Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (582) | 18 апреля 2016г.
 

Вспомните Путина!

Михаилу Матвееву пора на госслужбу

Егор Кошеров

12 апреля депутат Самарской губернской думы (СГД) Михаил МАТВЕЕВ (на фото) встретился в Москве с председателем ЦК КПРФ Геннадием ЗЮГАНОВЫМ, пожаловался на ситуацию в Самарской обл. В канун выборов в Госдуму РФ Матвеев пытается стать в Самаре коммунистом №1. Если он это успеет сделать, то путь в Госдуму ему будет гарантирован. В Тольятти коммунистом №1 уже стал Леонид КАЛАШНИКОВ. Ему в этом помогла ситуация в ОАО «АВТОВАЗ». В Самаре таких проблем нет, поэтому Матвееву до электорального уровня Калашникова еще очень далеко. На этом фоне Матвееву только и остается рассчитывать на образ жертвы политических репрессий. «Белый дом» без труда мог бы справиться с проблемой, если бы пригласил Матвеева на ответственную работу. В свое время именно такой прием помог президенту РФ Владимиру ПУТИНУ раздробить либеральное крыло оппозиции.

Самарская специфика

Сегодня на фоне последних общественно-политических событий в Тольятти, где повестку дня задает депутат Госдумы от КПРФ Леонид Калашников, активность его самарских соратников выглядит весьма вяло. Впрочем, это неудивительно: в Самаре у КПРФ нет столь четкого лидера общественного мнения, как в Тольятти. Однако такая фигура непременно должна появиться, и чем ближе к осенним выборам 2016 г., тем отчетливее она будет проявлять свою суть. Кураторы предвыборной кампании КПРФ в Самарской обл. вполне могут сделать ставку на депутата СГД Михаила Матвеева. Среди всех депутатов фракции КПРФ в СГД Матвеев, пожалуй, выглядит наиболее ярким и узнаваемым политиком. Было бы вполне логично, если бы формирование повестки дня в Самаре доверили именно ему.

По сути, сегодня перед Матвеевым стоит задача стать коммунистом №1 в областном центре (таким же, каким сейчас для Тольятти является Леонид Калашников) и «заехать» на этой статусной волне в Госдуму.

Однако Матвеев находится в совершенно иной совокупности обстоятельств, нежели Калашников. У Калашникова в Тольятти очень много поводов для проведения пиар-кампаний. В условиях экономического кризиса и роста протестных настроений массовые сокращения в ОАО «АВТОВАЗ» и ОАО «АвтоВАЗагрегат» очень четко и профессионально отрабатываются политтехнологами Леонида Калашникова. Записав на свой счет увольнение президента АВТОВАЗа Бу Андерссона, Калашников быстро превратился в любимца местной публики. Это даже успели отметить лидеры основных экономических кланов Тольятти 24 марта, в ходе визита в город исполняющего полномочия секретаря политсовета Самарского регионального отделения партии «Единая Россия» Игоря Станкевича (см. «Хронограф» №10 (580) от 4.04.16). При этом социальный запрос на «национализацию» градообразующего предприятия также нашел отражение в предвыборной программе Калашникова. Идея национализации АВТОВАЗа выражена в таком виде, будто Калашников и не знает про марксистско-ленинские тезисы «о рабочем контроле». От такой национализации в выигрыше окажется не пролетариат, о котором в агитках Калашникова нет ни слова, а Госкорпорация (ГК) «Ростех» Сергея Чемезова, курирующая автопром. Такие обстоятельства заставляют задуматься о том, кто оплачивает высокопрофессиональную массированную агитационную кампанию Калашникова, да и кампанию КПРФ в целом.

В Самаре у Михаила Матвеева не оказалось столь удобной базы для проведения пиар-кампании. И дело не в том, что крупные самарские предприятия не испытывают проблем. Проблемы есть, и порой серьезные. Так, в начале текущего года было заявлено об очередной волне сокращений в АО «РКЦ «Прогресс» (см. «Хронограф» № 7 (577) от 09.03.16). Однако депутат Матвеев обделил вниманием ситуацию в «РКЦ «Прогресс». Видимо, по той причине, что ГК «Ростех» невыгодно педалировать тему увольнений на предприятии, поскольку ее деятельность сегодня, в отличие от АВТОВАЗа, курирует выходец из команды Чемезова Игорь Комаров, возглавляющий ГК «Роскосмос». Возбуждаться Матвеев может, как и Калашников, скорее всего, только по согласованию с Ростехом.

Медвежья услуга

По всей видимости, в таких жестких ограничениях Михаил Матвеев для раскрутки своей популярности решил взять на вооружение старый проверенный способ — попасть в эпицентр скандала и разыграть роль жертвы. «Дело блогеров», похоже, очень удачно вписалось в стратегию Матвеева. Трудно представить, что хорошо подкованный в области юриспруденции депутат не осознавал последствия разглашения материалов уголовного дела до окончания предварительного расследования. Последствием «неосознания» стало возбуждение уголовного дела по ст. 310 УК РФ и продолжение раскрутки Матвеева на этой теме.

Характерно, что на подобную пиар-кампанию Михаил Матвеев мог решиться только в одном случае — будучи твердо уверенным в том, что серьезных последствий не будет. За обысками в квартире последовала пресс-конференция с участием Матвеева, которая состоялась 7 апреля. Т.е. своими действиями силовики только добавили Матвееву политического драйва. Им бы, наоборот, взять его до конца выборов под личную охрану и пылинки с него сдувать, пусть оппозиция усомнится в искренности Матвеева. Но власть у нас пока умеет действовать только по-медвежьи. Матвеев это понимает и пытается пользоваться случаем.

Вместе с ним перед журналистами 7 апреля выступили первый секретарь Самарского областного комитета КПРФ, депутат СГД Алексей Лескин, руководитель фракции КПРФ в СГД Виталий Минчук. Каждый четко исполнил свою роль. Алексей Лескин выражал возмущение силовыми методами, а Виталий Минчук от имени фракции пообещал не дать в обиду «своего товарища» . Сам Матвеев прошедшие обыски назвал «показательной акцией устрашения». Собственно, состоявшаяся пресс-конференция четко показала, кто на предстоящих выборах выпрыгнет в «коммунисты №1» в Самаре.

Матвеев готовится стать чем-то вроде иконы стиля для местных партийных бонз, сочетающей в себе образ мученика, якобы пострадавшего от рук властей, с имиджем борца с коррупцией. Следует ожидать, что к моменту выдвижения кандидатов в депутаты за Михаилом Матвеевым уже окончательно закрепится звание главной «жертвы режима».

Тяжелый случай

Крайне интересным выглядит вопрос, какие контрмеры будет применять «белый дом», чтобы не допустить превращения Матвеева в «коммуниста № 1», формирующего повестку дня в Самаре. Пока действия представителей «белого дома» только способствуют укреплению того образа, который сегодня примеряет на себя Михаил Матвеев. К примеру, старт уголовному делу о разглашении и последовавшим обыскам могло дать заявление адвоката Александра Паулова, которого принято считать близким провластным кругам. А уже после обысков от официальных лиц руководства области стали звучать оправдания действиям силовых структур под тем предлогом, что опубликованные материалы стали использоваться против страны врагами России. Подобного рода оправдания только лишь льют воду на мельницу Матвеева, у которого появляется лишний аргумент в пользу версии, что его дело является «политическим», а сам он, следовательно, «репрессируется». Т. е. власти вполне предсказуемо двигаются по коридору, который им профессионально формируют модераторы оппозиции.

По мнению экспертов Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», наиболее эффективными в сложившейся ситуации были бы действия «белого дома», направленные на разрушение имиджа Матвеева как борца-оппозиционера. Лучший способ это сделать — дискредитировать связями с действующей властью. Если кто-то не знает, как это делается, то ему следовало бы вспомнить события первого президентского срока Владимира Путина. Путем нескольких кадровых решений ему удалось полностью развалить набиравший политический вес Союз правых сил (СПС). Это было сделано настолько мастерски, что уже к выборам в Госдуму 2003 г. СПС уже собой ничего не представлял.

Совершенно непонятно, что мешало и продолжает мешать руководству «белого дома» кинуть Матвееву «кость». Достаточно всего лишь на официальном уровне предложить Матвееву занять руководящую должность в структурах исполнительной власти Самарской обл. Например, по линии ЖКХ, специалистом в котором мнит себя Матвеев. И посадить на ответственное направление с широким кругом полномочий, поручить реализовать сложные задачи.

Впрочем, в случае с Матвеевым не так все просто. В составлении прогнозных сценариев «белому дому» до Матвеева далеко. От темы ЖКХ оппозиционер успел вовремя устраниться, заявив о выходе из попечительского совета НО «Региональный оператор Самарской обл. «Фонд капитального ремонта» (ФКР). Видимо, почуяв, что ответственность за провалы ФКР касается и членов совета.

Но что мешает сегодня доверить Матвееву кураторство какого-нибудь свежего направления? К примеру, под него можно было бы сформировать в министерстве управления финансами Самарской обл. должность заместителя министра по организации механизма облигационных займов Самарской обл. для населения. Не факт, что Матвеев от этого откажется. Матвеев сегодня достиг возраста, когда пора начинать всерьез думать о том, с каким багажом он будет выходить на пенсию. На посулах карьеры в госструктурах погорел не один оппозиционер, даже в Самарской обл.