На 23 июня 2016 г. назначено годовое общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Основными вопросами повестки стоит назвать даже не избрание нового совета директоров, а две сделки по кредитованию — на 20 и 62 млрд р. Показательно, что к сделке с Renault s. a.s. на 20 млрд р. было приковано серьезное внимание СМИ и общественности, а вот о кредите на 62 млрд р. от Госкорпорации «Внешэкономбанк» словно забыли. Подобную «забывчивость» можно назвать манипуляцией общественным мнением. Это может быть выгодно ГК «Ростех» во главе с Сергеем ЧЕМЕЗОВЫМ (на фото), поскольку спекуляции отвлекают внимание от того, куда и как АВТОВАЗом были потрачены предыдущие 75 млрд р. из средств господдержки.
В долгах как в шелкахПомимо вопросов, которые традиционно включены в повестку дня годового собрания акционеров (утверждение годового отчета, в т.ч. бухгалтерской отчетности, избрание нового состава совета директоров компании и т.д.), на этот раз акционерам ОАО «АВТОВАЗ» предстоит одобрить два эксклюзивных решения. Среди таких — кредитное соглашение между АВТОВАЗом и Renault s. a.s., в соответствии с которым АВТОВАЗ получит от своего основного бенефициара 20 млрд р. Эти средства будут предоставлены на срок до 29 декабря 2016 г. под 11,5 % годовых. Еще один вопрос -кредитно-документарные сделки АВТОВАЗа и ГК «Внешэкономбанк» (ВЭБ) предельной стоимостью 62 млрд р. Срок действия подобных соглашений не должен превышать 10 лет. А процентная ставка по кредитам не должна превышать 11% годовых. Таким образом, только по двум вышеназванным сделкам АВТОВАЗ готовится занять в общей сложности до 82 млрд р. Это огромная сумма, даже на фоне того, насколько АВТОВАЗ уже нагружен задолженностью по займам и кредитам. Общий размер задолженности по кредитам, займам и кредиторской задолженности на 31 марта 2016г. у АВТОВАЗа составил 213,1 млрд р., из которых 132,3 — займы и кредиты. Получается, что совет директоров АВТОВАЗа хочет дополнительно загрузить предприятие долгами. Причем размер этой доза-грузки превышает 60% от существующего объема займов и кредитов. Конечно, часть из тех 82 млрд р., которые АВТОВАЗ еще только планирует осваивать, наверняка пойдет на рефинансирование существующего долга. Но даже если это так, то в любом случае порядок цифр не может не изумлять. Тем более что АВТОВАЗ испытывает падение выручки и одновременно с этим имеет рост долгов и убытков (на I кв. 2 016 г. сумма непокрытых убытков составила более 106 млрд р.). При таком положении вещей без новых заимствований АВТОВАЗу действительно не выжить. Вот только как долго может продлиться такая жизнь? | | Другой сценарий развития событий — лавинообразное увеличение спроса на товарные автомобили Lada. Но это в сегодняшних условиях нереально. Отсюда новые кредиты. Благо пока еще есть где взять. Государство у нас богатое. Перевод стрелокНа этом фоне показательно, как формировалось информационное поле накануне очередного общего собрания акционеров АВТОВАЗа. В СМИ, в т.ч. и федеральных, активно муссировалась информация о кредите в 20 млрд р., который АВТОВАЗу предстоит получить от Renault s. a.s. Этот факт представлялся как помощь, которую своему дочернему предприятию оказывает французский акционер. Наверное, это делали для того, чтобы у широких общественных масс нашей страны могло сложиться впечатление, что именно Renault за свой счет решило спасать АВТОВАЗ из кризиса. А если согласились спасать, то, значит, осознают, что сами его до этого состояния и довели. Для руководства страны сегодня может быть важно, чтобы граждане в это верили. Если бы страна узнала о готовности ВЭБ выделить 62 млрд р. АВТОВАЗу, то критика, наверное, начала бы звучать уже не только в адрес автозавода. У всех на слуху история о том, что ВЭБ к 2016 г. сам подошел чуть ли не в предбанкротном состоянии, а ведь в нем деньги пенсионеров. Из-за тяжелого финансового положения в ВЭБ в феврале даже сменили главу. Пойди после этого объясни избирателям, что в ВЭБ вдруг сумели изыскать лишние 62 млрд р., чтобы выдать их на поддержку АВТОВАЗа, который формально полностью сегодня подконтролен иностранцам? Пришлось воспользоваться услугами специалистов в сфере манипуляции общественным сознанием. Подобного рода информационный контекст полностью ложился в ассоциативный ряд о том, будто бы теперь уже бывший президент АВТОВАЗа Бу Андерссон чуть ли не в одиночку развалил АВТОВАЗ. Такие идеи, в частности, транслировались депутатом Госдумы от КПРФ Леонидом Калашниковым и гендиректором ГК «Ростех», действующим членом совета директоров АВТОВАЗа Сергеем Чемезовым. Отставка Андерссона и назначение нового президента АВТОВАЗа Николя Мора представлялись победой Калашникова и Чемезова. Однако цена этого сомнительного достижения видится слишком высокой. Уже можно говорить о 82 млрд р. | | Слона-то и не приметилПонятно, что такая черно-белая картинка мира выгодна тем, кто на самом деле руководил АВТОВАЗом долгие годы. Это прежде всего топ-менеджеры, представляющие интересы ГК «Ростех», среди которых были такие президенты АВТОВАЗа, как Игорь Есиповский, Борис Алешин, Игорь Комаров. Именно при Комарове АВТОВАЗ стал получателем беспрецедентной государственной помощи, формально предоставленной именно Ростехом, в размере 75 млрд р. Получение этой помощи в 2009 г. широко освещалось в СМИ, в т.ч. и федеральных, сопровождалось комментариями первых лиц российского государства. На сей раз события развиваются по совершенно иному сценарию. АВТОВАЗ вновь готовится получить беспрецедентную поддержку от государства в лице госкорпорации «ВЭБ» — в данном случае в размере 62 млрд р. Но ни громких и пространных заявлений, ни комментариев первых лиц, хотя бы АВТОВАЗа, на сей раз не слышно. Для того чтобы получить доступ к информации об этой сделке, необходимо, по крайней мере, получить документы, разосланные акционерам АВТОВАЗа перед годовым собранием. Но для того, чтобы в этих документах увидеть вопрос о 20 млрд р. от Renault и не увидеть о 62 млрд от ВЭБ, нужно очень постараться. Это как в известной басне Ивана Крылова — «Слона-то я и не приметил». Кому мог понадобиться такой эффект? Сегодня именно Ростеху могут быть заданы вопросы относительно того, как были израсходованы предыдущие 75 млрд р., раз государство в очень сложных экономических условиях вновь должно помогать АВТОВАЗу через госкорпорацию «ВЭБ»? Вопросы могут поступить Ростеху неприятные и отвечать на них наверняка мало кому захочется. Проще умолчать, воспользоваться инструментарием манипуляторов общественным мнением. А там, глядишь, в очередной раз прикрывшись рассуждениями о «тяжелом прошлом, оставленном натовским офицером Андерссоном», можно будет попросить еще об одном кредите из госбанка. "Хронограф" будет следить за развитием событий. | Комментарии | |
Артем МАНЮХИН, сотрудник пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» - Решения о размерах, формах и сроках поддержки ОАО «АВТОВАЗ» принимают акционеры предприятия, которыми сейчас ведется работа над стратегией дальнейшего развития АВТОВАЗа. |