Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №19 (589) | 20 июня 2016г.
 

Как в басне

Накануне собрания акционеров АВТОВАЗа включились манипуляторы сознанием

Сейдамет Абреков

На 23 июня 2016 г. назначено годовое общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Основными вопросами повестки стоит назвать даже не избрание нового совета директоров, а две сделки по кредитованию — на 20 и 62 млрд р. Показательно, что к сделке с Renault s. a.s. на 20 млрд р. было приковано серьезное внимание СМИ и общественности, а вот о кредите на 62 млрд р. от Госкорпорации «Внешэкономбанк» словно забыли. Подобную «забывчивость» можно назвать манипуляцией общественным мнением. Это может быть выгодно ГК «Ростех» во главе с Сергеем ЧЕМЕЗОВЫМ (на фото), поскольку спекуляции отвлекают внимание от того, куда и как АВТОВАЗом были потрачены предыдущие 75 млрд р. из средств господдержки.

В долгах как в шелках

Помимо вопросов, которые традиционно включены в повестку дня годового собрания акционеров (утверждение годового отчета, в т.ч. бухгалтерской отчетности, избрание нового состава совета директоров компании и т.д.), на этот раз акционерам ОАО «АВТОВАЗ» предстоит одобрить два эксклюзивных решения. Среди таких — кредитное соглашение между АВТОВАЗом и Renault s. a.s., в соответствии с которым АВТОВАЗ получит от своего основного бенефициара 20 млрд р. Эти средства будут предоставлены на срок до 29 декабря 2016 г. под 11,5 % годовых. Еще один вопрос -кредитно-документарные сделки АВТОВАЗа и ГК «Внешэкономбанк» (ВЭБ) предельной стоимостью 62 млрд р. Срок действия подобных соглашений не должен превышать 10 лет. А процентная ставка по кредитам не должна превышать 11% годовых.

Таким образом, только по двум вышеназванным сделкам АВТОВАЗ готовится занять в общей сложности до 82 млрд р. Это огромная сумма, даже на фоне того, насколько АВТОВАЗ уже нагружен задолженностью по займам и кредитам. Общий размер задолженности по кредитам, займам и кредиторской задолженности на 31 марта 2016г. у АВТОВАЗа составил 213,1 млрд р., из которых 132,3 — займы и кредиты. Получается, что совет директоров АВТОВАЗа хочет дополнительно загрузить предприятие долгами. Причем размер этой доза-грузки превышает 60% от существующего объема займов и кредитов. Конечно, часть из тех 82 млрд р., которые АВТОВАЗ еще только планирует осваивать, наверняка пойдет на рефинансирование существующего долга. Но даже если это так, то в любом случае порядок цифр не может не изумлять. Тем более что АВТОВАЗ испытывает падение выручки и одновременно с этим имеет рост долгов и убытков (на I кв. 2 016 г. сумма непокрытых убытков составила более 106 млрд р.). При таком положении вещей без новых заимствований АВТОВАЗу действительно не выжить. Вот только как долго может продлиться такая жизнь?

Другой сценарий развития событий — лавинообразное увеличение спроса на товарные автомобили Lada. Но это в сегодняшних условиях нереально. Отсюда новые кредиты. Благо пока еще есть где взять. Государство у нас богатое.

Перевод стрелок

На этом фоне показательно, как формировалось информационное поле накануне очередного общего собрания акционеров АВТОВАЗа. В СМИ, в т.ч. и федеральных, активно муссировалась информация о кредите в 20 млрд р., который АВТОВАЗу предстоит получить от Renault s. a.s. Этот факт представлялся как помощь, которую своему дочернему предприятию оказывает французский акционер. Наверное, это делали для того, чтобы у широких общественных масс нашей страны могло сложиться впечатление, что именно Renault за свой счет решило спасать АВТОВАЗ из кризиса. А если согласились спасать, то, значит, осознают, что сами его до этого состояния и довели. Для руководства страны сегодня может быть важно, чтобы граждане в это верили. Если бы страна узнала о готовности ВЭБ выделить 62 млрд р. АВТОВАЗу, то критика, наверное, начала бы звучать уже не только в адрес автозавода. У всех на слуху история о том, что ВЭБ к 2016 г. сам подошел чуть ли не в предбанкротном состоянии, а ведь в нем деньги пенсионеров. Из-за тяжелого финансового положения в ВЭБ в феврале даже сменили главу. Пойди после этого объясни избирателям, что в ВЭБ вдруг сумели изыскать лишние 62 млрд р., чтобы выдать их на поддержку АВТОВАЗа, который формально полностью сегодня подконтролен иностранцам? Пришлось воспользоваться услугами специалистов в сфере манипуляции общественным сознанием.

Подобного рода информационный контекст полностью ложился в ассоциативный ряд о том, будто бы теперь уже бывший президент АВТОВАЗа Бу Андерссон чуть ли не в одиночку развалил АВТОВАЗ. Такие идеи, в частности, транслировались депутатом Госдумы от КПРФ Леонидом Калашниковым и гендиректором ГК «Ростех», действующим членом совета директоров АВТОВАЗа Сергеем Чемезовым. Отставка Андерссона и назначение нового президента АВТОВАЗа Николя Мора представлялись победой Калашникова и Чемезова. Однако цена этого сомнительного достижения видится слишком высокой. Уже можно говорить о 82 млрд р.

Слона-то и не приметил

Понятно, что такая черно-белая картинка мира выгодна тем, кто на самом деле руководил АВТОВАЗом долгие годы. Это прежде всего топ-менеджеры, представляющие интересы ГК «Ростех», среди которых были такие президенты АВТОВАЗа, как Игорь Есиповский, Борис Алешин, Игорь Комаров. Именно при Комарове АВТОВАЗ стал получателем беспрецедентной государственной помощи, формально предоставленной именно Ростехом, в размере 75 млрд р. Получение этой помощи в 2009 г. широко освещалось в СМИ, в т.ч. и федеральных, сопровождалось комментариями первых лиц российского государства.

На сей раз события развиваются по совершенно иному сценарию. АВТОВАЗ вновь готовится получить беспрецедентную поддержку от государства в лице госкорпорации «ВЭБ» — в данном случае в размере 62 млрд р. Но ни громких и пространных заявлений, ни комментариев первых лиц, хотя бы АВТОВАЗа, на сей раз не слышно. Для того чтобы получить доступ к информации об этой сделке, необходимо, по крайней мере, получить документы, разосланные акционерам АВТОВАЗа перед годовым собранием. Но для того, чтобы в этих документах увидеть вопрос о 20 млрд р. от Renault и не увидеть о 62 млрд от ВЭБ, нужно очень постараться. Это как в известной басне Ивана Крылова — «Слона-то я и не приметил». Кому мог понадобиться такой эффект? Сегодня именно Ростеху могут быть заданы вопросы относительно того, как были израсходованы предыдущие 75 млрд р., раз государство в очень сложных экономических условиях вновь должно помогать АВТОВАЗу через госкорпорацию «ВЭБ»? Вопросы могут поступить Ростеху неприятные и отвечать на них наверняка мало кому захочется. Проще умолчать, воспользоваться инструментарием манипуляторов общественным мнением. А там, глядишь, в очередной раз прикрывшись рассуждениями о «тяжелом прошлом, оставленном натовским офицером Андерссоном», можно будет попросить еще об одном кредите из госбанка.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Артем МАНЮХИН, сотрудник пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- Решения о размерах, формах и сроках поддержки ОАО «АВТОВАЗ» принимают акционеры предприятия, которыми сейчас ведется работа над стратегией дальнейшего развития АВТОВАЗа.