Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (582) | 18 апреля 2016г.
 

Призраки состоятельности

Проект «ПетРоНефти» близок к провалу

Егор Кошеров

С 1 апреля в России произошел существенный рост акцизов на топливо. По закону сбор ведется с нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Ведущие нефтяные компании страны предупредили, что повышение акцизов может помешать модернизации НПЗ с целью их перевода на выпуск топлива более высокого качества. По мнению экспертов Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», ситуация ставит под большое сомнение дальнейшие перспективы инвестиционного проекта, реализуемого в Самарской обл. ООО «ГК «ПетРоНефть». Затянувшееся строительство второй очереди НПЗ близ пос. Николаевка Волжского р-на может быть похоронено.

Накануне повышения акцизов главы крупных нефтяных компаний обратились к президенту РФ Владимиру Путину с просьбой собирать акциз не с НПЗ, как это делается сейчас, а с АЗС. По их мнению, рост акцизов может помешать модернизации НПЗ. Письмо против роста акцизов подписали президент ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин, президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, генеральный директор ПАО «Газпром нефть» Павел Дюков, генеральный директор ОАО «Сургутнефтегаз» Владимир Богданов, председатель правления ПАО АНК «Башнефть» Александр Корсик, генеральный директор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов и президент ОАО «Независимая Нефтяная компания» Эдуард Худайнатов. С руководителями нефтяных компаний согласились многие эксперты. «Акциз на бензин класса «Евро-5» был самым низким, чтобы стимулировать модернизацию НПЗ и переход навыпуск качественного топлива. С ростом налогов в выигрыше остаются компании, которые не торопились вкладывать деньги в обновление мощностей. А в проигрыше — добросовестные компании, которые стремились опережающими темпами перейти на выпуск «Евро-5», — поделился мнением с информационным агентством «Росбалт» заместитель председателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей Юрий Станкевич.

Правда, в Самарской обл. большинству действующих НПЗ с обветшавшими основными фондами такой сценарий не грозит. НПЗ «самарской группы» ОАО «НК «Роснефть», конечно, давно завершили переход на выпуск бензинов, соответствующих классу 5 Технического регламента Таможенного союза («Евро-5»). Об этом «Роснефть» сообщала в своем пресс-релизе еще в марте прошлого года. Однако в отношении нефтеперерабатывающих комплексов других предприятий возникают серьезные опасения. В первую очередь речь идет об инвестиционном проекте ООО «ГК «ПетРоНефть» близ пос. Николаевка Волжского р-на Самарской обл. Здесь пытаются достроить НПЗ. Причем хозяевам этой затеи были обеспечены благоприятные условия ведения бизнеса. Так, по поручению губернатора Самарской обл. Николая Меркушкина было выделено 130 га земли для строительства нефтеперерабатывающего комплекса. Из них 40 га — для строительства 1-й очереди НПЗ. В июле 2013 г. во время встречи председателя совета директоров ГК «ПетРоНефть» Романа Трушева с главой региона было заявлено, что пуск первой очереди НПЗ запланирован на осень 2013 г., а пуск второй очереди — на конец 2015 г. Отмечалось, что вторая очередь позволит производить бензин и дизельное топливо «европейского качества». Видимо, во второй очереди производства был запланирован выпуск как раз того самого высококачественного топлива, которое с повышением акцизов выпускать становится не столь выгодно.

«ПетРоНефть», судя по всему, подвела власти региона. Заявленные сроки выдержаны не были. Первая очередь была пущена в эксплуатацию только в августе 2014 г., а о запуске второй очереди до сих пор нет никакой информации. Судя по всему, вторая очередь не будет запущена никогда. Ее строительство может быть просто похоронено. Причиной тому — прогнозируемая нехватка у ГК «ПетРоНефть» средств для финансирования строительства.

Следует отметить, что 17 февраля 2016 г. в состав участников ООО «ГК «ПетРоНефть» вошел АКБ «Абсолют Банк».

По данным ЕГРЮЛ, пока АКБ «Абсолют Банк» приобрел долю в уставном капитале ООО «ГК «ПетРоНефть» в размере 1%. Однако ожидается, что вскоре под контроль банка перейдут все доли в уставном капитале общества. А все благодаря тому, что кое-какие предприятия из входящих в ГК «ПетРоНефть» окажутся неспособными отвечать по своим кредитным обязательствам перед банком.

Трудности с обслуживанием кредитов у подразделений «ПетРоНефти» могли возникнуть с началом кризиса, вызванного падением мировых цен на нефть. Случившееся далее повышение акцизов, скорее всего, заставит руководство компании отказаться от завершения строительства 2-й очереди Николаевского НПЗ. Об исполнении социальных обязательств перед регионом в таких обстоятельствах не может быть и речи. «Абсолют Банк», зайдя в капитал «ГК «ПетРоНефть», по всей видимости, будет просто отбивать свои вложения, эксплуатируя первую очередь Николаевского НПЗ. Сейчас там, похоже, производится топливо, по качеству не всегда пригодное для легкового автотранспорта. Об этом свидетельствует информация, размещенная на официальных сайтах дилеров, реализующих продукцию Николаевского НПЗ. Так, ГК «Сама-раНефть» и ООО «ВолгаНефтьРезерв» на своих официальных ресурсах предлагают приобрести керасинно-газойлевую фракцию дизельного топлива и бензин-растворитель нефтяной для промышленных целей. Производителем обоих продуктов указан Николаевский НПЗ.

Важно также исследовать, у кого «ПетРоНефть» берет сырье для своего НПЗ. В настоящий момент эти сведения уточняются.