Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №7 (577) | 9 марта 2016г.
 

Чудеса Чемезова

Ликвидация ВМЗ без процедуры банкротства может быть выгодна Ростеху

ИА «Центр-Инфо»

Продолжается ликвидация ООО «Волжский машиностроительный завод» (ВМЗ). Процесс идет под присмотром президента ОАО «АВТОВАЗ» Бу АНДЕРССОНА. Хотя все основы, в т.ч. и экономические, для того, чтобы это предприятие кануло в Лету, были заложены еще в то время, когда и ВМЗ, и АВТОВАЗ находились под контролем Госкорпорации (ГК) «Ростех», генеральным директором которой является Сергей ЧЕМЕЗОВ. Но сегодня многим, например депутату Госдумы из фракции КПРФ Леониду КАЛАШНИКОВУ, оказывается выгодно не помнить о Чемезове и, что называется, переводить стрелки на Андерссона. Похоже, получить деньги на избирательную кампанию легче от Ростеха, чем от шведа.

Лишних — на улицу

Решение о ликвидации ООО «ВМЗ», согласно выписке из ЕГРЮЛ, было принято еще 2 ноября 2015 г. С учетом того, что единственным учредителем ООО «ВМЗ» с 11 ноября 2014 г. является ОАО «АВТОВАЗ», совершенно очевидно, что это решение было принято на АВТОВАЗе, президентом которого является Бу Андерссон. В комментариях информационному агентству «РИА-Новости» председатель профсоюза АВТОВАЗа Сергей Зайцев по этому поводу 7 декабря 2015 г. сообщил: «ВМЗ ликвидируется. На его базе создается новое подразделение АВТОВАЗа — производство технологического оборудования. Приказ о создании нового производства уже подписан». Как отмечал Зайцев, на новое производство будут переведены не все сотрудники машиностроительного завода. «Примерно 700 человек перейдут на АВТОВАЗ. Те, кто занимался станкостроением, там, конечно, этого не будет», — говорил Зайцев РИА-Новости. Проходила информация о сокращении 1195 сотрудников предприятия. ВМЗ занимался производством роботизированного, автосборочного, сварочного оборудования, пресс-форм, штампов и т.д.

Процесс ликвидации юридического лица и перевода части его функций на АВТОВАЗ сопровождается вбросом информации о том, что цеха ВМЗ уже разгромлены. 30 января 2016 г. на сайте КПРФ появилась публикация члена этой партии Леонида Калашникова по поводу ситуации на ВМЗ. «Прецизионные станки, которых во всей России считаные единицы, снимались с места без соблюдения правил, лишь бы побыстрее. Тома документации — настоящая сокровищница уникальных технологий — кипами сваливались в мусорные контейнеры. Что-то в целях ускорения вообще летело в окна на глазах у проезжавших мимо тольяттинцев. ...Само собой, уничтожение ВМЗ оправдывалось его непрофильностью и убыточностью... Помимо поручений АВТОВАЗа ВМЗ выполнял заказы целого ряда отечественных предприятий. Выполнял, пока в 2014 г. вновь не стал частью автозавода. Убыточность, говорите? В 2015 г. ВМЗ мог бы получить прибыль на сумму более 8 млрд р. Но не получил исключительно по воле вазовского начальства, отклонившего заказы как «непрофильные», — делился наблюдениями Калашников, который когда-то работал на АВТОВАЗе.

Впрочем, «работал» звучит слишком громко. На самом деле Калашников был комсоргом. При этом заметно, как Калашников навязчиво рекламирует ГК «Ростех», которая некогда — до АВТОВАЗа — владела ВМЗ.

Следует заметить, что в выписке из ЕГРЮЛ указывается, что со 2 ноября 2015 г. руководителем ликвидационной комиссии ООО «ВМЗ» назначен Андрей Ежелев. Он же был генеральным директором компании с 21 июля 2015 г. До него с 12 декабря 2014 г. генеральным директором был Максим Гришин — известный деятельностью в компаниях, контролируемых ГК «Ростех». Но об этом чуть ниже. Пока важно еще раз напомнить о том, что ВМЗ достался АВТОВАЗу именно от Ростеха, т.е. все проблемы предприятия не могли возникнуть в одночасье и наверняка были заложены еще при Ростехе. Но Калашников об этом почему-то не вспоминает.

Зиц-Гришин

Последним директором ВМЗ, поставленным в то время, пока эта компания принадлежала Ростеху, был Сергей Спирин, который работал в этой должности с 19 сентября до 11 декабря 2014 г. В 2014 г. у ВМЗ было еще два гендиректора. С 5 марта до 18 сентября эту должность замещал Александр Чернецов, а до него – Владимир Серебряный, назначенный в сентябре 2011 г., в момент создания ООО «ВМЗ». К слову, это юридическое лицо было образовано на базе производства технологического оборудования оснастки (ПТОО) ОАО «АВТОВАЗ». АВТОВАЗ владел 100% в ООО «ВМЗ». 28 июня 2012 г. на годовом собрании акционеров ОАО «АВТОВАЗ» было принято решение о продаже в пользу ГК «Ростехнологии» (Ростех) 100% ООО «ВМЗ» за 5 млрд р. Получается, что ВМЗ сначала был продан Ростеху в зачет долга АВТОВАЗа перед этой государственной корпорацией. Это было в то время, когда президентом АВТОВАЗа был ставленник Ростеха Игорь Комаров. А затем, после того как президентом АВТОВАЗа стал Бу Андерссон, по его инициативе ВМЗ перешел обратно к АВТОВАЗу.

Так вот, возвращаясь к словам Леонида Калашникова, можно дать такую цитату: «В конце 2015 г. одна из головных организаций ГК «Ростех» — АО «Технодинамика» — направила руководству АВТОВАЗа письмо, которым пыталась предотвратить разорение ВМЗ». Если следовать логике Калашникова, то Ростех только все время и делал, что «развивал», «расширял» и «углублял». Хотя на самом деле именно в то время, когда ставленник Ростеха Игорь Комаров руководил в качестве президента ОАО «АВТОВАЗ», с предприятия было уволено около 30 тыс. сотрудников, да и то же ПТОО было в виде уже ООО «ВМЗ» продано АВТОВАЗом именно в пользу Ростеха.

Более того, как говорилось выше, в 2014 г. генеральным директором ВМЗ в течение нескольких месяцев успел отработать Максим Гришин. В 2009  г. он получил известность как советник президента АВТОВАЗа Игоря Комарова с правом действия по доверенности. Супруга Максима Гришина Полина Гришина была вице-президентом по корпоративному управлению ОАО «АВТОВАЗ» и членом совета директоров ОАО «ТЕВИС», ОАО «Электросеть» и ОАО «ТЭК», причем именно в то время, когда Комаров управлял АВТОВАЗом в интересах Ростеха. 25 января 2010  г. Максим Гришин стал генеральным директором ОАО «ТЭК». Т.е. у них с супругой такой вот семейный подряд обозначился в то время (см. «Хронограф» №23 (332) от 28.06.10). При этом ТЕВИС, ТЭК и «Электросеть» были проданы АВТОВАЗом структурам Ростеха, т.е. по той же схеме, что и ВМЗ.

Налицо участие Ростеха во всех процессах, которые протекали в ВМЗ. Более того, тот же Максим Гришин сегодня — первый заместитель генерального директора по экономике и финансам ФКП «Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности». Это предприятие входит в структуру ГК «Роскосмос», генеральным директором которого сегодня является не кто иной, как Игорь Комаров. Таким образом, Максима Гришина можно смело назвать человеком Комарова, а значит, человеком Ростеха. Что в очередной раз позволяет укрепиться тезису об ответственности Ростеха, а также лично Комарова и Гришина за все то, что сегодня происходит на ВМЗ. Пламенную же статью коммуниста Калашникова об этом предприятии с пониманием истинного расклада следует считать если не попыткой переложить ответственность с больной головы на здоровую, то уж манипуляцией точно.

Концы в воду

Решение о ликвидации ООО «ВМЗ» стало следствием деятельности Ростеха в 2014-2015 гг. За то время предприятие сменило собственника, 5 человек были ее генеральными директорами.

Плоды их «трудов» красочно отражены в отчетности организации за 2014 г. По данным бухгалтерской отчетности за 2014 г., ООО «ВМЗ» показало убытков почти 6,83 млрд р. И это при годовом обороте 1,9 млрд р.! По итогам 2013 г. у ООО «ВМЗ» убыток был всего-то 822 млн р. Следует отдать должное, что обороты у ВМЗ в 2014 г. упали по сравнению с выручкой 2013 г. — 3,11 млрд р. При анализе данного случая обращает на себя внимание то, что выручка — это не главное, т.к. себестоимость продаж ВМЗ составила 3,699 млрд р. (2013 г.) и 2,64 млрд р. (2014 г.). Обращает на себя внимание другой фактор. Убытки, зафиксированные ВМЗ по итогам 2014 г., превышали как выручку, так и себестоимость! Стоит добавить, что непокрытый убыток на начало 2015 г. составил 8,24 млрд р. Такого даже на АВТОВАЗе при Игоре Комарове не было.

Язык цифр отличается повышенной конкретикой. Чего не скажешь о «компетентных органах», которые упорно не замечают странностей в открытой отчетности. Хотя есть вполне логичная версия происходящего. При слове «Ростех» у многих «контролеров» наверняка случались потери слуха и памяти. Да и директора ВМЗ, менявшиеся как перчатки, наверняка не имели ни времени, ни желания разбираться в том, что реально происходит на предприятии. Не для того они были поставлены во главе ВМЗ, чтобы в чем-то разбираться. Наверняка их дело было подписывать нужные документы и не задавать вопросов. А при первой необходимости демонстрировать пламенное желание уволиться по собственному желанию.

Но все эти обстоятельства все же не должны были привести к тому, что организация с такой отчетностью, как у ВМЗ, была ликвидирована без процедуры банкротства. Ведь у ВМЗ наверняка имеется масса неисполненных обязательств, тех же невыплаченных налогов, что отражено в отчетности. Более того, 18 сентября 2014 г. Федеральная налоговая служба (ФНС) в лице Межрайонной инспекции ФНС №2 по Самарской обл. подала заявление в Арбитражный суд Самарской обл. о банкротстве ВМЗ. Однако уже с 13 октября 2014 г. этот процесс, если судить по данным сайта арбитража, был по-тихому приостановлен. Суд в ведении наблюдения в отношении ВМЗ отказал, при этом налоговая инспекция в своем заявлении указала о неисполненном обязательстве ВМЗ в размере более 49,5 млн р. Важно заметить, что в ходе процесса представитель ВМЗ заявил, что данные требования были погашены, однако уточнил, что в ВМЗ не исполнил налоговые обязательства на 127,4 млн р. Тем не менее, как было отмечено, процедура банкротства была прервана. Что сегодня дает возможность руководству и собственнику ВМЗ пытаться ликвидировать предприятие, минуя процедуру банкротства. Это может привести к тому, что пострадают интересы кредиторов ВМЗ, прежде всего работников и бюджетных организаций. Поэтому точку в этой истории ставить рано.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей УРЮПИН, вице-президент по производству автокомпонентов ОАО «АВТОВАЗ» (из интервью программе ВАЗ ТВ «Обозреватель. Мнение» от 26.01.16)

- Решение о переводе ВМЗ на площадку АВТОВАЗа — это возвращение того оборудования, того персонала, тех компетенций, которые в 2011 г. были выделены с АВТОВАЗа, когда было создано отдельное юридическое лицо. Когда создавалось отдельное юридическое лицо, когда произошел вынос оборудования и компетенций, планировалось создать общероссийский центр по станкостроению. Но начиная с 2012 г. объемы заказов на ВМЗ упали в 4 раза. Если ранее они составляли около 4,5 млрд р., то по этому году это — 1,25 млрд р., и это в основном производство прессов и штампов. Производство роботов оказалось не востребовано. В результате сложилась тяжелая финансовая ситуация, когда убытки возросли с 400 млн р. в 2012 г. до почти 1 млрд р. в 2014 г.