Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №9 (579) | 28 марта 2016г.
 

Победа КПРФ

Позволит Ростеху Чемезова еще более укрепить свои экономические позиции

Илья Ширтанов

В марте 2016 г. агитационная кампания потенциального кандидата в депутаты Государственной думы РФ коммуниста Леонида КАЛАШНИКОВА была дополнена новыми тезисами. Базовая платформа для пиар-акций осталась прежней — критическое положение ОАО «АВТОВАЗ». Политические лозунги Калашникова продолжают полностью совпадать с экономическими интересами Государственной корпорации (ГК) «Ростех» и ее генерального директора Сергея ЧЕМЕЗОВА. Для достижения общих целей Калашников, похоже, с легкостью может пожертвовать как положениями марксистского учения, так и интересами пролетариата.

Сформировано новое обращение депутата Калашникова таким образом, что вряд ли кто из рядов пролетариата сможет уловить реальную подоплеку новых призывов. Скорее всего, на это и делалась ставка. В итоге Калашников может решить сразу два вопроса: дополнительно поднять свой рейтинг среди избирателей и в то же время сыграть в пользу людей из Ростеха. К примеру, сейчас Калашников требует национализации АВТОВАЗа и установления полного государственного контроля над деятельностью предприятия. Но что подразумевает этот призыв, можно понять, лишь рассматривая картину происходящего в целом. Национализация — понятие весьма пространное, но в конкретике сводится к передаче в государственную собственность имущества, ранее находившегося в частных руках.

Известны два способа национализации: безвозмездный в виде экспроприации, а также через выкуп имущества у частного собственника. Калашников не разъясняет, к какому именно методу изъятия имущества из частной собственности он склоняется. Тем не менее более значимую роль здесь играет не то, каким образом акционеры из альянса Renault-Nissan будут лишены права владения АВТОВАЗом. Основное внимание приковывает вопрос: кто в итоге получит контроль над крупнейшим в России производителем автомобилей? Если следовать идеологии марксизма, то все орудия производства в коммунистическом государстве должны быть централизованы в руках пролетариата.

Однако Калашников даже не пытается поднимать этот вопрос. В его призывах к национализации АВТОВАЗа нет места тезисам о необходимости создания рабочих комитетов для принятия решении по управлению национализированным предприятием. Пока неизвестно ни одного случая, когда Калашников вел бы работу по созданию рабочих дружин или нацеливал рабочих на то, что именно они должны стать полноправными хозяевами АВТОВАЗа. Это и неудивительно. Поскольку фактически национализация завода, к которой призывает Калашников, преследует совсем иные цели. А именно — возвращение АВТОВАЗа под полный контроль государственной машины, а не граждан. И как, наверное, многие знают, в России от имени государства автопром курирует ГК «Ростех» и ее генеральный директор Сергей Чемезов.

Уже не раз говорилось о том, каким образом сумел управиться с АВТОВАЗом бывший президент предприятия, ставленник Ростеха Игорь Комаров. Именно при Комарове АВТОВАЗ превратился в полностью дотационную структуру. При Ростехе об АВТОВАЗе уже нельзя было говорить как о бизнесе. Это скорее стал механизм для освоения денег из госбюджета. Причем данная метаморфоза началась в тот период, когда Ростех стал безоговорочным владельцем ОАО «АВТОВАЗ». Приход Ростеха на АВТОВАЗ и стал национализацией автозавода. До этого он был частной коммерческой компанией, контроль над которой осуществляла группа частных лиц во главе на тот момент председателя совета директоров ОАО «АВТОВАЗ» Владимира Каданникова. Кому как не Калашникову об этом знать. Но он почему-то предпочитает молчать в своих агитках об итогах той национализации АВТОВАЗа. Он также помалкивает о том, что во главе с Комаровым менеджеры АВТОВАЗа сумели растворить не один десяток миллиардов рублей господдержки. Т.е. народных денег. Тем не менее в 2014 г. альянс Renault-Nissan все-таки настоял на своей кандидатуре на должность президента АВТОВАЗа, которую в итоге занял Бу Андерссон.

Сейчас же, когда председатель правительства РФ Дмитрий Медведев пообещал очередную многомиллиардную помощь российскому автопрому, вопрос возвращения контроля над АВТОВАЗом стал вновь актуален для менеджеров Ростеха (см. «Хронограф» №8 (579) от 21.03.16). Таким образом, национализация АВТОВАЗа, преподносимая Калашниковым в виде борьбы за права пролетариата, сейчас наиболее выгодна именно менеджерам Ростеха. Поэтому вряд ли кто-нибудь из рабочих АВТОВАЗа связывал воедино лозунги Калашникова с марксистским учением, наверное, так же как и имя Сергея Чемезова с образом пролетария. На этой волне Калашников чувствует себя вполне уверенно, продолжая борьбу за кресло в Госдуме будущего созыва.

Более того, сложная экономическая ситуация в России позволяет коммунистам выводить свои амбиции на новые высоты. Мартовская петиция председателя ЦК КПРФ Геннадия Зюганова к жителям России тому подтверждение. Недовольство работой действующего правительства РФ показало всю широту направлений для политического пиара КПРФ. Чего не скажешь про партию «Единая Россия» (ЕР). Для ЕР это серьезный стратегический проигрыш, т. к. и ЕР, и КПРФ сегодня работают в одной и той же электоральной нише. И надо отдать должное партфункционерам КПРФ: резкие, прямолинейные заявления коммунистов впитываются электоратом с пониманием. Уже сейчас можно смело прогнозировать, что на выборах 2016 г. КПРФ побьет все свои прежние рекорды по количеству мест как в Госдуме, так и в законодательных собраниях регионов. Но именно Ростех может оказаться в выигрыше от такого исхода политической борьбы. Подопечные Чемезова умеют хранить политические яйца в разных корзинах. Агитационная работа Калашникова в Тольятти наглядное тому подтверждение.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.