Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №20 (590) | 27 июня 2016г.
 

План конкретных действий

Разработана стратегия развития ЖКХ

Борис Кротов

Одна из крупнейших групп управляющих компаний (УК), обслуживающая жилые кварталы № 26, 71, 72, 158 Центрального р-на Тольятти, разработала предложения по решению проблемных вопросов ЖКХ. Среди таких, например, необходимость перехода на прямые договорные отношения между ресурсоснабжающими организациями (РСО) и потребителями коммунальных услуг. Также сформированы предложения по пересмотру нормативов на общедомовые нужды (ОДН). Еще одна проблема — установление реального размера платы за содержание и ремонт. Без разрешения всех накопившихся вопросов в ближайшее время сфера ЖКХ может прийти к еще более плачевному положению, чем сегодня. Конструктивные и логичные же решения, наоборот, помогут сделать ряд изменений к лучшему.

На прямые договоры

В настоящее время сложилась ситуация, когда несовершенство законодательства может привести к банкротству любой УК, т. к. предопределяет невозможность в полном объеме оплачивать коммунальный ресурс и ставит любую УК перед выбором — либо отдать энергетикам деньги собственников жилья, предназначенные на содержание и ремонт жилого дома, либо стать банкротом. Большинство УК, которые думают и заботятся о собственниках жилья и о их безопасности, выбирают менее «болезненный» вариант: ремонт домов — долги энергетикам — возможное банкротство.

Одной из главных причин этого является система расчетов за коммунальные услуги, когда УК, не являясь перепродавцами коммунальных ресурсов, фактически несут ответственность перед энергетиками за потребителей данных услуг. «Недосбор» платы за жилищно-коммунальные услуги с населения составляет в среднем 5%. Введение системы расчетов через РКЦ данную проблему не решает, т.к. РКЦ только расщепляет платежи, а по долгам за коммуналку ответственность с УК не снимается. «Единственным выходом из сложившейся ситуации является изменение системы договорных отношений между УК и энергетиками, где УК будут заключаться договоры с энергетиками от имени и за счет потребителей коммунальных услуг (жителей) в качестве их представителя»,

- предлагает руководитель группы УК, обслуживающей жилые кварталы № 26, 71, 72, 158 Центрального р-на Тольятти, Евгений Харчев. Но для того, чтобы воплотить задуманное, необходимо внести поправки в жилищное законодательство РФ.

Проблемные ОДН

Еще одной проблемой является т. н. небаланс по коммунальным услугам (ресурсам), возникающий из-за заниженных нормативов по холодному и горячему водоснабжению, применяемому на ОДН. «Например, в Республике Мордовия нормативы потребления по горячей и холодной воде утверждены по аналоговому методу в размере 0,22 и 0,29 мЗ/м2 общей площади помещений, входящих в состав общего имущества, что больше наших нормативов в 7,3 раза по горячей воде и в 9,7 раза по холодной воде», — говорит Евгений Харчев.

Для жителей, не имеющих индивидуальных приборов учета, плата за коммунальные услуги, холодное (горячее) водоснабжение с учетом введенных с 1 января 2016 г. повышающих коэффициентов к нормативам в целом увеличилась. Но, в соответствии с действующим законодательством, денежные средства, поступившие за счет повышающих коэффициентов, в настоящее время являются целевыми, т. к. они должны расходоваться только на мероприятия по энергосбережению и не могут быть направлены на покрытие «небаланса». «Всего по нашей группе компаний «небаланс» составит 3 млн р. в год», — сообщил Евгений Харчев.

Содержание, ремонт и прочее

Размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах (МКД) не достаточен для покрытия всех расходов по содержанию и обслуживанию МКД. В ставку «содержание» не входит содержание большой придомовой территории, а ответственность за падение деревьев на автомобили во дворах возлагается на УК. В расходах на содержание общего имущества появляются новые расходы, которые ранее не были учтены в муниципальных тарифах. Это обслуживание общедомовых приборов учета (дорогостоящие запчасти, поверка и т.д.), программное обеспечение, связанное с раскрытием информации («РеформаЖКХ», «ГНС ЖКХ») и т.п.

Чтобы нормализовать обстановку, необходимо по примеру некоторых регионов РФ разработать региональный минимальный перечень услуг с указанием их стоимости. Также необходимо поручить органам местного самоуправления произвести пересмотр границ земельных участков под многоквартирными домами в соответствии с реальными границами домов (по бордюрному камню, исключить проездные дороги и территории общего пользования).

Определенные сложности существуют и по капитальному ремонту. На некоторых жилых домах проблемы с капитальным ремонтом необходимо решать срочно, например при аварийном состоянии кровли. В связи с этим в случае необходимости срочного ремонта, связанного с возникновением аварийной ситуации, нужен порядок постановки этого дома на капитальный ремонт в первоочередном порядке.

Еще один бич УК — избыточные меры контроля и штрафных санкций. В своем выступлении 3 декабря 2015 г. с ежегодным посланием Федеральному собранию РФ президент РФ Владимир Путин сказал: «Избыточная активность правоохранительных органов разрушает деловой климат в стране». Это в полной мере относится и к сфере ЖКХ, где проверяющими могут быть различные органы (Государственная жилищная инспекция, муниципальная жилищная инспекция, Роспотребнадзор и т.д.). Как правило, избыточные штрафы, налагаемые на УК, несоразмерны составу правонарушения. На суммы уплаченных штрафов уменьшаются возможности УК для качественного выполнения работ и услуг по содержанию МКД. Необходимо снизить (отменить) штрафные санкции, налагаемые на УК. Можно использовать опыт г. Берлина, где контроль в сфере ЖКХ осуществляют только прокуратура и суды.

В целом же, как считает Евгений Харчев, разрешение указанных проблем по предложенным схемам позволит значительно нормализовать обстановку в сфере ЖХК, сделать ее более человечной. Ответственность будет более персональной, а качество предоставляемых услуг — более высоким.