Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (579) | 28 марта 2016г.
 

Предприимчивость чиновника

Гарантийный фонд готов вновь поручиться бюджетными средствами

Андрей Неретин

3 марта АО «Гарантийный фонд Самарской обл.» (ГФСО) объявило о проведении конкурса по отбору кредитных организаций для заключения соглашения о сотрудничестве по предоставлению поручительств. Существуют опасения, что в текущем году выбранная организация поможет ГФСО списать многомиллионные суммы бюджетных средств по заведомо невозвратным кредитам, которые могут быть предоставлены сомнительным фирмам. Вполне возможно, что именно для прикрытия подобной деятельности председатель совета директоров ГФСО, министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александр КОБЕНКО (на фото) затеял приватизацию фонда в конце прошлого года, в ходе которой одномоментно куда-то исчезли 555 млн р.

Преобразование Государственного унитарного предприятия (ГУП) «Гарантийный фонд поддержки предпринимательства Самарской обл.» (ГФППСО) в АО «ГФСО» сопровождалось созданием нового юрлица с совершенно иными реквизитами. Особенностью приватизации фонда стало то, что 23 декабря 2015 г., когда в ЕГРЮЛ были внесены сведения о прекращении деятельности ГФПП и о создании ГФСО, уставный капитал «преемника» при реорганизации уменьшился с 1,437 млрд р. до 882 млн р. Таким образом, в один день куда-то улетучились средства на сумму 555 млн р. Чудеса приватизации госпредприятия, курируемого министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. во главе с Александром Кобенко, рассматривались в одной из предыдущих публикаций Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» (см. «Хронограф» №7 (577) от 09.03.16). Официальная причина растворения полумиллиардной суммы выглядит следующим образом. «Промежуточная отчетность ГУП «ГФППСО» по состоянию на 30.09.15... включает в себя созданные резервы по сомнительным долгам ГУП «ГФППСО» в связи с отзывом лицензий в ООО «Волжский социальный банк» (дата отзыва лицензии — 02.12.2013) и ОАО «Первый республиканский банк» (дата отзыва лицензии — 05.05.14), в которых у ГУП «ГФППСО» были размещены денежные средства на счетах и которые в т. ч. сформировали убытки ГУП «ГФППСО» в размере 554,9 млн р., уменьшив величину чистых активов ГУП «ГФППСО» на эту же сумму», — рассказала в ответе на официальный запрос ОАЕ «Хронограф» генеральный директор ГФСО Юлия Красина.

Говоря о причинах приватизации фонда, Красина объясняет ее необходимость следующими причинами. «ГУП «ГФППСО» осуществляло свою деятельность за счет предоставленных ему в 2008-2013 гг. средств областного бюджета, в т. ч. поступающих в областной бюджет на соответствующие цели средств федерального бюджета (субсидия бюджету Самарской обл. на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства). До конца 2013 г. бюджетным законодательством была предусмотрена возможность предоставления бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию...», — сообщила Красина. Далее она подчеркнула: «В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 №418-ФЗ... данная норма была исключена из Бюджетного кодекса Российской Федерации, в связи с чем с 2014 г. возможность дальнейшего финансирования государственных предприятий в форме предоставления бюджетных инвестиций была прекращена». Удивительно, но, как следует из ответа Красиной, приватизированное учреждение в отличие от ГУ Па вполне доступно для бюджетных вливаний: «Приватизация ГУП «ГФППСО» путем его преобразования в акционерное общество со 100% участием Самарской обл... будет способствовать привлечению денежных средств из федерального и областного бюджетов».

Впрочем, по мнению экспертов ОАЕ «Хронограф», истинные мотивы преобразования ГФППСО в ГФСО могли быть иными. Наличие денежных средств на счетах лопнувших банков могло быть лишь поводом для их списания. Не исключено, что указанная сумма средств была перечислена определенным финансово-кредитным учреждениям в счет обеспечения гарантийных обязательств ГФППСО по заведомо невозвратным кредитным договорам.

Подобные операции вполне могли проводиться в интересах авторов данной схемы. Возможно, именно для этого потребовалась приватизация фонда, позволяющая скрыть утечку бюджетных средств на счета дружественных юридических лиц.

В этой связи большой интерес представляют финансово-кредитные организации, которые могут принимать участие в данной схеме и, соответственно, извлекать из этого процесса свою выгоду. Следует отметить, что в марте должен определиться победитель конкурса по отбору кредитных организаций для заключения соглашения с ГФСО о сотрудничестве по предоставлению поручительств. Как следует из конкурсной документации, банк, заключивший с ГФСО соглашение, получает гарантии фонда в виде поручительства отвечать за исполнение обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам (договоры о предоставлении банковской гарантии).

К слову, Юлия Красина, отвечая на редакционный запрос ОАЕ «Хронограф», сообщила, что по состоянию на 1 февраля 2016 г. объем денежных средств ГФСО составил 502,8 млн р. Из них 392 млн р. должны быть размещены на депозитах в банках, которые будут отобраны по результатам конкурса. Оставшаяся часть будет размещена на расчетном счете «для целей обеспечения своевременного выполнения своих обязательств», которая, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ от 25 марта 2015 г., не должна превышать 10% гарантийного капитала. Поэтому ГФСО планирует разместить на расчетных счетах 47,6 млн р. По сути, 47,6 млн р. — это та сумма, которую ГФСО «зарезервировал» под исполнение своих обязательств. Либо, как вариант, под трату бюджетных средств по невозвратным кредитным договорам, по которым фонд выступит в качестве поручителя.