Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (587) | 6 июня 2016г.
 

Странный «Бизнес»

В ГК «Фабрика качества» Олега Кузичкина приспособились работать в убыток

Алиса Кирсанова

На 7 июня в Арбитражном суде Самарской обл. намечено рассмотрение заявления ФНС России о признании ООО «Фабрика качества — Пенза» (ФКП) банкротом. ФКП является одним из крупных региональных дистрибьюторов Группы компаний (ГК) «Фабрика качества» (ФК), созданной Олегом КУЗИЧКИНЫМ (на фото). Проблемы ФКП — серьезный сигнал. Заявлению ФНС России предшествовал процесс смены названий на целый ряд колбасной продукции предприятий ГК ФК. Предрасположенность Кузичкина к переменам известна многим, кто имел возможность общения с ним.

Удержаться в тренде

Кузичкина сегодня сложно уличить в отсутствии денег. В родном для него с. Хрящевка в данный момент осуществляется возведение очередного строения в рамках замкового комплекса «Гарибальди». По всей видимости, сотрудникам ФНС России потребуется проявить чудеса наблюдательности, чтобы понять, как за счет колбасных наваров можно возвести аналог средневекового замка.

ГК ФК активно позиционирует свою деятельность в рамках тренда на импортозамещение. Как нельзя лучше это может проиллюстрировать то, что по итогам выставки-конференции «Retail. Импортозамеще-ние-63», которая проходила в Самарской обл. год назад, ГК ФК получила 20 золотых медалей. Не отступает ГК ФК и от канонов современного общероссийского патриотического курса. 25 сентября 2014 г. «Российская газета» опубликовала статью «Группа Компаний «Фабрика качества» помогает беженцам из охваченных войной районов Украины». Переполненный цинизмом наблюдатель мог бы сделать вывод, что бенефициар ГК ФК вдруг задумался о собственной политической безопасности. Назвать подобные предположения беспочвенными нельзя.

В 2011 г. основатель бизнеса ГК ФК Олег Кузичкин имел серьезные политические амбиции. При поддержке партии «Единая Россия» он надеялся избраться в Самарскую губернскую думу (СГД) V созыва. Вложился. Но место в итоге досталось Владимиру Купцову — с 2015 г. руководитель представительства Госкорпорации «Ростех» в Самарской обл. С Николаем Меркушкиным, сменившим в мае 2012 г. на посту губернатора Самарской обл. представителя Ростеха Владимира Артякова, у Олега Кузичкина отношений не сложилось. Хотя он пытался, но, видимо, сделал ставку не на тех консультантов.

Существует и другая версия произошедшего. С приходом в Самарскую обл. Николая Меркушкина в регион свои взоры устремила Группа «Атяшево». Вряд ли Кузичкин мог смотреть на это спокойно. В 2013 г. произошел перевод части бизнеса ГК ФК в Республику Марий Эл. Несложно догадаться, в каких тонах преподнесли эту информацию советники губернатора Самарской обл.

Одно из базовых предприятий ГК ФК находится в Тольятти. Это реорганизованное в мае 2015 г. ООО «Фабрика качества». Одним из его правопреемников стало ООО «Бизнес». По итогам 2014 г. это юр-лицо показало внушительные обороты — более 5 млрд р.

Однако налоговые отчисления с прибыли были равны нулю. Логично предположить, что такой вклад в экономику региона в условиях роста бюджетного дефицита должен был привести к конфликту интересов.

В 2014 г. можно было наблюдать тревожную тенденцию. Многие компании с высоким оборотом предпочли показать минимальную прибыль, кто-то предпочел уйти в минус. При таких обстоятельствах налоговые отчисления с прибыли в бюджет Самарской обл. начали снижаться. По мнению источников редакции Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», эта тенденция может сохраниться и по итогам 2015 г. Одной из компаний, которая может оказаться в рамках этой тенденции, станет ООО «Бизнес».

Учредителем ООО «Бизнес» является Евгений Сидякин. Компания стала одним из правопреемников ООО «Фабрика качества», реорганизованного в мае 2015 г. Сидякин также выступает учредителем либо соучредителем ООО «Фабрика», ООО «Фабрикарыбы», ООО «Марийский свинокомплекс», ООО ПК «Фабрика качества», ООО «Фабрика качества», ООО «Фабрика тортов» и ООО «Самарский мясокомбинат». Все эти компании можно отнести к ГК ФК, бенефициаром которой принято считать Олега Кузичкина.

Предпосылки, свидетельствующие о том, что ООО «Бизнес» может не участвовать в наполнении регионального бюджета по итогам т.г., были заложены в финансовой отчетности предприятия за 2013-2014 гг. У ООО «Бизнес» выручка за 2014 г. в сравнении с 2013 г. выросла на 67%: с 3,543 млрд р. до 5,243 млрд р. Если по итогам 2013 г. у компании наблюдалась чистая прибыль в размере 155 млн р., то по итогам 2014 г. в отчетности зафиксированы убытки 73,5 млн р.

Странная получается картина. В 2014 г. ООО «Бизнес» существенно нарастило обороты, но в итоге получило убыток. Зачем же тогда было делать работы больше, если это не привело к росту финансовых показателей и прибыли в т.ч., а только повлияло на появление убытков? В чем логика такого бизнеса, если не в желании снизить налогооблагаемую базу?

Чудеса менеджмента

Примечательно, что по итогам 2014 г. ООО «Бизнес» отразило в отчетности себестоимость 4,998 млрд р., в то время как в 2013 г. себестоимость составляла 3,222 млрд р. Известно, что себестоимость в основном формируется за счет затрат на сырье и материалы, покупные комплектующие изделия, расходы на подготовку и освоение производства; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; расходы на продажу и т.д. При наличии лояльных контрагентов задачи по наращиванию себестоимости зачастую выполнимы.

Как правило, при росте объемов производства относительная доля себестоимости должна сокращаться за счет снижения доли постоянных затрат. Себестоимость считается важнейшим показателем для анализа с целью повышения эффективности производств. Таким образом, бенефициары ООО «Бизнес» должны были расценить работу директора ООО «Бизнес» Дениса Медведева как крайне неэффективную. Судя по тому, что смена руководства в компании по итогам финансовых результатов, полученных в 2014 г., так и не произошла, то, скорее всего, задача нарастить затраты по производству могла быть такой же важной для руководителя, как и нарастить объемы производства. В 2015 г. о Медведеве можно было слышать, что он также был еще и директором по продажам в ГК ФК. Показательно, что Медведев так и не нашел что ответить на вопросы Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» по поводу особенностей деятельности ООО «Бизнес».

В 2014 г. ООО «Бизнес» показало чудеса в ведении бизнеса: увеличило обороты на 67% и при этом нарастило себестоимость до 95% от оборота. В результате ООО «Бизнес» по итогам 2014 г. получило убыток от продаж 60,4 млн р. Это притом что у предприятия была валовая прибыль в 249 млн р. Но ее удалось нейтрализовать коммерческими расходами предприятия на сумму 309,4 млн р. Притом что в 2013  г. коммерческие расходы общества были куда скромнее — 127 млн р.

Впечатляющий рост «Коммерческих расходов» на 41% по итогам 2014 г. на фоне роста себестоимости может лишь стать дополнительным аргументом в пользу того, что ключевой целью работы директора ООО «Бизнес» было отнюдь не извлечение прибыли. Ведь «Коммерческие расходы» включают в себя затраты по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные работы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д. Проще говоря, при наличии навыков составления контрактов на поставку услуг и наличие лояльных контрагентов в эту строку можно вписать очень многое.

В итоге ООО «Бизнес» с оборотов более 5 млрд р. по итогам 2014 г. обошлось без налоговых отчислений с прибыли. Учитывая прогрессирующее влияние кризисных явлений теперь и по итогам 2015 г., ООО «Бизнес» может в очередной раз «списать» коммерческие расходы на сотни миллионов. И сегодня у экспертов ОАЕ «Хронограф» почти не остается сомнений, что в результате этого ООО «Бизнес» по итогам 2015 г. покажет убыток. Если это подтвердится, то бюджет Самарской обл. может вновь остаться без отчислений от ООО «Бизнес» налога на прибыль.

Страховка от налогов

Мечтать о росте экономики сегодня неуместно. Разумнее ожидать стабильного падения оборотов в среднесрочной перспективе. Кстати, налог на прибыль является фактически основным источником наполнения бюджетов субъектов РФ. Ставка налога на прибыль в 2015 г. составляет 20%, из которых 10% от суммы начисленного налога на прибыль организаций идет в федеральный бюджет, а 90% перечисляется в бюджеты регионов.

Все это к деятельности ООО «Бизнес» имеет опосредованное отношение. Общество налог на прибыль в 2014 г. не платило и в среднесрочной перспективе платить, видимо, уже не будет. И вот тут возникает основа для конфликта интересов. ООО «Бизнес» и близкие обществу организации имеют производственные мощности на территории Самарской обл. Именно от региональных властей в свое время исходила поддержка ГК ФК. В мае 2013 г. министр сельского хозяйства и продовольствия Самарской обл. (декабрь 2010 г. — февраль 2016 г.)

Виктор Альтергот лично участвовал в запуске новой производственной линии ООО «Самарский мясокомбинат», которое можно отнести к ГК ФК. А ведь на тот момент ООО «Самарский мясокомбинат» уже имело прописку в Республике Марий Эл. В феврале 2013 г. Кузичкин даже возглавил НКО «Ассоциация мясной и перерабатывающей промышленности Самарской обл.». В октябре 2013 г. на открытии нового производства «Фабрики качества» в Тольятти ленточку вместе с Кузичкиным также резал Альтергот.

Известно, что Альтергот на протяжении своей министерской деятельности активно поддерживал деятельность ГК ФК. А платой за масштабную поддержку стало, как можно увидеть, снижение налоговых отчислений в бюджет Самарской обл. Это стало возможным в силу того, что представители подконтрольного Кузичкину бизнеса на определенном этапе вдруг начали перерегистрировать действующий в Самарской обл. и зарабатывающий тут миллиарды бизнес в другой регион — в Республику Марий Эл. Это можно было бы воспринять как попытку перевода в бюджет соседнего региона части своих налоговых отчислений. С подобными вещами мало кто из представителей региональных властей в нашей стране готов мириться. Даже несмотря на бравые лозунги ГК ФК об импортозамещении.

Профессионалы из Управления ФНС России по Самарской обл. прекрасно знают, что способны прятать под своими лозунгами отдельные крупные налогоплательщики. В конце 2015 г. подразделения ГК ФК вдруг задумались о смене названий на свою продукцию. «С 1 января 2016 г. ряд колбасной продукции ГК «Фабрика качества» сменили наименование. Хотим особо подчеркнуть, что это не новые продукты -изменились только наименования, а по составу это те же самые всеми нами любимые колбасы и сардельки», — говорилось в разделе «Новости» на сайте http://www.fabrika63.ru самарского подразделения ГК ФК. Далее в этом сообщении шло перечисление двенадцати колбасных изделий с упоминанием их предыдущих названий и новых. Событие достаточно странное. Менять названия пользующейся у покупателя спросом продукции с 1 января — это преступление против основ маркетинга. Но если руководствоваться юридической стороной вопроса, то все могло быть вполне логичным. Например, 31 декабря 2015 г. мог истечь срок действия зарегистрированных прав на торговые названия колбас, под которыми они продавались до этого. Право собственности на пользование торговой маркой — это нематериальный актив, который можно использовать в технологиях снижения налогооблагаемой массы.

Подобные технологии могут строиться на отношениях с дистрибьюторами. Работа дистрибьютора немыслима без эксплуатации имиджа уже раскрученной торговой марки. Вопрос лишь в том, как стороны оформят поток средств между собой. Если вдруг выяснится, что основную маржу во взаимоотношениях с дистрибьюторами бенефициар ГК ФК делал на виртуальности расходов по оплате прав за пользование торговыми марками своих колбас, то логика срочной смены названий с 1 января 2016 г. может найти свое объяснение. В рамках этой версии могли бы начать развиваться и события вокруг ООО «Фабрика качества — Пенза». На сайте ГК ФК о ФКП сказано как о дистрибьюторе в регионе Пензенская обл. (http:// www.fkl00.ru/pages/kontakty). И это притом что весь бизнес хозяина ФКП Андрея Призимирского связан с Самарой.

Между тем не только в наблюдениях за бизнесом ГК ФК должны проводить свое время инспекторы ФНС России. Они вполне могли бы посетить расположенный в с.п. Хрящевка замковый комплекс «Гарибальди». Поинтересоваться вопросами регистрации объектов недвижимости, их кадастровой стоимостью, объемами отчисляемых налогов на имущество. Помимо этого можно было бы поинтересоваться источниками финансирования этой непрекращающейся почти 10 лет стройки. Кто знает, может быть, вскроется чехарда никому не приметных юрлиц, которые успешно занимаются возмещением НДС по линии строительства или поставок стройматериалов на этот замковый комплекс? В любом случае высоко оборотистый бизнес ГК ФК и высоко затратный проект замкового комплекса в Хрящевке должны иметь хоть какие-то точки пересечения, позволяющие говорить об оптимизации финансовых процессов.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.