Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №14 (584) | 16 мая 2016г.
 

Спасенный источник

Самарские бизнесмены сберегли минеральный ресурс от исчезновения

Борис Кротов

Областной аналитический еженедельник «Хронограф» запускает спецпроект под названием «Сделано в Самарской области», где планирует рассказывать о достижениях местных товаропроизводителей. Губернатор Самарской обл. Николай МЕРКУШКИН в своих выступлениях неоднократно подчеркивал, что экономика региона держится на предпринимателях, благодаря которым создаются конкурентоспособная, качественная продукция и новые рабочие места. Одним из таких предпринимателей — патриотов своего края является известный самарский бизнесмен Александр ХЕНКИН. К числу наиболее успешных его бизнес-проектов следует отнести воссоздание производства минеральной воды «Борская». Сегодня этот продукт можно считать одной из визитных карточек Самарской обл.

Источник минеральной воды в Борском р-не Самарской обл. стал эксплуатироваться в производственных целях относительно недавно. Причем его открытие произошло при совершенно случайных обстоятельствах. В 60-х гг. XX в. нефтяники проводили геологоразведку с целью изучения водоносных слоев, бурили скважины, делали замеры, а потом их обратно запечатывали. Однако по неизвестным причинам две скважины не были законсервированы — из них постоянно сочилась вода. Согласно расхожей легенде, оставить скважины открытыми попросил председатель колхоза им. Степана Разина. Он приглядел их как источник для водопоя скота. Якобы за ящик водки и зарезанного барашка нефтяники сделали то, о чем их просил председатель колхоза.

Впрочем, уже очень скоро жители близлежащих поселений обратили внимание, что из одной скважины шла обычная вода, а из другой — с необычным, слегка солоноватым, привкусом. Спустя некоторое время качество необычной воды решили изучить медики и ученые. Специалисты Свердловского НИИ курортологии и физиотерапии Министерства здравоохранения РСФСР установили,

что найденный источник воды со специфическим вкусом обладает определенными свойствами, которые отличают ее от простой артезианской воды за счет минеральных качеств.

Впрочем, как оказалось, одно дело — обнаружить источник минеральной воды и совсем другое — превратить дар природы в общедоступный ресурс. Сделать это оказалось непросто. Впервые розлив Борской минеральной воды опробовал «Борский пищекомбинат» в конце 80-х гг. Однако выпуск продукции производился недолго и в небольших объемах: предприятие было приватизировано и новые владельцы интереса к минеральной воде не проявили. Новые экономические реалии не сулили борской минералке никаких перспектив. В 90-е гг. постсоветское бизнес-сообщество было представлено в основном жуликоватыми предпринимателями, которые только и думали о том, как урвать для себя лакомый кусок в ходе приватизации госсобственности. Такие дельцы жили одним днем, из оказавшихся в их руках предприятий тут же выжимались все соки, после чего имущество распродавалось, а оборудование отправлялось на металлолом. О перспективах развития производств новоявленные «бизнесмены» предпочитали не думать.

Новые экономические реалии 90-х годов были далеко не самым благоприятным временем для такой отрасли, как бутилизация минеральной воды. Это сегодня в тренде потребление бутилированной воды, в т. ч. и минеральной, а в те годы население предпочитало утолять жажду тем, что лилось из-под крана.

При таких обстоятельствах задуматься о перспективах рынка бутилированной воды мог только дальновидный предприниматель-патриот. К счастью, в Самарской обл. такие люди нашлись.

Известный самарский бизнесмен Александр Хенкин со своими компаньонами сделал то, чем в 90-е гг. не принято было заниматься, -реализовал инвестиционный проект по добыче, казалось бы, совсем непривлекательного ресурса. Объектом вложений стала не нефть и не газ, а источник минеральной воды в Борском р-не. В 1996 г. Хенкин вместе со своими партнерами создал ООО «Борские минеральные воды» (БМВ), на базе которого была налажена добыча и реализация теперь широко известной минеральной воды «Борская».

Наделенный предпринимательским чутьем Александр Хенкин даже в тот сложный период смог оценить коммерческий потенциал Борской минеральной воды. Добыча минеральной воды, как это ни странно, очень тонкий производственный процесс. Для реализации этой бизнес-идеи нужно не только разведать источник и подготовить скважину к эксплуатации, но и построить завод со своей лабораторией, закупить необходимое оборудование, т.е. практически с нуля наладить весь производственный процесс. Все это Александр Хенкин и его бизнес-партнеры смогли воплотить, несмотря на сложные экономические условия.

Таким образом, благодаря дальновидным самарским инвесторам удалось не только воссоздать выпуск Борской минеральной воды, но и сделать этот продукт достоянием всей Самарской обл. Следует признать, что именно такие местные бизнесмены-патриоты вносят основной вклад в укрепление экономического фундамента региона вместе с губернатором. Кроме того, благодаря таким предприятиям, как ООО «БМВ», по кирпичику формируется позитивный имидж Самарской обл.