Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (582) | 18 апреля 2016г.
 

Мошкович в теме

Свинокомплекс «СВ-Поволжского» обретает нового хозяина

Илья Ширтанов

В середине марта 2016 г. были объявлены торги по продаже имущества ЗАО «СВ-Поволжское». Практически безошибочным выглядит прогноз о том, что покупателем свинокомплекса «СВ-Поволжского» может выступить лицо из Группы компаний (ГК) «Русагро» Вадима МОШКОВИЧА (на фото). Примечательно, что продажа свинокомплекса началась почти одновременно с вынесением акта Самарского областного суда об оставлении в силе обвинительного приговора в отношении бывшего бенефициара «СВ-Поволжского» Алексея ГРИНШПУНА.

Нашествие инвестора

14 апреля по информации, раскрытой конкурсным управляющим ЗАО «СВ-Поволжское» Николаем Альдебеневым, заканчивается прием заявок на участие в аукционе по продаже имущественного агрокомплекса должника. Речь идет о свинокомплексе замкнутого цикла, при строительстве которого закладывалась мощность в 300 тыс. голов. Безусловно, ГК «Русагро» должна быть заинтересована в приобретении данного актива. Особенно на фоне публичных заявлений о выходе группы на розничный рынок мяса и перспективах вхождения в тройку крупнейших игроков данного сегмента.

Первоначальная цена имущества обанкротившегося ЗАО «СВ-Поволжское» заявлена Альдебеневым в сумме 780 млн р. Однако стоит ожидать, что в дальнейшем эта цифра может значительно снизиться. Высококлассные специалисты в деле распродажи имущества должников могут организовать такой сценарий.

Картина происходящего может напоминать события, связанные с приобретением группой «Русагро» контроля за Безенчукским маслоэкстракционным заводом (БМЭЗ). Данная производственная площадка является одной из самых крупных и современных в России. Ранее БМЭЗ принадлежал фирме ОАО «Самара Агро Прод» (САП). В ходе банкротства САП имущество предприятия, оцененное в почти в 1 млрд р., осенью 2010 г. было реализовано

посредством публичного предложения за сумму порядка 50 млн р. В итоге БМЭЗ пополнил активы ООО «Самараагропромпереработка» (САПП). В марте 2011 г. была раскрыта информация о покупке группой «Русагро» доли 74,1% в САПП. В 2013 г. была закрыта сделка по приобретению 25,1% САПП у бывшего главы ГК «Аликор» Алексея Неустроева. Таким образом, агрохолдинг бывшего члена Совета Федерации Федерального собрания РФ Вадима Мошковича стал полноправным владельцем БМЭЗ. Группа «Русагро», в которой Мошкович занимает пост председателя совета директоров,

в начале 2016 г. объявила себя крупным инвестором и заявила о намерениях вложить в развитие аграрных проектов Самарской обл. порядка $1 млрд. Хотя изначально предварительные договоренности между менеджерами «Русагро» и правительством Самарской обл. афишировались еще в ноябре 2012 г.

Удаление Гриншпуна

За несколько месяцев до первой встречи представителей «Русагро» с чиновниками регионального правительства, а точнее 6 июня 2012 г., Арбитражный суд Самарской обл. вынес решение о признании банкротом «СВ-Поволжского». А весной 2013 г. началось уголовное преследование бывшего председателя совета директоров «СВ-Поволжского» Алексея Гриншпуна. Процесс был доведен до суда. Гриншпуну вменялось совершение различных деяний, описанных в УК РФ в т.ч. и по весьма экзотичной в наших реалиях статье «Преднамеренное банкротство».

В России привлечение к уголовной ответственности за преднамеренное банкротство можно считать уникальным случаем. Модераторы «посадки» Гриншпуна, вероятно, приложили немалые усилия для того, чтобы нейтрализовать экс-бенефициара «СВ- Поволжского». Будущим хозяевам свинокомплекса «СВ-Поволжского», вероятно, гораздо спокойнее, если знать, что Гриншпун находится в местах лишения свободы и не может предпринять каких-либо мер по срыву процесса передачи прав на свинокомплекс.

Версия о приобретении свинокомплекса группой «Русагро» строится сразу на нескольких фактах. К примеру, БМЭЗ, помимо основного продукта в виде растительного масла, получает значительное количество отходов — шрота, используемого в качестве кормовой базы для свиней.

В 2016 г. стала известна «инновационная» схема поставок шрота, организованная собственником БМЭЗ — фирмой САПП. САПП в качестве продавца и компания LIMENIKO TRADE AND INVEST Ltd. (Британские Виргинские острова) в качестве покупателя заключили контракт № 19 от 17 января 2014 г. на поставку российского подсолнечного гранулированного экстракционного шрота. По данному контракту САПП 5 марта 2014 г. оформило паспорт сделки в ОАО «АЛЬФА-БАНК».

Впоследствии деятельность САПП привлекла внимание ТУ Росфиннадзора в Самарской обл. Взаимоотношения надзорного органа с САПП перетекли в судебную плоскость, где и вскрылись указанные выше обстоятельства.

Все по плану

На самом деле все должно быть намного проще. Никакой за рубеж, тем более в условиях санкций, введенных против России, тем более такую продукцию, как шрот, приобретать не будет. Следовательно, офшор LIMENIKO может играть роль торгового посредника, в свою очередь перепродавая шрот каким-нибудь компаниям, связанным с САПП (см. «Хронограф» №2 (572) от25.01.16). Если это так, то в САПП, похоже, решили увлечься реэкспортными схемами, которые, как известно, позволяют уклоняться от налогов.

Между тем, как повествует сайт ГК «Русагро», у группы существуют две крупные базы по производству свинины: в Белгородской и Тамбовской обл. Скорее всего, туда могли отправлять шрот, производимый БМЭЗ. Однако вряд ли бенефициары «Русагро» деятельность БМЭЗ изначально связывали с Белгородской и Тамбовской обл. По всей видимости, ставка делалась именно на то, что рано или поздно свинокомплекс «СВ-Поволжского» окажется под контролем группы.

Судя по всему, именно в интересах «Русагро» на протяжении почти 4 лет конкурсный управляющий «СВ-Поволжского» не приступал к процедуре реализации имущественного комплекса должника. За это время менеджеры «Русагро» сумели решить вопросы с приобретением САПП и запуском производства на БМЭЗ. Как видно, очередь дошла до «СВ-Поволжского». По стечению обстоятельств объявление о продаже имущественного комплекса должника почти совпало по времени с другим событием. 23 марта Самарский областной суд отставил в силе ранее вынесенный обвинительный приговор Алексею Гриншпуну.

Дело осталось за малым. Конкурсному управляющему необходимо «провалить» продажу свинокомплекса через открытый аукцион и объявить начало торгов посредством публичного предложения. В этом случае легко прогнозируется, что «Русагро» сможет приобрести в Самарской обл. еще один высоколиквидный актив по бросовой цене. Такое развитие в свою очередь послужит подтверждением того, что никаких миллиардных инвестиций в самарский агропром со стороны «Русагро», тем более в долларах США, местным чиновникам ждать не стоит.