Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (578) | 21 марта 2016г.
 

Сказки закончились

Карлос Гон сумел выдержать информационный прессинг со стороны Сергея Чемезова

Сейдамет Абреков

15 марта Alliance Rostec Auto BV — основной акционер ОАО «АВТОВАЗ», он же совместное предприятие Renault-Nissan и Государственной корпорации (ГК) «Ростех» — объявил, что новым президентом АВТОВАЗа станет француз Николя MOP (Nicolas Maure). Смещение с должности президента АВТОВАЗа Бу АНДЕРССОНА гендиректор Ростеха Сергей ЧЕМЕЗОВ (на фото справа) может записать себе в актив. Кому-то может показаться, что Чемезов так и не сумел дожать ситуацию, допустив замену Андерссона на Мора. Однако есть весомые основания для вывода, что Мор мог стать компромиссной фигурой. Согласившись с его назначением, Ростех мог добиться от альянса согласия расширить свои полномочия в работе с Ижевским автозаводом, находящимся под управлением ООО «Объединенная автомобильная группа» (ОАГ).

Все дело в деталях

Решение о назначении Николя Мора на пост президента ОАО «АВТОВАЗ» было принято 15 марта в ходе заседания совета директоров предприятия. Также по итогам совета директоров, председателем которого является Карлос Гон (на фото слева), стало известно, что Бу Андерссон пока продолжит возглавлять АВТОВАЗ. Согласно официальному сообщению, решение о назначении президентом компании Николя Мора вступает в силу 4 апреля 2016 г.

Между тем буквально накануне совета директоров прошел массированный вброс информации в СМИ о том, что новым президентом ОАО «АВТОВАЗ» может стать Михаил Рябов, генеральный директор ООО «ОАГ». Рябова можно было бы считать наиболее удобной для Ростеха фигурой на посту нового президента АВТОВАЗа. Однако совет директоров ОАО «АВТОВАЗ» все же сделал выбор в пользу Мора. В определенном плане это тоже можно считать победой Чемезова. Но чтобы это понять, надо погрузиться в детали.

Досрочной отставке Андерссона с должности президента ОАО «АВТОВАЗ» предшествовала серия заявлений в СМИ. Бу Андерссон делал акцент на том, что больше всего его волновала тема поставщиков, таких как ОАО «АвтоВАЗагрегат» и заводы, находящиеся под управлением ОАО «Объединенные автомобильные технологии» (OAT). Все эти предприятия в большей или меньшей степени стоило считать зависимыми от мнения генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Андерссон предметно критиковал «АвтоВАЗагрегат» и ОAT. В очередной раз он прошелся по этой теме 4 марта. В этот день интернет-портал РБК опубликовал масштабное интервью президента АВТОВАЗа. Примечательно, что опубликовано оно было буквально за несколько часов до того, как тот же портал РБК со ссылкой на американский The Wall Street Journal передал слова Сергея Чемезова о том, что Андерссон теперь уже точно будет уволен. «Нам пора сменить этого человека. На этом все», — сказал Чемезов.

Корреспондент РБК задал такой вопрос Бу Андерссону: «Есть компания OAT, структура «Ростеха», на которую приходилось до 40% поставок на АВТОВАЗ. Была информация, что с вашим приходом АВТОВАЗ сократил закупки у OAT, что не слишком понравилось «Ростеху». Вроде бы речь шла о том, что АВТОВАЗ выкупит OAT, но против сделки выступил Renault-Nissan, т.к. новый актив мог размыть рентабельность АВТОВАЗа». В ответ на него Бу Андерссон буквально сообщил: «Смотрите: вот снимок тест-трека АВТОВАЗа (сделанный в конце 2014 г.). Под снегом стоит 9 тыс. некомплектных машин, которые ждут деталей ОAT. Они в конце 2014 г. фактически приставили пистолет к моему виску. «АвтоВАЗагрегат» тогда прекратил поставку сидений, и в настоящее время они не являются больше нашим поставщиком. А ОAT не отгрузил фары головного света и другие детали. Я никогда не сталкивался с таким поведением. Я всем поставщикам говорю, что заказчик ждет выполнения пяти условий: качества, исполнения сроков поставки, сервиса, цены и условий оплаты. OAT не выдержал конкуренции». Подобная синхронность действий OAT и «АвтоВАЗагрегата», на которую намекал Бу Андерссон, не должна оставлять сомнений даже у самых закоренелых скептиков относительного того, в чем истинная причина конфликта, связанного с Бу Андерссоном. К слову, тот же «АвтоВАЗагрегат» по номенклатуре поставляемых им на АВТОВАЗ изделий в итоге заменила компания Faurecia — поставщик альянса Renault-Nissan.

Это настоящий конфликт интересов, причем между альянсом Renault-Nissan, чьим ставленником был Бу Андерссон, и Ростехом в лице Сергея Чемезова.

Основа этого конфликта, скорее всего, сама возможность Ростеха, а точнее его руководителей, лично зарабатывать на поставках на АВТОВАЗ. Этот тезис 9 марта в интервью ТАСС в очередной раз подтвердил не кто иной, как сам Сергей Чемезов. «У нас, и у меня в частности, много претензий к Андерссону... Он сделал достаточно много для того, чтобы предприятие пришло к той плачевной ситуации, в которой оно находится сегодня... Его (Андерссона. – Прим. авт.) большая ошибка в том, что он не стал активнее работать с российскими поставщиками комплектующих. Он пошел по самому легкому пути -заключил договоры с поставщиками Renault и Nissan, где есть отлаженная система производства и поставок. Андерссон считает, что у российских поставщиков плохое качество продукции, но я ему всегда говорил, что с ними нужно работать и заставлять работать их самих, помогать им привлекать тех же иностранных партнеров для создания в России совместных производств. Это будет интересно и для иностранных производителей в РФ — покупать качественную продукцию за рубли. Такие комплектующие можно было бы импортировать, получая при этом выгоду. Но он не прислушался к моим советам, и в результате кончилось тем, что сегодня мы имеем убытки на АВТОВАЗе в 75 млрд р. А серьезная доля этого убытка вызвана закупками комплектующих», — заявил Чемезов.

Выгодные убытки

Показательно, что в последнее время генеральный директор Ростеха уже практически и не вспоминает о том, что главная проблема Андерссона, по более ранней версии самого Чемезова, это якобы то, что он увольняет работников АВТОВАЗа. Сегодня ему, наверное, уже не до информационной мишуры, вещи приходится называть своими именами.

Как ни крути, Сергею Чемезову удалось одержать тактическую победу. Теперь в Ростехе могут утешать себя надеждами, что новый президент АВТОВАЗа — француз Николя Мор — будет более восприимчив к «советам», как выразился Сергей Чемезов. Правда, вряд ли альянс, серьезно потратившийся на вхождение в ОАО «АВТОВАЗ», будет готов полностью отказаться от собственных планов. Ведь, наверное, не для того французы и японцы вкладывались в покупку акций АВТОВАЗа, чтобы кто-то диктовал им свою волю. Тем более что цена акций, приобретенных альянсом, была баснословной — 40,24 р. за одну штуку (см. «Хронограф» №28 (337) от 30.08.10). И это притом, что в течение лета 2010 г. на ММВБ акции АВТОВАЗа торговались в пределах 13-14 р. в очень низких объемах. Судя по всему, разогрев рынка акций АВТОВАЗа, приведший к повышению цены до 40,24 р., был проведен со вполне определенной целью — заработать на французах и японцах.

Совершенно понятно, что альянс заинтересован в продвижении более понятных ему поставщиков, как раз таки чтобы отбить затраты. И качество конечной продукции — автомобиля — в данном случае может иметь довольно опосредованное значение. Гораздо важнее для сторон заработок с финансового потока, который образуют поставки как на первичный, так и на вторичный рынок. Тем более в условиях продолжающего стагнировать первичного рынка именно вторичный рынок с его оборотами, сопоставимыми с оборотами АВТОВАЗа, может быть весьма и весьма привлекательным. В этом смысле показательно, что обычно довольно несловоохотливый Сергей Чемезов начал, что называется, практически не сходить с новостных лент, делая одно публичное заявление за другим. Это также говорит в пользу версии о том, насколько его лично волнует ситуация с АВТОВАЗом, а точнее — с производителями комплектующих.

Путь на Ижавто

Теперь самое время вновь напомнить о Рябове. Закончил Самарский государственный технический университет по специальности «Технология машиностроения». С 1986 г. -на АВТОВАЗе. Начинал слесарем механосборочных работ. При президенте ОАО «АВТОВАЗ» Игоре Комарове с 2010 по 2012 г. Михаил Рябов — директор проекта «Автомобили на платформе ВО». С 2012 по 2014 г. — вице-президент АВТОВАЗа по продуктам и программам. С февраля 2014 г. — генеральный директор ООО «ОАГ», управляющей компании Ижевского автозавода.

Единственным учредителем ООО «ОАГ» является ОАО «АВТОВАЗ». По данным наконец IV кв. 2015 г., в совет директоров ООО «ОАГ» входило 6 человек: Михаил Рябов, начальник управления машиностроения департамента промышленности Государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» Екатерина Серебрянникова, исполнительный вице-президент ОАО «АВТОВАЗ» по финансам Штефан Мауэрер, директор по учету и отчетности — главный бухгалтер ОАО «АВТОВАЗ» Даниил Блюмин, вице-президент по проектам корпоративного развития и управлению цепочкой поставок ОАО «АВТОВАЗ» Петр Лингард и вице-президент ОАО «АВТОВАЗ» по продажам и маркетингу Денис Петрунин.

Серебрянникову, Рябова и Mayэрера можно отнести к группе лиц, способных демонстрировать лояльность Ростеху. С первыми двумя все понятно и без детальных описаний. Но что касается Мауэрера, то здесь важно вспомнить, что он является выходцем из Баварии (ФРГ), карьеру в автопроме начинал на BMW. В Мюнхене (административный центр Баварии) у Чемезова имеется ряд давних и не слишком публичных интересов. Именно там и могло состояться его знакомство с Мауэрером.

Лингарда и Петрунина в совете директоров ОАГ логичнее отнести к числу креатур Бу Андерссона. Чех по национальности Петр Лингард появился на АВТОВАЗе в 2014 г. уже при Бу Андерссоне не без протекции Катержины Матушковой, супруги Андерссона. Причем до АВТОВАЗа он работал в структурах международного автоконцерна Volkswagen Group. За глаза Лингарда на АВТОВАЗе даже называли Чех №2. Кто был Чехом №1, догадаться нетрудно. Тому же Лингарду приписывали заслуги в появлении у АВТОВАЗа крупных контрактов с чешской логистической компанией Logio. «Продажи и маркетинг», которыми на АВТОВАЗе при Бу Андерссоне занимался Петрунин, плотно пересекались со структурами, отвечающими за рекламу и пиар. Эти направления были основной вотчиной Матушковой.

Относительно нейтральной фигурой в совете директоров ОАГ можно было бы считать Блюмина. Но это лишь только отчасти. До перехода на АВТОВАЗ он сделал карьеру в крупнейшем в России лесозаготовительном и лесоперерабатывающем холдинге Группа «ИЛИМ». Даниил Блюмин занимал в ОАО «Группа «ИЛИМ» должность директора по учету и отчетности. В 2013 г. Союзмаш назвал Группу «ИЛИМ» крупнейшим потенциальным заказчиком продукции лесозаготовительного и лесоперерабатывающего машиностроения. По этому поводу 19 июля 2013 г. на официальном портале Союзмаша было размещено заявление следующего содержания: «Настало время Союзу машиностроителей России, Ассоциации лесного машиностроения при поддержке Минпромторга инициировать разработку и принятие соответствующей правительственной программы поддержки и развития лесохозяйственного сегмента машиностроения». Возглавляет Союзмаш Сергей Чемезов.

Анализ состава совета директоров ОАГ показывает, что с уходом Бу Андерссона с АВТОВАЗа у Ростеха появляется реальная возможность вернуть себе полный контроль над деятельностью Ижевского автозавода (Ижавто). Без Бу Андерссона это предприятие вновь, как и при Игоре Комарове, может стать основным потребителем автокомпонентов от Ростеха. Получение негласного контроля над ОАГ (т.е., над Ижавто) вполне могло стать основой для компромиссного решения между Ростехом и альянсом Renault-Nissan в споре за то, кто должен после отставки Андерссона занять пост президента АВТОВАЗа — Рябов или Мор. Причем если наложить на карту этих договоренностей вопросы, связанные с предстоящими выборами в Самарской обл., то Чемезова можно будет назвать получателем двойной выгоды от подобного компромиссного решения. С одной стороны, он получает возможность загрузить своих поставщиков заказами по линии Ижавто, с другой — сохранение на посту президента АВТОВАЗа иностранного управленца дает возможность депутату Госдумы от КПРФ Леониду Калашникову продолжать набирать политические очки на критике иностранцев. Сам же Калашников неоднократно признавался в своей лояльности Ростеху и лично Чемезову. Таким образом, Чемезов сохранил Калашникову реальную перспективу избираться в Госдуму 18 сентября по Тольяттинскому округу № 159 на критике АВТОВАЗа.