Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №11 (581) | 11 апреля 2016г.
 

Павел Турков:

Импортозамещение — это не борьба с иностранцами

Сейдамет Абреков

До 1 июня федеральные министерства должны разработать ряд очередных мер, направленных на импортозамещение в ключевых секторах российской экономики. Эти меры будут рассмотрены правительственной комиссией по импортозамещению и в случае необходимости приняты. О своем видении того, как проходит процесс импортозамещения в реальном секторе, в интервью «Хронографу» рассказал сотрудник промышленного предприятия «Тольяттинский Трансформатор» Павел ТУРКОВ.

- Павел Владимирович, государственная программа по импортозамещению работает уже не первый год. Какие конкретные положительные моменты от реализации этой программы получило ваше предприятие?

- Начну с того, что вся продукция, которая производится на «Тольяттинском Трансформаторе», является высокотехнологичной и, безусловно, импортозамещающей. В целом же политика импортозамещения начинает приносить свои плоды. К примеру, российские предприятия энергомашиностроительной отрасли от одного только запрета на ввоз трансформаторов из Украины получили дополнительные возможности для роста объемов сбыта на внутреннем, российском рынке. До этого на нашем рынке наблюдалось явное засилье трансформаторов иностранного производства. Для тех же украинских производителей трансформаторов были созданы достаточно льготные условия, в т.ч. по линии таможни при ввозе продукции и продаже на территории нашего государства. Соответственно, запрет ввоза трансформаторов из-за рубежа благоприятно сказался на производстве и сбыте трансформаторной продукции российского производства.

Ранее чаяния заводов по поводу засилья иностранных производителей натыкались на глухую стену молчания. В результате Россия на протяжении длительного времени примерно на 70-80% практически по всем секторам экономики была зависима от иностранного продукта. В стране не было аналогов этим продуктам, не было технологий, были утрачены научные разработки, 10-15 лет практически ими не занимались. Но сейчас в результате реализации государственного курса на импортозамещение у многих промышленников началось возрождение научной базы, идет разработка новых технических решений, вводится постепенная локализация производств, адаптирование к отечественному рынку. Начинается производство чисто российского продукта.

Таким образом, импортозамещение — это не борьба с иностранцами, это залог того, что Россия не будет зависеть от ее западных «друзей», которые долгое время только и получали от России то, что им было нужно. А когда заработала объявленная президентом России Владимиром Путиным и правительством России программа в поддержку отечественного производителя, мы начали ощущать положительные результаты. Заказы по некоторым отраслям увеличились, поскольку программа импортозамещения направлена на замену иностранного товара собственным — российским — по более доступным ценам. Это если говорить о положительных моментах.

С другой стороны, далеко не все предприятия на сегодняшний день могут воспользоваться благоприятной конъюнктурой. Полноценной реализации программы по импортозамещению мешают высокие ставки по кредитам, в которые предприятия вынуждены вступать, отсутствие квалифицированных кадров, отсутствие средств для модернизации существующих производственных мощностей предприятий. Однако именно те, кто своевременно, не дожидаясь поддержки со стороны государства, самостоятельно и вовремя модернизировали свои заводы, адаптировались под новые рыночные реалии, удачно интегрировались в программу импортозамещения, могут уже сегодня показывать положительные результаты.

Такие предприятия есть в каждом регионе. Отмечу, что дополнительным стимулом к развитию являются поддержка со стороны Фонда развития промышленности, отраслевые программы по импортозамещению, новые правила по линии госзакупок, когда предпочтения отдаются отечественным производителям, и многое другое.

- Насколько меры, направленные на поддержку российских производителей за счет ограничений для иностранцев, могут способствовать снижению конкуренции, а с ней и к повышению цены на продукцию российских заводов?

- Как таковая конкуренция не снизилась. Да, ушли с российского рынка украинские производители, но те же китайцы продолжают бороться за наш рынок. Поэтому речь идет не о снижении уровня конкуренции, а о том, чтобы высвободившуюся нишу сумели занять российские заводы, а не кто-либо другой. Таким образом, после введения запрета на ввоз трансформаторной продукции из определенных стран известные российские заводы начали друг с другом конкурировать за высвободившуюся долю рынка. Это оживило и мобилизовало производителей, дало новую надежду внутреннему рынку трансформаторостроения. Помимо качества оборудования производители задумываются о том, как предоставить конечному потребителю более лояльные условия по цене, по срокам поставки и сервисному обслуживанию трансформаторного оборудования. Ведь трансформаторы — это важная часть в системе энергетики России, от которых зависит стабильность энергоснабжения предприятий, социальных объектов и жилых домов. Поэтому о снижении уровня конкуренции говорить не приходится.

- Вы говорили о том, что далеко не все российские предприятия пока могут воспользоваться удачной конъюнктурой и перспективами, которые открыла программа по импортозамещению. Насколько ныне действующие предприятия, те же заводы по производству трансформаторной техники, действительно готовы к потенциальному увеличению роста объемов заказов?

- Производственных мощностей российских заводов достаточно для обеспечения доступной и качественной трансформаторной продукцией не только внутри России, но и стран СНГ и даже стран дальнего зарубежья. Ведь в советское время создавалось столько заводов и столько мощностей, сколько необходимо было не только на момент строительства того или иного предприятия, но и на перспективу. Соответственно, у России не было необходимости создавать на своей территории какие-то «отверточные» сборочные производства иностранной продукции. Когда такие производства появлялись в России, прикрывались лозунгами о том, что у нас повысится уровень конкуренции. «Вы будите получать качественный европейский товар», — звучали и такие слова. Но в итоге толком эти производства почему-то не заработали, да и о «европейском качестве» говорить не приходилось. Российское качество собственных разработок оказалось ничем не хуже, чем европейское, а по многим позициям даже лучше.

Поэтому известные отечественные трансформаторные заводы уже давно готовы к увеличению объемов производства. Более того, сегодня мощности предприятий оказались несколько недозагруженными, потому что производители ориентируются на тот спрос и, соответственно, тот портфель заказов, который есть.

Исходя из портфеля заказов формируется производственный план, оптимальная численность кадрового состава. Соответственно, если портфель заказов будет увеличиваться, то будут появляться дополнительные рабочие руки.

Другое дело, что некоторые предприятия из-за сокращения заказов, прежде всего со стороны подконтрольных государству компаний, вынуждены были заниматься оптимизацией численности персонала. Сокращение заказов также привело к тому, что не все решились вкладываться в модернизацию производства. Некоторые не справляются с данными задачами, поскольку произошло удорожание кредитных средств. Но благо, что правительство пошло на субсидирование процентных ставок по банковским кредитам для промышленников. Да, выполнить все требования нормативной документации, регулирующей предоставление средств господдержки, непросто, но все же возможно. Но чтобы выйти из кризиса более сильными, чем мы были до него, мы вынуждены преодолевать любые сложности.

- Мы часто говорим о том, что в рамках программы по импортозамещению должен быть увеличен объем выпуска конечной продукции российского производства, будь то трансформаторы, автомобили, продукция сельского хозяйства и т.д. Но, как показывает практика, производство конечного продукта подразумевает закупку различных комплектующих, материалов, программного обеспечения из-за рубежа. Насколько реально осуществить глобальное импортозамещение в этих условиях?

- Действительно, в некоторых отраслях экономики мы сиюминутно не можем отказаться от поставок из-за рубежа. Это прежде всего касается, например, высокоточных станков, микрочипов, программного обеспечения и т.д. Но использовать иностранные компоненты при производстве российской продукции, применение которой сказывается на безопасности и жизнедеятельности граждан, страны в целом, по меньшей мере неправильно. Уверен, мы не до конца еще утратили всю базу, в т.ч. научную, для производства собственных станков, для разработки программ или создания современных микросхем. Мы можем делать эту продукцию не хуже, чем наши западные партнеры. Поэтому нужна постепенная локализация всей производственной цепочки. Это касается и ракетостроительной отрасли, и трансформаторостроения, и ОПК. Например, в сельском хозяйстве одной из главной задач является восстановление отечественного технического парка, а также своих семенного и генетического фондов. Если мы этого не сделаем, то рискуем остаться голодными, в случае если нам откажут в поставках этой продукции. А ведь это и продовольственная безопасность страны! То же самое касается «Тольяттинского Трансформатора», который на сегодняшний день практически полностью перешел на российские комплектующие, из-за рубежа ввозится только то, что пока не имеет аналогов в России. Но и это, уверен, ненадолго.

Но одной из отраслей, по которой мы сильно отстаем от Запада, является станкостроение. В отдельных отраслях из общего объема станков, применяемых на производстве, 90% составляет импорт. Такая отрасль, как станкостроение, как никакая другая нуждается в государственной поддержке и должна участвовать в программе импортозамещения. При этом государство совместно с промышленниками должны одновременно проводить импортозамещение по всем направлениям — и конечной продукции, и комплектующих, и средств производства, таких как станки. У нас нет времени, чтобы заниматься всем последовательно, нужна синхронная работа всех заинтересованных лиц.