Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (577) | 9 марта 2016г.
 

Сомнительное слияние

Перевод активов ЗКС в Мотор-Супер может позволить уйти от уплаты налогов

Алиса Кирсанова

22 января председатель правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ посетил производственную площадку ОАО «АВТОВАЗ». На фоне такого внимания со стороны руководства государства политика отдельных производителей автокомпонентов — поставщиков АВТОВАЗа — начинает напоминать действия предателей национальных интересов. Вслед за подконтрольным людям от ГК «Ростех» ОАО «АвтоВАЗагрегат» под банкротство пошло ООО «Завод климатических систем» (ЗКС) — партнер известного в Тольятти АО «Мотор-Супер». Впрочем, ЗКС и Мотор-Супер еще при Игоре КОМАРОВЕ в роли президента ОАО «АВТОВАЗ» ушли под контроль Ростеха. Кому как не гендиректору ГК «Ростех» Сергею ЧЕМЕЗОВУ нести ответственность за бесперспективность этих предприятий?

Ударная ликвидация

24 ноября 2015 г. Арбитражный суд Самарской обл. приступил к рассмотрению заявления от ФНС РФ, в лице Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. о несостоятельности (банкротстве) 000 «ЗКС». Размер требования ИФНС составляет 5,88 млн р. Однако накануне этого заседания, а именно 23 ноября 2015 г., в ЕГРЮЛ в отношении ЗКС была внесена запись: «Находится в стадии ликвидации». Также в ЕГРЮЛ было указано, что в качестве ликвидатора ЗКС зарегистрирован Михаил Харитонов.

Судя по всему, пока арбитражный суд готовил к рассмотрению заявление ИФНС, собственники успели принять решение о ликвидации компании. В результате чего арбитражный суд 24 ноября перенес дату рассмотрения заявления о банкротстве на 14 декабря 2015 г. Именно к этому сроку, как следует из определения суда, заявитель должен был бы уточнить требования в части процедуры, которую необходимо ввести в отношении должника.

Сведения о состоянии юридического лица, в частности о том, что ЗКС находится в стадии ликвидации, зарегистрированы в ИФНС по Красноглинскому р-ну г. Самары. Соответственно, именно специалисты данной службы должны были вести выездную налоговую проверку, в ходе которой либо могли быть выявлены, либо нет, недоимки по налогам и др. обязательным платежам. Стоит также учесть, что ликвидационный баланс также сдается в налоговый орган, где в итоге и регистрируется ликвидация юридического лица. Судя по всему, оперативно принятое решение собственниками ЗКС о ликвидации компании могло иметь ряд причин.

С одной стороны, процедура ликвидации может позволить собственникам избежать или отсрочить процедуру внешнего управления или неуправляемого банкротства компании. А ведь именно при неуправляемом банкротстве компании не редки случаи признания сделок с выводом имущества недействительными. Далее идет отмена таких сделок. Такое вполне могло быть на ЗКС. Об этом свидетельствуют заметные движения по основным фондам ЗКС.

По итогам 2014 г. ЗКС не публиковало финансовую отчетность. Однако по ряду процессов, которые происходили на предприятии в предыдущие годы, можно судить, что к банкротству там могли готовиться загодя.

Вклад Горячева

Уже не один год в бухгалтерской отчетности ЗКС в составе внеоборотных активов по строке «Основные средства» наблюдалось стабильно отрицательное движение. На начало 2012 г. в отчетности ЗКС размер «основных средств» составляя порядка 52,285 млн р., на начало 2013 г. — 46,058 млн р. Но уже на 1 января 2014 г. всего 3,038 млн р. Т.е. за два года было организовано падение по данному показателю почти в 10 раз. Очень сомнительно, что наше государство сумело получить какую-либо бюджетную выгоду от этих манипуляций с объектами из состава «основных средств» ЗКС.

АО «Мотор-Супер» расширило свою номенклатуру, подготовив ООО «ЗКС» к ликвидации
АО «Мотор-Супер» расширило свою номенклатуру, подготовив ООО «ЗКС» к ликвидации

В июле 2013 г. на ЗКС был назначен новый генеральный директор Алексей Горячев. Можно предположить, что одной из основных задач Горячева мог быть вывод основных средств с предприятия.

Несмотря на то что в июле 2013 г. Горячев был зарегистрирован генеральным директором ЗКС, он в конце сентября 2013 г. получил почетную грамоту губернатора Самарской обл. как заместитель генерального директора по управленческой, контрольной и кадровой деятельности АО «Мотор-Супер». Об этом свидетельствует распоряжение губернатора Самарской обл. №570-р от 20 сентября 2013 г. о поощрении «За большой вклад в развитие промышленности Самарской обл. и в связи с празднованием Дня машиностроителя». Сотрудникам АО «Мотор-Супер» Горячев известен как человек, отвечающий за вопросы безопасности компании. Подобные функции ему приписывали и в отношении деятельности компаний ЗАО «ЗАК», ЗАО «ВИС».

Если вернуться к АО «Мотор-Супер», то за весь период его работы с ЗКС у него можно было наблюдать динамику прироста по основным средствам. Отметим, что здесь также можно было наблюдать рост активности вокруг ЗКС. Так, на начало 2012 г. основные средства Мотор-Супер оценивались в 167,521 млн р., на начало 2013 г. — 171,134 млн р., а на начало 2014 г. — 294,140 млн р. Притом что по строке «незавершенное строительство» данных за эти годы нет. Если основные средства в виде производственного оборудования действительно перекочевали на Мотор-Супер, то территориально их даже не пришлось бы далеко везти. Оба предприятия (Мотор-Супер и ЗКС) расположены по адресу: г. Тольятти, ул. Борковская, 11, только в разных производственных корпусах.

Уменьшение основных средств ЗКС в 17 раз — это не единственное достижение Горячева на посту генерального директора ЗКС. Так, выручка от продаж ЗКС на начало 2013 г. была 2,009 млрд р., а на начало 2014 г. уже только 257,7 млн р. Падение почти в 8 раз — и всего-то за год.

На фоне динамики по строкам баланса «выручка» и «активы» не могут не насторожить данные ЗКС по «прочим доходам» и «расходам». Так, «прочие доходы» по итогам 2013 г. составили 317,079 млн р. Именно к «прочим доходам» относятся доходы предприятия от реализации основных средств. Для сопоставления можно привести показатель ЗКС по «прочим доходам» по итогам 2012 г. — 69,9 млн р. Однако доход в несколько сотен миллионов рублей, полученный от неосновной деятельности, был нивелирован «прочими расходами» ЗКС по итогам 2013 г. — 334,526 млн р. Не секрет, что при определенном наборе лояльных контрагентов достаточно легко сформировать необходимый объем «прочих расходов», а то, что они превысили выручку компании от продаж, видимо, ни для кого не было сюрпризом.

Горячев по итогам 2013 г. добился своеобразных результатов: за год удалось снизить показатели баланса ЗКС по строке «активы» с 614,3 млн р. до 130 млн р.! Из них 64 млн р. — это дебиторская задолженность и 45 млн р. — финансовые вложения. По итогам такой своеобразной эвакуации активов в ЗКС в начале 2014 г. произошла смена учредителей. С 30 января 2014г. единственным учредителем ООО «ЗКС» стала офшорная компания «Lada international Ltd.», зарегистрированная в Республике Кипр. Размер вклада учредителя в уставном капитале общества 60,952 млн р. До этого времени по 25% в ООО «ЗКС» принадлежало четырем компаниям: «Джоркон файнэнс лимитед», «Семпекс трейдинг лимитед», «Вимола файненс лимитед», «Лоэрас мэнэджмент лимитед». Все эти организации также были зарегистрированы на Кипре.

Вне тренда

Финансовые результаты деятельности ЗКС за последние годы могут свидетельствовать о том, что компанию готовили к банкротству не один год. На начало 2014 г. ООО «ЗКС» вышло с убытками более чем в 52 млн р. Но насколько данный финансовый результат адекватен реальному положению дел в компании, вопрос открытый. Однако существует версия, что конечных бенефициаров ЗКС, скрывающих свои имена за офшорными компаниями, не очень прельстил сценарий возможного банкротства ЗКС по инициативе ИФНС. Не по этой ли причине в канун судебного заседания по рассмотрению заявления о банкротстве по упрощенной процедуре было зарегистрировано начало процедуры ликвидации компании? Ведь процедуру ликвидации ведет управляющий, выбранный собственниками компании, а не основным кредитором.

Судя по всему, в процессе снижения размеров активов ООО «ЗКС», АО «Мотор-Супер» нарастило и основные фонды, и номенклатуру выпускаемой продукции. Только вот в случае реализации сценария неуправляемого банкротства ЗКС могут возникнуть обстоятельства, при которых нюансы указанных процессов могут оказаться сомнительными для конкурсного управляющего и могут быть подвергнуты детальному изучению. Но ЗКС и Мотор-Супер пока удалось избежать такого развития событий.

В конце 2015 г. арбитражный суд отказал в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. признать ЗКС несостоятельным (банкротом) по упрощенной процедуре банкротства. Каким образом теперь будут ликвидированы долги ЗКС перед налоговой почти в 6 млн р., видимо, знает только Харитонов.

На сайте Группа OAT (www.td-oat.ru) представлен каталог продукции АО «Мотор-Супер». В числе номенклатуры продукции появились такие позиции, как «Вентилятор системы отопления», «Вентилятор системы отопления и кондиционирования», «Отопитель в сборе», «Отопитель с управлением в сборе». Указанные позиции предназначены для Lada 11180. Данные позиции раньше были предметом производства ООО «ЗКС». Теперь их можно наблюдать среди продукции, выпускаемой АО «Мотор-Супер». Это дает основания полагать, что АО «Мотор-Супер» получило максимально возможную выгоду от подготовки ООО «ЗКС» к ликвидации. Причем в проигрыше от этого процесса может оказаться налоговая инспекция, т.е. государство.

Тот, кто пытается уклониться от уплаты налогов, должен понимать, что он работает против экономики своего региона, против своей страны. В своих публичных речах президент РФ Владимир Путин неоднократно говорил о том, кто такие национал-предатели и чем они опасны для нашей страны. Особенно в период, когда Россия оказалась зажата в тисках экономических санкций, когда идет нагнетание внешних угроз.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Светлана МАМАЕВА, исполняющий обязанности генерального директора АО «Мотор-Супер»

- АО «Мотор-Супер» приобрело часть основных средств для производства отопителей у ООО «ЗКС» в 2013 г. Все сделки по приобретению основных средств заключены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Причиной снижения выручки АО «Мотор-Супер» в настоящий момент является снижение объема производства продукции в связи с существенным снижением заказов со стороны ОАО «АВТОВАЗ».