Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №12 (582) | 18 апреля 2016г.
 

Сюрприз от Чемезова

Новому президенту АВТОВАЗа улыбнулась перспектива заплатить полмиллиарда

Сейдамет Абреков

5 апреля суд вынес решение, по которому с ОАО «АВТОВАЗ» должно быть взыскано в пользу ООО «РТ-Энерготрейдинг» (РТ-ЭТ) около 285 млн р. Спор возник на почве расчетов за поставляемую на АВТОВАЗ электроэнергию. Показательно, что подобные разногласия совпали по времени с работой на АВТОВАЗе в качестве президента Бу АНДЕРССОНА. Открытым остается вопрос, будет ли теперь АВТОВАЗ не признавать счета, выставляемые РТ-ЭТ, дочерним предприятием ГК «Ростех». Ведь, следуя логике заявлений генерального директора Ростеха Сергея ЧЕМЕЗОВА (на фото), новый президент АВТОВАЗа — француз Николя МОР — должен проявлять чудеса лояльности ко всему, что ни придумают в Ростехе.

5 апреля Арбитражным судом Самарской обл. было в полном объеме изготовлено решение по делу №А55-29909/20155. В рамках этого процесса РТ-ЭТ, генеральным директором которого является Роман Ткаченко, заявило о долге АВТОВАЗа в размере почти 290 млн р. за поставленную электроэнергию. Судя по данным официального интернет-сайта ООО «РТ-ЭТ», основным видом деятельности компании является оптовая торговля электрической и тепловой энергией. Кроме того, по данным портала РТ-ЭТ, «целью создания общества является централизация закупок электрической энергии (мощности) для организаций Государственной корпорации (ГК) «Ростех». Ростех является одним из двух крупнейших акционеров АВТОВАЗа. Также Ростеху принадлежит 50% РТ-ЭТ. Казалось бы, одна компания, подконтрольная Ростеху, взаимодействует с другой. Вопросов не должно было возникать. Так и было, пока президентом АВТОВАЗа был ставленник Ростеха Игорь Комаров. Но после того, как президентом АВТОВАЗа стал Бу Андерссон, им было инициирован процесс пересмотра договоров с поставщиками. В результате чего РТ-ЭТ, судя по всему, теперь и инициирует судебные процессы.

При этом в ходе дела №А55-29909/20155 можно было узнать ряд примечательных подробностей взаимоотношений РТ-ЭТ и АВТОВАЗа. Как оказалось, спор возник из-за расчетов за электроэнергию за период с 1 января по 31 сентября 2014 г., поставленную АВТОВАЗу по сетям ПАО «МРСК Волги» в лице филиала «Самарские распределительные сети». Из решения суда следует, что с января по сентябрь АВТОВАЗ получил около 959 ГВтч электрической энергии, общей стоимостью около 2,768 млрд р.

«Ответчик указанный размер стоимости оплатил, что подтверждается представленными в материалы дела платежными поручениями, а также подтверждено и не оспаривается сторонами спора», — пояснил суд. Т.е. проблем не возникло. Однако не все так просто. «Позднее, в связи с корректировкой стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии ПАО «МРСК Волги» по точкам поставки с шин генераторного напряжения, истец письмом от 19 января 2 016 г. № 16/182 направил в адрес ответчика корректировочные акты приема-передачи электрической энергии и мощности», — сообщается в решении суда.

Получается, сетевая организация «МРСК Волги» (партнер сбытовой компании РТ-ЭТ ) провела некую корректировку, в результате чего оказалось, что АВТОВАЗ должен доплатить РТ-ЭТ еще 285,7 млн р. Природа этой корректировки также описывается в решении суда. «Изменение стоимости произошло в связи с увеличением стоимости оказанных ПАО «МРСК Волги» услуг по передаче электрической энергии... без изменения объема оказанных услуг... Увеличение стоимости произошло в связи с приведением расчетов за услуги в соответствие с действующим законодательством РФ», — сообщается в решении суда. Проще говоря, якобы повысилась стоимость на услуги «МРСК Волги», в результате РТ-ЭТ заплатило сетевой организации сумму выше, чем позже оплатил АВТОВАЗ. В итоге РТ-ЭТ и решило скомпенсировать понесенные затраты за счет конечного получателя электроэнергии — АВТОВАЗа.

Суд первой инстанции, сославшись на многочисленные нормы, а также более ранние решения суда, которые в данном случае имели преюдициальное значение, в итоге решил, что РТ-ЭТ право. Соответственно, АВТОВАЗ должен оплатить своему поставщику электроэнергии еще 285,7 млн р. Но при этом суд отказал РТ-ЭТ во взыскании 45,5 млн р. в виде процентов за пользование чужими денежными средствами.

Однако вряд ли на АВТОВАЗе согласятся с подобным выводом суда первой инстанции. Тем более что параллельно развивается еще и дело №А55-29908/2015, суть которого аналогична. Разница лишь в том, что в этом деле речь идет о поставках электроэнергии за период с 1 октября по 31 декабря 2014 г. Сумма спора также солидная — более 201,8 млн р. Таким образом, только по этим двум процессам АВТОВАЗ может оказаться перед фактом необходимости поиска дополнительных почти 0,5 млрд р., которые нужно будет оплатить дочернему предприятию Ростеха.

Вряд ли подобная перспектива обрадует нового президента АВТОВАЗа Николя Мора. По сути, тема расчетов за электроэнергию может стать определенной лакмусовой бумажкой, по которой можно будет судить о том, насколько взгляды нового президента АВТОВАЗа отличаются от тех, которых придерживался Бу Андерссон. Генеральный директор Ростеха Сергей Чемезов был системным критиком Андерссона и, как видно, имел для этого массу экономических оснований, причем базирующихся далеко не только на природе поставок электричества.

Сергей Чемезов представлял увольнение Бу Андерссона и, соответственно, назначение Николая Мора как свое достижение. Но в самом ближайшем будущем на основе конкретных примеров, таких как расчеты за поставленную электроэнергию, можно будет сделать вывод, действительно ли Чемезов что-то выиграл от смены президента АВТОВАЗа или только лишь говорил, что выиграл. Тем более что новый президент АВТОВАЗа и вовсе может отказаться от услуг РТ-ЭТ. Областной аналитический еженедельник «Хронограф» предложил Николя Мору ответить на ряд вопросов по сложившейся ситуации, но пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ» удержал его от комментариев.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.