Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №17 (587) | 6 июня 2016г.
 

Национализировать уже нечего

Долги АВТОВАЗа растут стахановскими темпами

Сейдамет Абреков

23 июня пройдет годовое общее собрание акционеров ОАО «АВТОВАЗ». Перед этим собранием появилась отчетность предприятия, из которой четко усматривается, что долговая нагрузка растет, и как из нее выбираться, пока, наверное, не знает никто. Так, задолженность по таким строкам отчета, как «займы», «кредиты» и «кредиторская» уже превысила 213 млрд р. При этом столь же стремительно растут долги, падает выручка.

Перед очередным собранием акционеров ОАО «АВТОВАЗ» был раскрыт отчет компании за I кв. т.г. Стоит обратить внимание на динамику увеличения задолженности. Она у АВТОВАЗа традиционно растет. Не стал исключением и очередной отчетный период. 2015г. АВТОВАЗ закончил, имея долгосрочных обязательств на 85,1 млрд р. Из них 25,4 млрд р. -кредиты, 59,7 млрд р. — займы. Краткосрочная задолженность также впечатляет: 40,1 млрд р. — кредиты, 1,3 млрд р. — займы. Всего 41,4 млрд р. Нетрудно подсчитать, что всего по таким видам задолженностей, как краткосрочная и долгосрочная, на 31 декабря 2015 г. АВТОВАЗ отразил 126,5 млрд р.!

Но это еще не все. Общий размер кредиторской задолженности составил 69,7 млрд р., из которых 18,7 млрд р. — просроченная. Причем большая часть просроченной задолженности (18,6 млрд р.) приходится на поставщиков. Из общей кредиторской задолженности также наибольшая часть перед поставщиками — 56,9 из 69,7 млдр р.

Если суммировать задолженность по займам и кредитам с кредиторской задолженностью, то на 31 декабря 2015 г. у АВТОВАЗа это было примерно 196,2 млрд р.! Сказать, что это колоссальная цифра, значит ничего не сказать. Для понимания сопоставим с размером бюджета г.о. Тольятти. С учетом того, что на данный момент городской бюджет составляет примерно 11 млрд р., за счет суммы долга, который АВТОВАЗ, наверное, когда-нибудь вернет, весь Тольятти мог бы жить 18 лет!

Сегодня у АВТОВАЗа рекордные объемы непроданных автомобилей
Сегодня у АВТОВАЗа рекордные объемы непроданных автомобилей

Если кто-то думает, что с уходом с поста президента АВТОВАЗа Бу Андерссона на автозаводе что-то поменяется или уже поменялось, то пока эти оптимистичные мысли следует отложить. По крайней мере, динамика, которую показал автозавод в I кв. 2016 г., позволяет говорить о пессимистичных сценариях. Для наглядности следует отразить цифры по тем же показателям, которые были приведены выше. Так, на 31 марта 2016 г. АВТОВАЗ отчитался о том, что компания имеет долгосрочных заемных средств на 87,9 млрд р., что на 2,8 млрд р. больше, чем кварталом ранее. 28,5 млрд р. из них — кредиты, 59,3 млрд р. — займы. Таким образом, за один квартал АВТОВАЗ увеличил долгосрочных кредитов на 3,1 млрд р., но снизил долгосрочных займов на 0,4 млрд р. Сравним динамику краткосрочной задолженности. Она также выросла — до 44,4 млрд р., т.е. на 3 млрд р.

Краткосрочных кредитов АВТОВАЗ набрал на 39,5 млрд р., займов — на 4,9 млрд р. Итого, общая задолженность АВТОВАЗа по краткосрочным и долгосрочным видам обязательств на 31 марта 2016 г. выросла до 132,3 млрд р., что на 5,7 млрд р. больше, чем кварталом ранее.

Теперь к динамике кредиторской задолженности. Общий ее размер составил 80,8 млрд р., т.е. всего за 3 месяца она выросла сразу на 11,1 млрд р. Из них 25,5 млрд р. — просроченная задолженность (причем на 25,3 млрд р. из них — перед поставщиками). Т.е. «просрочка» выросла на 6,8 млрд р. Также 66,4 из 80,8 млрд р. — это общая задолженность перед поставщиками. Стоит напомнить, кварталом ранее эта цифра была 56,9 млрд р. Таким образом, рост общей задолженности перед поставщиками за квартал произошел на 9,5 млрд р. Что и говорить, несладко приходится вазовским поставщикам. И чем дальше, тем хуже.

Общий же размер задолженности по кредитам, займам и кредиторской на 31 марта 2016 г. у АВТОВАЗа составил 213,1 млрд р.! Это бюджет Тольятти почти на 19,5 лет! Т.е. за один квартал вазовцы смогли нарастить долгов на 1,5 года жизни всего Тольятти. Таких опережающих темпов со знаком «минус» не знал даже Советский Союз, где лозунги «Пятилетку за год!» были привычным делом. Как видно, на АВТОВАЗе воплощать подобные идеи могут без лозунгов и парадов -тихо и не привлекая внимания, но зато стахановскими темпами.

Опять же, все познается в сравнении. Чтобы понять, что такое 213,1 млрд р. для самого АВТОВАЗа, стоит сказать о том, что выручка предприятия по основным видам деятельности — производство и продажа автомобилей и разобранных серий, а также сборка автомобилей и шасси в рамках договоров подряда – за 2015  г. составила около 156,8 млрд р. Получается, чтобы покрыть долги, АВТОВАЗу нужно собрать всю выручку за полтора года. Именно выручку, а не чистую прибыль. А это означает, что надо, образно выражаясь, не пить, не есть и не кормить работников и поставщиков. Причем, судя по динамике продаж, скоро «не пить и не есть» вазовцам придется еще дольше.

В сравнении I кв. 2015 и 2016 гг. также повода для оптимизма найти сложно. Если за I кв. 2015 г. автомобилей и разобранных серий АВТОВАЗом было продано и собрано на 44,2 млрд р., то за I кв. 2016 г. — всего на 36,1 млрд р., т.е. на 8,1 млрд р. меньше. При этом надо отметить, что было увеличение стоимости товарных автомобилей и инфляции.

Таким образом, глобальный вывод лежит на поверхности: долги АВТОВАЗа стремительно растут, а выручка столь же стремительно падает. АВТОВАЗ в любой момент может быть признан банкротом. Странно, что на этом фоне депутат Госдумы от КПРФ Леонид Калашников призывает что-то здесь еще национализировать.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.