В конце марта ОАО «АвтоВАЗтранс» (АВТ) провело несколько тендеров, скрытым смыслом которых, возможно, является формирование предвыборного бюджета для отдельных кандидатов в Госдуму РФ и Самарскую губернскую думу. Причем такие кандидаты, судя по всему, должны быть лояльны Государственной корпорации (ГК) «Ростех», поскольку она является 100-процентным акционером АВТ. Первым среди таковых стоит назвать действующего депутата Госдумы от КПРФ Леонида КАЛАШНИКОВА (на фото). Основание для подобных предположений базируется на том, что раньше АВТ, сам занимающийся перевозками, не устраивал тендеры на организацию перевозок через сторонние организации в столь масштабном объеме. На сей раз были разыграны контракты на сумму около 160 млн р.
Громкие заявления24 и 25 марта АВТ, генеральным директором которого является Александр Поляков, провел заседание комиссии, которая рассмотрела и оценила заявки коммерческих организаций, пожелавших предоставить АВТ услуги перевозки различных грузов. Эксперты Областного аналитического еженедельника «Хронограф» и ранее скептически относились к необходимости формировать подобные заказы. Скепсис рождался из того, что АВТ за все время существования (АВТ был зарегистрирован 16 февраля 1993 г.) всегда считался одним из крупнейших перевозчиков в Тольятти. Более того, если отталкиваться от заявлений самого АВТ, то компания и вовсе позиционирует себя как одно из крупнейших транспортных предприятий России: «Наша компания оказывает услуги перевозки крупным производственным предприятиям, а также малому и среднему бизнесу. Мы являемся основным перевозчиком ОАО «АВТОВАЗ». Таким образом, АВТ, который, хоть и является одним из «крупнейших транспортных предприятий России», не брезгует и оказанием услуг даже для малого бизнеса. Понятно, что это зачастую разовые заказы. Но в нынешнее кризисное время бизнес рад любому источнику заработка. Щедрость на фоне кризисаОднако, несмотря на громкие заявления, АВТ периодически отдает заказы на сторону. Причем и ранее размер контрактов, которые были разыграны через тендеры, внушали уважение. Так, 19 июня 2015 г. стали известны итоги одного из тендеров, объявленных АВТ на перевозку различных грузов. Выяснилось, что вывоз производственных отходов и перевозку комплектующих изделий, металла, материалов для нужд ОАО «АВТ» за 24,662 млн р. будет осуществлять ООО «АМТ-Логистика». Примерно в то же время АВТ объявил сразу несколько тендеров, через которые искал подрядчиков на различные виды перевозок. Речь шла, например, о таких заказах, как перевозка автошин (начальная цена -13,334 млн р.), и еще одного заказа на перевозку комплектующих изделий, металла, материалов, в который было включено два лота начальной ценой 15,812 и 3,45 млн р. соответственно. | | Таким образом, в середине 2015 г. АВТ оказался готов отдать на сторону заказы общей стоимостью примерно 57 млн р. В 2016 г. сумма, с которой готовы расстаться в АВТ, значительно выросла. Так, в рамках запроса предложений №071-2016/ЗП было разыграно заказов на сумму около 66 млн р. Заказ включал в себя три лота, победителями по которым стали ООО «Глобал Транс», ООО «Проф МК» и ООО «Макс Транс». В рамках котировочной сессии №064-2016/КС был разыгран еще один заказ — на 18,6 млн р, который получило ООО «АМТ-Логистика». В рамках запроса предложений №065-2016/ЗП речь шла о 45 млн р. Они достанутся ООО «ПАН-Авто». И наконец, по запросу предложений №070-2016/ЗП фигурировал контракт на31,5 млн р., который в итоге должен быть подписан с ООО «АМТ-Логистика». Только в рамках вышеперечисленных четырех тендеров АВТ разыграл контракты общей стоимостью около 161 млн р. Это впечатляет. При этом за весь 2014 г. АВТ выручил немногим более 1 млрд р., чистая прибыль составила всего около 7,2 млн р. Более того, в последние годы выручка АВТ стабильно снижалась. Так, по итогам 2013 г. выручка АВТ была 1,187 млрд р., а чистая прибыль — около 15,5 млн р. 2012 г. компания завершила с такими показателями: выручка — 1,3 млрд р., чистая прибыль — 19,7 млн р. 2011 г.: 1,445 млрд р. — выручка, чистая прибыль -1,6 млн р. Эти цифры четко отражают развитие кризиса в России и в Тольятти в частности. Данные 2015 г. пока еще не раскрыты, но есть основания говорить, что они лишь продолжили негативную тенденцию АВТ. Казалось бы, напрашивался вывод об отказе от услуг подрядных организаций. Что могло быть проще? Перевози товарно-материальные ценности сам и оставляй большую часть выручки у себя. Но нет — как видно, в АВТ исходят из какой-то другой логики. Дорогой КалашниковБолее того, рост количества и объемов переданных на сторону заказов, о котором можно было говорить в конце марта 2016 г., каким-то странным образом наложился на старт предвыборной кампании лиц, которые показывают лояльность ГК «Ростех». А ведь АВТ на 100% принадлежит Ростеху, генеральным директором которого является Сергей Чемезов. Среди тех, кто идет на выборы, стоит выделить действующего депутата Госдумы Леонида Калашникова. Он в одном из изданий говорил нечто подобное: «В конце 2015 г. одна из головных организаций Госкорпорации «Ростех» — АО «Технодинамика» — направила руководству АВТОВАЗа письмо, которым пыталась предотвратить разорение Волжского машиностроительного завода (ВМЗ)». | | По версии Калашникова, в развале ВМЗ якобы был виноват кто угодно, но не Ростех, которому и это предприятие принадлежит на 100%. Если следовать логике Калашникова, то Ростех только и делал, что развивал, расширял и углублял, а бывший теперь уже президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон -разваливал и разрушал. Хотя на самом деле именно в тот период, когда ставленник Ростеха Игорь Комаров работал в качестве президента ОАО «АВТОВАЗ» (2009-2013 гг.), с автозавода было уволено около 30 тыс. сотрудников. ООО «ВМЗ» было передано АВТОВАЗом в пользу Ростеха тоже при Комарове. Именно директора ВМЗ, которых назначал Ростех, а не мифические андерссоны, обязаны были отвечать за все то, что произошло с этим заводом. Но, наверное, у Ростеха и у Калашникова своя правда. Если Калашников заботится о Ростехе, то значит, кто как не руководители этой госкорпорации должны подумать о том, как сохранить Калашникова в Госдуме? Но выборы — дело затратное. Более того, кампания, которую коммунисты развернули в 2016 г. на территории Самарской обл., и особенно в Тольятти (Леонид Калашников идет на выборы по избирательному округу №159), эксперты оценивают как весьма дорогостоящую. Но откуда у коммуниста Калашникова деньги? Листовки, плакаты, многотысячные тиражи информационных бюллетеней — на все это нужны немалые деньги. Путем организации довольно странных тендеров подконтрольными Ростеху организациями, такими как АВТ, можно сформировать довольно неплохой бюджет для любой предвыборной кампании. Почему в данном случае не может быть разыграна такая комбинация: подрядчик, получивший заказ от АВТ, делает некий благотворительный взнос в пользу КПРФ? А если не согласится, то и заказ не получит. Если вообще эта фирма занимается перевозками, а не создана именно для того, чтобы быть прокладкой между АВТ и КПРФ. Это предположение подкрепляют и некоторые объективные данные. Так например, ООО «Глобал Транс» было создано только 18 февраля 2015 г. При таком подходе к делу не стоит исключать, что реально перевозки могут быть осуществлены транспортом и водителями самого же АВТ. Т.е. вполне возможно, что работы, которые АВТ заказал в рамках вышеназванных тендеров, могут быть выполнены только на бумаге. Поэтому не стоит исключать, что, если предвыборная кампания лояльных Ростеху лиц окажется дороже, чем изначально рассчитывали, то АВТ может понадобиться еще не раз заказывать услуги подобных организаций. "Хронограф" будет следить за развитием событий. |