Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (581) | 11 апреля 2016г.
 

Боль для Николаева

Работавший с «РИТЭК» подрядчик требует возместить более миллиарда рублей

Андрей Неретин

В апреле в Арбитражном суде Самарской обл. продолжилось рассмотрение двух исков нефтесервисной компании АО «Нефтегазмонтаж» (НГМ) к АО «РИТЭК», гендиректором которого является Николай НИКОЛАЕВ (на фото). НГМ требует взыскать с «РИТЭК» более 1,3 млрд р. В начале т. г. широкую огласку получил конфликт, причиной которого стала невыплата заработной платы вахтовикам на месторождении им. Виноградова в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО), оставшимся в тайге без питания и материального снабжения. Заказчиком работ было АО «РИТЭК».

Нерентабельное месторождение

Заказавшее проведение работ «РИТЭК» всю ответственность за сложившуюся ситуацию возложило на генподрядчика в лице НГМ. Однако ответные претензии контрагента дают повод усомниться в этом. Не исключено, что низкие цены на нефть заставили «РИТЭК» отказаться от финансирования работ на месторождении, ставшем бесперспективным, а «крайним» решили выставить подрядчика.

Падение мировых цен на нефть вновь заставляет вспомнить, какими были «лихие 90-е» для российской нефтянки. В начале 2016 г. о былых временах напомнили события, развернувшиеся на месторождении им. Виноградова в ХМАО, где вахтовики на протяжении длительного времени оставались без заработной платы. Там нефтесервисная компания НГМ по договору генерального подряда проводила работы по обустройству кустовых площадок. Заказчиком проведения работ было «РИТЭК» — дочернее предприятие ПАО «ЛУКОЙЛ». Информация о месторождении им. Виноградова была раскрыта на страницах корпоративного издания «дочки» ЛУКОЙЛа. Эта информация позволяет задуматься над причинами неприятных событий, произошедших в ХМ АО. «Большая часть извлекаемых запасов нефти месторождения — трудноизвлекаемые. Поскольку коллекторские свойства пласта крайне низкие и близки к некондиционным, месторождение ранее относилось к малоэффективным», — рассказывается в февральском выпуске издания. Там же отмечается: «РИТЭК ведет опытно-промышленные работы по поиску методов для рентабельного освоения этого актива» (см. «Нефтяник РИТЭКа» №2 (71), февраль 2016 г.).

Следует отметить, что падение цен на нефть, которое наблюдалось на протяжении 2015 г. и в начале 2016 г., создало условия, при которых инвестиции в разработку месторождений, особенно с трудноизвлекаемой нефтью, превращают нефтедобычу в нерентабельное производство. В этом убеждают сведения, опубликованные в том же выпуске корпоративного издания: «Снижение цены нефти в 1,9 раза отразилось на экономической целесообразности разработки части запасов компании и привело к переводу 644 млн баррелей нефтяного эквивалента доказанных запасов в низшие категории». Практически нет никаких сомнений в том, что именно по этой причине президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов в январе т. г. анонсировал планы компании по ограничению расходов, которое обернется снижением добычи нефти.

«Нам придется урезать расходы, и это приведет к снижению производства», — заявил Алекперов. «Вряд ли нам удастся стабилизировать производство на западе Сибири. Мы можем только замедлить падение», — добавил он. Таким образом, глава ЛУКОЙЛа четко дал понять, что компания прекращает финансировать разработку многих месторождений, следствием чего будет падение объемов добычи нефти. На этом фоне произошедшие события на месторождении им. Виноградова выглядят вполне объяснимыми.

Довели до голодовки

В начале января т. г. широкий резонанс в СМИ вызвала информация о том, что вахтовики, работавшие на месторождении им. Виноградова, объявили о начале голодовки из-за невыплаты им заработной платы. «Не платят с сентября. Мы остаемся на нефтяном месторождении в тайге. Многие уехали, так и не дождавшись зарплаты», — рассказал информагентству URA.RU сотрудник одного из субподрядчиков Сергей Сарычев. «Представители генподрядчика заявили, что объект заморожен, якобы поэтому и обещанное финансирование не выделено», -рассказывал информресурс.

Комментируя сложившуюся ситуацию, руководитель центра общественных связей «РИТЭК» Дмитрий Долгов утверждал, что ответственность якобы лежит на генеральном подрядчике, с которым компания полностью рассчиталась за всю работу, которую подрядчик выполнил. Тогда же стало известно о том, что 29 декабря 2015 г. «РИТЭК» направил в адрес НГМ уведомление об одностороннем внесудебном отказе от исполнения договора на обустройство кустовых площадок на месторождении им. Виноградова «в связи с неоднократным срывом сроков выполнения работ и его задолженностью перед своими субподрядчиками». Отмечалось, что «РИТЭК» направил в НГМ письмо о расторжении договора на обустройство кустовых площадок, который был выполнен генеральным подрядчиком только на 50%. Позднее «РИТЭК» распространил пресс-релиз, в котором сообщалось, что компания по своей инициативе направила на зарплату вахтовикам 20 млн р. и начала заключать с ними контракты напрямую. Впрочем, возглавляющий НГМ Валерий Ищенко явно не согласен с позицией «РИТЭК».

Требуют миллиард

В феврале 2016 г. НГМ подал два исковых заявления к «РИТЭК». Первый иск поступил в самарский арбитраж 2 февраля. В данном заявлении НГМ требует взыскать с «РИТЭК» 68,48 млн р. в качестве «неосновательного обогащения» и 222 тыс. р. в виде процентов за пользование чужими денежными средствами.

Судебное заседание по этому иску состоится 11 апреля. Второй иск к «РИТЭК» поступил 25 февраля. В этом заявлении НГМ требует взыскать с «РИТЭК» 1,255 млрд р. Из них 746,8 млн р. — убытки, 190,7 млн р. — «затраты за пользование кредитными денежными средствами», 67,5 млн р. — «задолженность за работы, выполненные в декабре 2015 г.» и 250 тыс. р. — сумма отступного субподрядной организации. Таким образом, общая сумма исковых претензий НГМ к «РИТЭК» составила более 1,3 млрд р.

Иски генерального подрядчика к своему заказчику о взыскании по таким основаниям, как возмещение задолженности за работы, выполненные в декабре 2015 г., компенсации за неосновательное обогащение и нанесенные убытки ставят под сомнение заявления, сделанные официальными лицами «РИТЭК». Вполне возможно, что «РИТЭК» не исполнил своих финансовых обязательств перед НГМ в рамках договора подряда по обустройству кустовых площадок на месторождении им. Виноградова. В этом случае заявления официальных лиц «дочки» ЛУКОЙЛа о недобросовестном отношении НГМ к исполнению своих обязательств выглядят как попытка переложить ответственность за сложившуюся негативную ситуацию на генерального подрядчика.

Необходимо обратить внимание, что в самарский арбитраж подано два иска. Вполне возможно, что к ситуации вокруг месторождения им. Виноградова имеет отношение лишь один из них. Второй может быть связан с разногласиями по иным договорным отношениям. Следует отметить, что «РИТЭК» в настоящее время владеет лицензиями на право пользования недрами с целью поиска, разведки и добычи углеводородного сырья на территории 10 субъектов РФ. Одним из них является Самарская обл., где «РИТЭК» занимает второе место по добыче нефти, уступая лишь «дочке» Роснефти — ОАО «Самаранефтегаз». «РИТЭК» является обладателем 21 лицензии, которые позволяют вести разработку месторождений на территории региона (8 на добычу, 3 поисковые и 10 совмещенные). Деятельность компании в Самарской обл. осуществляет территориальное производственное предприятие « РИТ ЭК- Самара- Нафта». Учитывая, что падение цен на нефть оставило за гранью рентабельности трудноизвлекаемые месторождения, которые находятся не только на севере, но и в Самарской обл., нетрудно предположить, что спорная ситуация также могла возникнуть и по работам, выполнявшимся на территории региона. НГМ здесь также может выступать в качестве генерального подрядчика. Компания Валерия Ищенко помимо головного офиса в Москве располагает офисами в Самаре и Астрахани. Не исключено, что и в Самарской обл. «РИТЭК» пересмотрел свои инвестиционные планы в отношении трудноизвлекаемых месторождений, что сопровождалось событиями, которые могли напоминать имевшие место в ХМАО.