Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №15 (585) | 23 мая 2016г.
 

Деофшоризация Кобенко

При сопровождении «Хронографа» министр нашел пропавшие субсидии для «Технопарка»

Георгий Кизельгур

20 мая подчиненные министра экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. (МЭРИТ) Александра КОБЕНКО (на фото) официально прокомментировали Областному аналитическому еженедельнику (ОАЕ) «Хронограф» офшорный след, появившийся у министра в День Победы. По заверениям МЭРИТ, Кобенко перестал участвовать в капитале офшорных компаний еще до своего поступления на госслужбу. Впрочем, для того, чтобы, к примеру, прогонять средства бюджета через Британские Виргинские острова, как показывает практика, совсем необязательно непосредственно участвовать в этом бизнесе. Если такое могло произойти и с Кобенко, то он, во многом благодаря ОАЕ «Хронограф», похоже, начал исправляться.

Согласно базе данных т.н. «Панамского архива», открытой для широкого доступа 9 мая 2016 г., Александр Кобенко вместе с Константином Плахтюковым был записан собственником офшорной компании MEDFORD COMMERCIAL LTD, зарегистрированной на Британских Виргинских островах. О Константине Плахтюкове известно, что ранее он возглавлял направление «бакалея» в Х5 Retail Group. Директором же офшора в документах «архива» значился Алексей Молвинский, с которым Кобенко участвовал в ряде бизнес-проектов еще до своего назначения на министерский пост.

С целью выяснить, как Кобенко взаимодействует с MEDFORD COMMERCIAL LTD в настоящий момент, на его имя ОАЕ «Хронограф» направил соответствующий запрос. 20 мая пресс-служба министра прокомментировала офшорный след так: «Кобенко А.В. являлся одним из акционеров компании MEDFORD COMMERCIAL LTD, зарегистрированной на Британских Виргинских островах с 20 ноября 2006 г. по 31 июля 2009 г. Т.е. задолго до поступления на государственную службу Кобенко А.В. вышел из состава акционеров, продав свою долю участия в капитале компании. Компания занималась инвестиционной деятельностью». В целом такой ответ достаточно подробен. Чего не хватало, так это указания, кому именно Кобенко уступил свою долю в офшоре.

Однако ни для кого уже не является секретом, что многие российские предприниматели склонны переписывать свои доли в иностранных компаниях на граждан иностранных государств, в чьей юрисдикции находятся компании.

Далее новые номинальные владельцы долей начинают представлять интересы реальных собственников бизнеса по договорам доверительного управления. Т.е. де-юре контроль над распределением денежных потоков и прибыли остается у доверителей.

Если представить, что Кобенко мог бы в рамках такой схемы продолжить курировать работу MEDFORD COMMERCIAL LTD до сих пор, то могло бы найтись объяснение таинственному исчезновению в конце прошлого года 160 млн р. Данные средства областного бюджета министерство Кобенко решило выделить в адрес АО «Технопарк» в качестве субсидий на возмещение понесенных затрат на подготовку площадок и инфраструктуры для захода инвесторов. Был даже подписан соответствующий договор № 350 от 22 декабря 2015 г. и сформировано платежное поручение от 24 декабря. А вот дальше, по версии МЭРИТ, областной Минфин отклонил поручение из-за того, что появилась некая «приоритетная статья расходования средств по части исполнения обязательств социальной направленности».

Эту новую статью, в которой растворились деньги, правоохранительные органы начали искать в январе 2016 г. Параллельно к поиску подключился и ОАЕ «Хронограф», засыпавший Кобенко запросами на тему о том, как в условиях пропажи 160 млн р. планируется рассчитываться с «Технопарком»?

В начале апреля источник редакции в УЭБ и ПК ГУ МВД России по Самарской обл. поделился свежей версией, куда могла уплыть упомянутая субсидия. Похоже, что еще за месяц до подписания договора № 350 (который мог подписываться в большей степени только для отвода глаз), примерно в третьей декаде ноября, тремя платежными поручениями на 100, 50 и 10 млн р. деньги якобы могли быть переведены неким неназываемым фирмам,

на тот момент исполнившим свои обязательства перед госзаказчиками авансом и, следовательно, остро нуждавшимся в компенсации. Как предполагается, получатели должны были радоваться такому подарку. Как правило, в таких случаях не обходится без щедрых благодарностей.

Через другие фирмы, имеющие признаки т.н. «транзптеров», примерно половина от полученных средств могла уйти в офшор куда-то в сторону Кипра, а затем — в направлении Британских Виргинских островов. Почему бы конечной точкой на пути следования «груза» не стать «инвестору» по типу MEDFORD COMMERCIAL LTD? Выписка о движении средств по счету данной компании должна показать, так ли это.

После того, как правоохранительные органы одновременно с «Хронографом» «копнули» в направлении островных компаний, вопрос о возврате субсидий «Технопарку» вдруг начал решаться. 19 апреля в Самарскую губернскую думу поступили поправки в закон «Об областном бюджете на 2016 г. и плановый период 2017-2018 гг.». В ходе ознакомления с проектом поправок выяснилось, что МЭРИТ, курирующее деятельность «Технопарка», все же вынуждено было предусмотреть компенсацию расходов, понесенных при проектировании инфраструктуры индустриальных парков «Преображенка» и «Чапаевск», в размере 160 млн р. Далее появилась информация, что данная поправка принята не была. И только после майских праздников благодаря организованному редакцией ОАЕ «Хронограф» информационному сопровождению действий Кобенко выплату субсидии удалось продавить. 20 мая МЭРИТ подтвердил, что к договору № 350 от 22 декабря 2015 г. заключено дополнительное соглашение о предоставлении «Технопарку» вышеуказанной суммы. «После подписания дополнительного соглашения министерством будет сформировано и направлено в установленном порядке в министерство управления финансов Самарской обл. платежное поручение на перечисление субсидии АО «Технопарк», — заверили «Хронографу» в министерстве Кобенко.

Теперь остается дождаться фактического получения «Технопарком» 160 млн р. и расчетов данного образования уже по своим обязательствам перед кредиторами.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.