Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №6 (576) | 24 февраля 2016г.
 

Городу нужны троллейбусы

Это вопрос сохранения электротранспорта Тольятти как вида

Борис Кротов

16 февраля комиссия по городскому хозяйству и транспорту Думы г.о. Тольятти в очередной раз рассмотрела итоги деятельности МП ТП «АТП-3» и МП «ТТУ». Подобный интерес к отрасли обусловлен тем, что муниципальный сектор перевозок пока находится в непростом положении, хотя назвать ситуацию безнадежной все-таки нельзя. На заседании комиссии прозвучала информация о том, что город остро нуждается в обновлении подвижного состава. В т. ч. троллейбусов. Депутаты отнеслись к представленной информации с пониманием.

МП «ТТУ» пару месяцев как восстановило планомерную деятельность после серьезного простоя и пока имеет существенную задолженность перед кредиторами предприятия. Впрочем, есть и позитивные моменты. Задолженности по заработной плате уже нет, равно как и задолженности по перечислению средств в обязательные фонды. На предприятии даже начинают планировать мероприятия по модернизации имущественного комплекса. К примеру, в мае-июне 2016 г. планируется провести капитальный ремонт протекающей кровли, затратив на это порядка 6 млн. р. Пока, по предварительным оценкам, исполняются и намеченные планы по выходу на безубыточность. Если не произойдет форс-мажоров, подобных прошлогоднему ограничению поставок электроэнергии на линии МП «ТТУ», которое привело к длительному простою и дополнительным убыткам, финансовые планы, скорее всего, будут исполнены.

Впрочем, выход на безубыточность в краткосрочной перспективе — это полумеры. Без полноценного обновления электротранспорта предприятие все равно обречено. Поскольку приток постоянных средств может обеспечить только конкурентоспособный подвижной состав. «Наши специалисты выходили на остановки, наблюдали, оценивали, как пассажиры реагируют на старые и новые троллейбусы. Анализ работы новых единиц подвижного состава подтвердил целесообразность дальнейшего пополнения парка техники. Экономия на электроэнергии составила от 25 до 30% на одну единицу по сравнению с потребностями старых троллейбусов. И заполняемость новых машин по сравнению со старыми тоже выше -до 30%. Т. е. в новые троллейбусы люди садятся охотнее, чем в старые. А это выручка предприятия», — рассказал директор МП «ТТУ» Евгений Расстегаев.

Причем оптимальным вариантом было бы пополнение городского парка электротранспорта новыми единицами уже в этом году.

Общее количество троллейбусов, находящихся в парке МП «ТТУ», — 100 единиц. На линию ежедневно выходят 63 машины, а с 15 апреля их должно быть 68. В рабочем состоянии сейчас 75 троллейбусов, из них 22 — новые. Остальные 25 находятся в ремонтной мастерской.

У мэрии есть определенный расчет на то, из каких источников могут финансироваться дорогостоящие приобретения. «В настоящее время в проект Плана мероприятий об организации работы по празднованию 50-летия со дня создания АВТОВАЗа и выпуска первого автомобиля ВАЗ включено предложение мэрии по обновлению (на условиях софинансирования из средств областного и федерального бюджетов) троллейбусного парка для осуществления городских пассажирских перевозок путем приобретения в 2016 г. 80 троллейбусов», — рассказал депутатам руководитель департамента дорожного хозяйства и транспорта Павел Баннов.

Важная задача, которую должны реализовать муниципальные транспортные предприятия, — это создание адекватной конкуренции коммерческому транспорту и сдерживание цен на проезд. Сейчас УФАС по Самарской обл. рассматривает и проверяет жалобы на рост цены одной поездки. В Тольятти по расценкам на проезд в коммерческом альтернативном транспорте был достигнут один из региональных антирекордов — 27 р. за одну поездку. Муниципалы берут за одну поездку дешевле — от 23 до 25 р. О проезде на муниципальном виде транспорта логично задуматься тому, кто привык много перемещаться по городу и кто вынужден добираться до места назначения с пересадками. Сейчас маршрутная сеть Тольятти разработана таким образом, что обеспечивает возможность добраться практически в любую точку города муниципальным транспортом с учетом т.н. фактора пересадочности. Единая безлимитная транспортная карта позволяет пассажиру единовременно оплатить 1000 р. и получить неограниченное количество поездок в месяц на городских троллейбусах и автобусах.

Если пассажир осуществляет 4 поездки в день (допустим, добирается на работу и с работы с пересадками или отвозит ребенка в детский сад и только потом едет на работу, а потом обратно), то стоимость одной поездки составит для него чуть более 11 р. А если добавить поездки в магазин, больницу и по личным делам, то еще дешевле. Почувствуйте разницу между поездкой в муниципальном троллейбусе и коммерческой маршрутке, где только две поездки — на работу и с работы — облегчат кошелек покупателя на 54 р. в день. А в месяц — почти на 1,2 тыс. р. Без учета поездок в детский сад, поликлинику, магазины и т.д. «Это серьезная мера социальной поддержки горожан. Администрация города последовательно выполняет взятые на себя обязательства по обеспечению жителей доступным проездом в транспорте. Конечно, цену на безлимитную транспортную карту можно было бы установить и выше, и ТТУ лишние деньги бы не помешали, но, как видите, было принято решение сохранить стоимость проезда максимально доступной», — считает Растегаев.

Единая безлимитная транспортная карта -это всего лишь один из видов транспортных карт. По факту, их в Тольятти несколько. Ими охвачены все социально незащищенные группы пассажиров: пенсионеры, студенты, учащиеся школ. Для этих ТК расценки еще более лояльные, нежели основной безлимитки. Для справки: ежедневное количество поездок, которое МП «ТТУ» производит по транспортным картам всех видов, колеблется в пределах от 8,5 до 10 тыс. в день. У ТП АТП-3 количество таких поездок еще выше. Нетрудно хотя бы приблизительно представить объем социальных обязательств муниципальных транспортников перед городом и их потребности в обновлении подвижного состава. Но если у АТП-3 благодаря последовательно реализуемым программам подвижной состав находится пусть и не в идеальном, но все-таки достаточно приличном в смысле износа состоянии, то МП «ТТУ» такой роскошью похвастаться не может. Для него появление новых троллейбусов — вопрос жизни и смерти в прямом смысле.