Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №8 (578) | 21 марта 2016г.
 

Акции — отдельно, самолеты — отдельно

Счетная палата проверила ОАО «Эйр Самара»

Татьяна Федорова

25 февраля Счетная палата Самарской обл. (СПСО) раскрыла информацию о результатах контрольного мероприятия, связанного с проверкой финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Эйр Самара». В результате правительству региона было рекомендовано приватизировать акции авиакомпании. Скорее всего, так и произойдет. Пока непонятно, какие активы к моменту приватизации останутся на балансе общества.

Согласно отчету СПСО, ОАО «Эйр Самара» создано в 2010 г. в целях осуществления авиационных перевозок в Самарской обл. Доля участия Самарской обл. в уставном капитале составляет 75,55% (309 300 тыс. р.). Как сказано в раскрытой информации: «Инвестиционный проект по развитию пассажирских перевозок в Самарской обл. не реализован, авиапарк не сформирован, идет процесс реализации воздушных судов, пассажирские перевозки не осуществляются».

СПСО уточняет, что начало полетов, запланированное на 1 января 2014 г., состоялось только 13 июня 2014 г. Вылеты прекратились 10 декабря 2014 г. «Таким образом, ресурсы авиакомпании по эксплуатируемым воздушным судам и летному составу использовались всего пять месяцев», — резюмируют аудиторы СПСО. «В условиях отсутствия сертификата эксплуатанта, аннулированного Росавиацией в связи с авиационным происшествием и другими нарушениями в авиационной деятельности, сегмент рынка авиационных перевозок утрачен в пользу других коммерческих перевозчиков», — поясняет СПСО причины прекращения полетов.

Бюджетные инвестиции в уставный капитал ОАО «Эйр Самара» в сумме 409,4 млн р. согласно отчету СПСО дивидендов не приносили. При этом в ходе реализации инвестиционного проекта бюджетные средства размещались в коммерческих банках на депозитных счетах и на неснижаемых остатках.

Начиная с 2013 г. доход общества от размещения денежных средств составил 11 млн р. Авиапарк был сформирован на 33,3% от плана и состоял из трех воздушных судов Beechcraft KingAir 350i, приобретенных в лизинг.

Напомним, что планы по приобретению самолетов были озвучены по итогам работы ОАО «Эйр Самара» в 2011 г. На тот момент губернатором Самарской обл. (2007-2012 гг.) работал Владимир Артяков, а министерство транспорта Самарской обл. возглавлял Валерий Матвеев. Именно через Матвеева авиакомпанию накачивали бюджетными деньгами. Более того, до начала 2012 г. ОАО «Эйр Самара» возглавляла Ольга Романова, которую называли креатурой Матвеева. Причем Минтранс Матвеева полностью контролировал деятельность второго акционера «Эйр Самара» -ОАО «Самараоблавтотранс» — и частично ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» (см. «Хронограф» № 39 (483) от 25.11.13).

По решению совета директоров «Эйр Самара» воздушные суда Beechcraft KingAir 350i в настоящее время реализуются. «В данном случае прогнозируется убыток от сделок купли-продажи, т. к. самолеты реализуются по цене меньшей, чем стоимость их приобретения. Кроме того, результаты текущей финансово-хозяйственной деятельности организации свидетельствуют об отсутствии источников покрытия данных убытков», — говорится в информации, раскрытой СПСО.

Центр подготовки авиационного персонала НОУ ДО «АУЦ «ЭйрСамара», созданный в 2012 г. для нужд ОАО «Эйр Самара», согласно официальному отчету СПСО, в течение 1,5 лет «незаконно осуществлял деятельность на площадях, принадлежащих обществу, без оформленных договорных правоотношений». Неполученный ОАО «Эйр Самара» доход от аренды составил 1,2 млн. р. В результате аудиторы пришли к выводу:

«В связи с неэффективностью финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Эйр Самара» и отсутствием ее направленности на развитие региональной транспортной системы, в адрес губернатора Самарской обл. направлено предложение рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего участия Самарской обл. в ОАО «Эйр Самара» и возможности проведения приватизации акций общества, принадлежащих области».

Между тем приватизацию ОАО «Эйр Самара» надо было бы провести гораздо раньше. Однако министру имущественных отношений (2012 — 2015 гг.) Юлии Степновой, видимо, было удобно держать авиакомпанию на балансе области. Напомним, что ОАО «Эйр Самара» провело две допэмиссии своих акций на общую сумму 253,5 млн р. (в апреле и в июле 2014 г.). Приобретателем выступал основной акционер авиакомпании — Минимущества. С какой целью размножались акции явно не слишком успешного предприятия, остается только догадываться.

Вскоре эти акции выставят на продажу. Еще раньше, по всей видимости, будут реализованы на сторону самолеты Beechcraft KingAir 350i. Причем с хорошим дисконтом. Покупатель воздушных судов, безусловно, получит выгоду. Но захочет ли кто-нибудь приобретать акции осиротевшей без самолетов авиакомпании?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.