Калашникова, КПРФ является союзником Ростеха. И хотя коммунисты официально не подтверждают получение спонсорской поддержки от Ростеха, события говорят именно в пользу этого довода.

Весной 2016 г. тот же Калашников, критикуя Андерссона, лавировал между интересами Ростеха и запросом рабочих. Но сейчас время не терпит. Поэтому Калашников, понимая, что прелюдии излишни, начинает в лобовую декларировать тезисы, выгодные только Ростеху. «В настоящее время Госкорпорации «Ростех» принадлежит менее 1/3 акций АВТОВАЗа. Но при этом самая большая задолженность у автозавода именно перед ГК «Ростех». Только в период с 2010 по 2012 г. АВТОВАЗ получил от госкорпорации беспроцентные субсидии в размере 75 млрд р.», — такие сведения приводятся от имени Калашникова в информационном бюллетене СОО КПРФ.

Если верить выходным данным бюллетеня, то он был отпечатан за неделю до собрания акционеров АВТОВАЗа -14 июня 2016 г. Т.е. идеологи изначально рассматривали вариант срыва планов Ростеха и к такому исходу готовились заранее. К читателю бюллетень стал поступать уже после событий, произошедших на собрании акционеров АВТОВАЗа.

Сейчас Калашников и его сподвижники все беды, постигшие АВТОВАЗ, навешивают на Renault как на основного владельца предприятия. «Отказ от продукции российских поставщиков», «разрушение дилерской сети LADА», «создание искусственного дефицита востребованных моделей LAD А» и т.д. — все это вменяется в вину партнерам Ростеха по АВТОВАЗу.

Банкротство двойного назначения

Идеи Калашникова о недопустимости сохранения «иностранцами» контроля за АВТОВАЗом требуют отдельного пояснения. Во-первых, долги формировало руководство АВТОВАЗа — иными словами, президент общества Комаров. Чемезов в это же время занимал пост председателя совета директоров АВТОВАЗа. Т.е. эти лица были уполномочены принимать решения как по приему траншей от Ростеха, так по «вымыванию» полученных денег с АВТОВАЗа. Каким образом «иностранцы» могли получить допуск с займам Ростеха, Калашников, естественно, не поясняет.

Renault нарастило свою долю в АВТОВАЗе, вложившись в общество деньгами, технологиями и т.д. Калашиников же предлагает узаконить сомнительные денежные манипуляции Ростеха путем зачета долговых обязательств в уставный капитал, а реального собственника оставить с носом. Весьма типичное мышление. Причем как для коммунистов, так и для Ростеха.

Однако вряд ли такой финт пройдет. Слишком долго «иностранцы» общались с российскими созидателями новейших технологий и кураторами автопрома. Имея контрольный пакет акций АВТОВАЗа, Renault может зарубить любую инициативу Ростеха, связанную с корпоративными преобразованиями. Соответственно, нужно искать иной выход устранения неугодных.

Самый простой и практичный способ избавиться от ненужного партнера — инициировать процедуру банкротства предприятия. Благо АВТОВАЗ погряз в долгах. Более 213 млрд р. — такова общая сумма обязательств общества. Одним из крупнейших кредиторов АВТОВАЗа, как нетрудно догадаться, является Ростех. Сюда следует отнести ПАО «Сбербанк России» и Госкорпорацию «Внешэкономбанк» (ВЭБ). Чемезову, вероятно, будет намного проще найти общий язык с президентом Сбербанка Германом Грефом и председателем ВЭБа Сергееем Горьковым, нежели с менеджерами Renault. Далее без труда можно будет реализовать сценарий, уже испробованный на ОАО «ИжАвто».

Будет уместным напомнить, что ранее «ИжАвто», собственно как и АВТОВАЗ, в корпоративном плане контролировалось Группой «СОК» Юрия Качмазова. Однако под напором ФГУП «Рособоронэкспорт», в котором Чемезов занимал должность генерального директора, СОК сдал свои позиции (см. «Хронограф» №32 (151) от 9.10.06). АВТОВАЗ постепенно перешел в ведение Ростеха, но с «ИжАвто» была разыграна более интересная комбинация.

По заявлению Сбербанка было возбуждено уголовное дело по факту преднамеренного банкротства «ИжАвто» (см. «Хронограф №31 (295) от 21.09.09). Ростех в свою очередь отказался выкупать предприятие в том виде, в каком его оставили менеджеры СОКа. Для этого было образовано специальное юрлицо ООО «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ), единственным учредителем которого выступил АВТОВАЗ. ОАГ и стал новым собственником мощностей ижевского автозавода. Менеджеры СОКа были обращены в бегство, а дело о банкротстве ОАО «ИжАвто» доведено до логического завершения. В июне 2012 г. в ЕГРЮЛ была внесена запись о ликвидации юрлица.

С АВТОВАЗом при желании можно проделать аналогичный трюк. Какой-либо незначительный и мало кому известный кредитор может обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании АВТОВАЗа несостоятельным. Стоит к этому делу оперативно подключиться Ростеху, и процесс банкротства станет необратимым. Скооперировавшись со Сбербанком и ВЭБом, Ростех создаст союз кредиторов, который станет контролировать ход банкротства АВТОВАЗа. С учетом пожелания крупнейших кредитов будут приниматься решения о продаже имущества должника. Для этих целей, как в случае с «ИжАвто», надо полагать, будет образовано юрлицо, в которое перейдут ликвидные активы АВТОВАЗа в зачет требований крупнейших кредиторов АВТОВАЗа. Таким образом, Ростех, как крупнейший кредитор ОАО «АВТОВАЗ», сможет получить контроль над новым предприятием — к примеру, это будет ООО «АВТОВАЗ». Renault же оставят владеть разоренным до основания обществом и наблюдать за продолжением процедуры банкротства. Данную схему вполне можно назвать национализацией. Для Ростеха это было бы вдвойне выгодно. Такое банкротство можно будет назвать новым термином — банкротство двойного назначения. С одной стороны, Ростех вновь получает над автозаводом полный контроль, с другой, никто в правительстве РФ после этого не сможет потребовать от Ростеха возврат 51 млрд р., т.к. должник попал под процедуру банкротства.

Приблизительно такие же мысли доносит до масс международный гимн пролетариата «Интернационал». Коммунисты сейчас во всю педалируют тему национализации АВТОВАЗа (будто бы предыдущей ростеховской приватизации образца 2005 г. не хватило для полного уничтожения АВТОВАЗа), но про банкротство в КПРФ пока не заговаривают. Такой путь национализации может быть не совсем понятен для простого народа, да и в программу празднования 50-летия автозавода банкротство АВТОВАЗа не вписывается. Но если верить Калашникову, то «французскому иго» на АВТОВАЗе приходит конец и стоит ожидать, что вскоре Ростех (а по версии коммунистов, государство) вновь станет полноправным хозяином АВТОВАЗа. Если, конечно, силовые структуры не сыграют на опережение.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.