Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №13 (583) | 25 апреля 2016г.
 

Цирульников не ожидал

КСП нашла нарушения в схемах работы «Фонда Тольятти»

Илья Ширтанов

В апреле Контрольно-счетная палата (КСП) г.о. Тольятти раскрыла информацию о результатах проверки целевого использования муниципальной субсидии, предоставленной ГБФ «Фонд Тольятти» (ФТ). Представленные КСП данные подводят к выводу о том, что в ФТ, исполнительным директором которого является Борис ЦИРУЛЬНИКОВ, относятся к освоению полученных денег своеобразно. Звучат и более жесткие версии.

В 2015 г. мэрия Тольятти выделила ФТ субсидию в размере почти 5,5 млн р. «для реализации инициатив (мероприятий) населения, проживающего на территории г.о. Тольятти, в целях решения вопросов местного значения». Формулировка настолько размытая, что модератор, в данном случае ФТ, может осваивать деньги фактически по своему усмотрению. Что, судя по данным КСП, и произошло.

Начнем с того, что на конкурс за право получения субсидии из бюджета, проведенный департаментом социального обеспечения мэрии г.о. Тольятти, поступила одна заявка -от ФТ. Представители Фонда заверили, что за муниципальные средства они проведут 627 мероприятий. В перечне значились спортивные, культурно-массовые, просветительские и прочие мероприятия. По версии ФТ, все они должны были быть полезными для жителей Тольятти.

Специалисты КСП сразу указали на неопределенность формулировок в документах из заявки ФТ: «Из представленного фондом заявления не представляется возможным определить, какие именно будут проведены мероприятия, не определены конкретные ожидаемые результаты от проведения мероприятий и достижения социально-экономического эффекта для муниципального образования, а также не представлены обоснования по необходимости проведения мероприятий в таком количестве и планируемый объем финансовых затрат на проведение каждого мероприятия».

Более того, было выявлено несоответствие заявленных ФТ показателей по отношений к фактическим обстоятельствам. «Количество граждан, зарегистрированных на территории г.о. Тольятти, в отношении которых будут проведены мероприятия, фондом указано около 290 тыс. человек, что не соответствует данным, представленным в заявках председателей территориального общественного самоуправления (ТОС) по Автозаводскому, Центральному, Комсомольскому р-нам Тольятти, где общее количество граждан, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в границах соответствующей территории ТОС, составляет 237,3 тыс. человек», — такой казус был установлен аудиторами КСП.

И это расхождение было раскрыто в самом начале отчета КСП. Далее представлены куда более вопиющие факты. Они касаются непосредственно операций со средствами, поступившими в адрес ФТ. Как отмечает КСП, 5 мая 2015 г. на расчетный счет (р/с) фонда в ООО КБ «Эл банк», представленный в заявке на получение субсидии, были перечислены денежные средства в полном объеме. Между тем на данном счете имелся остаток в размере 1,66 млн р. 7 мая, т.е. через день после указанного события, ФТ перечисляет 3 млн р. с указанного счета на другой р/с фонда, также открытого в «Эл банке». «В ходе проверки не представляется возможным проследить дальнейшее движение денежных средств на расчетном счете, куда была перечислена субсидия, и подтвердить целевое использование субсидии, т.к Фондом не представлены платежные поручения, выписки банка по данному расчетному счету», -сообщает КСП. Более того, было установлено, что часть расходов, в сумме немногим превышающая 1 млн р., на проведение мероприятий фонда была оплачена с р/с ФТ в АО «ФИА-БАНК». По оценке КСП, операции, произведенные со счета в ФиаБанке, «не являются расходами, произведенными за счет поступившей субсидии».

Создается впечатление, что хаос в финансовой деятельности, вероятно, обычное явление для ФТ. С другой стороны, запутанная схема денежных переводов могла быть смоделирована намеренно. И, скорее всего, она функционирует не один год. Можно предположить, что у благотворительного фонда имеется возможность «растворить» необходимую сумму, причем не только муниципальных субсидий, но и всевозможных пожертвований, в многочисленных денежных потоках, направляемых на реализацию различных программ. Имея такие инструменты, можно не только бесследно осваивать бюджетные деньги, но и отмывать средства, полученные из сомнительных источников. Вероятно, по такому принципу могли бы быть спроектированы схемы взяткоприемных механизмов, где получателями выступают чиновники, а подносителями — заинтересованные в решении вопросов бизнесмены.

О лояльности местных чиновников к ФТ говорилось не раз (см. «Хронограф» №1 (571) от 18.01.16). К примеру, в 2014 г. ФТ был встроен в качестве прокладки в схему финансирования городских ТОС (см. «Хронограф» №21 (508) от 30.06.14). В указанном году размер субсидии, выделенной ФТ, достиг почти 6 млн р. Манипуляции с денежными средствами могли вестись по той же схеме, что и в 2015 г. Но почему руководство правоохранительных органов предпочитает не замечать существование столь странного феномена? Может быть, среди них тоже есть клиенты ФТ?