Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №5 (575) | 15 февраля 2016г.
 

Удержали баланс

2015 г. бюджет Тольятти закончил без критического роста дефицита

Егор Кошеров

8 февраля руководитель департамента финансов мэрии г.о. Тольятти Григорий ГИЛЬГУЛИН представил мэру города Сергею АНДРЕЕВУ (на фото) отчет об исполнении бюджета 2015 г. Вопреки тяжелой экономической обстановке и явному падению доходов по некоторым статьям пополнения городского бюджета (например, по доходам от рекламы) Тольятти удалось выдержать относительно сбалансированную казну. Дефицит оказался ощутимо ниже прогнозных ожиданий, а недосбор собственных доходов — меньше, чем планировали. Финансовый баланс удалось удержать за счет достаточно жесткой экономии в последнем квартале 2015 г. Сейчас мэрия Тольятти планирует изыскать ресурсы на покрытие имеющихся кредиторских задолженностей в полном объеме.

Лучше, чем ожидалось

Доклад Гильгулина об исполнении бюджета 2015 г. прозвучал во второй части аппаратного совещания. Ряд цифр, озвученных главой департамента финансов, свидетельствует о том, что даже со скромными средствами в городе умеют работать. Впрочем, проще пройтись по цифрам. Некоторые данные, к примеру, в части дефицита бюджета и сбора собственных доходов оказались неожиданно более оптимистичными, чем планировалось. И это притом, что в 2015 г. был реализован ряд достаточно крупных и ресурсоемких проектов -начиная от финансовой поддержки МП «ТТУ» и заканчивая значительным пополнением парка техники для МП ТП «АТП-3». Не осталась без внимания социальная сфера: все обязательства, допустим, в части открытия групп дошкольного образования и ремонта школ выполнялись в запланированные сроки. Т.е. скептики вполне могли ожидать, что новый 2016 г. Тольятти встретит в гораздо более худшей финансовой форме и с гораздо менее сбалансированным бюджетом. Расчет, судя по представленным данным, не оправдался.

В минувшем году фактическое поступление в бюджет города составило 11,9 млрд р. при запланированных 12,5 млрд р. Доходная часть формировалась из налоговых поступлений (5 млрд р.), неналоговых поступлений (880 тыс. р.) и безвозмездных поступлений (6 млн р.).

Полностью дефицита избежать не удалось. Но этим кого-то вряд ли можно удивить. В силу всем известных обстоятельств основной городской финансовый документ уже верстался уже со значительным дефицитом и максимальной долговой нагрузкой. Бюджет принимался с оговорками, что средства на финансирование дополнительных расходных обязательств мэрии будут изыскиваться за счет повышения собственных доходов. Расчет на внезапное улучшение финансовой конъюнктуры в целом не оправдался. Равно как и не случилось дополнительного привлечения собственных доходов от размещения наружной рекламы. Впрочем, здесь от органов местного самоуправления зависит мало. Доходы городской казны формируются за счет НДФЛ, который в условиях кризиса, высвобождения персонала и невыплаты заработной платы объективно вырасти не мог.

А конкурсы на размещение наружной рекламы сейчас находятся вне компетенции мэрии г.о. Тольятти. Следовательно, ни на ту, ни на другую ситуацию рычагов влияния у муниципальных финансистов попросту не было. Пришлось искать другие сценарии выживания.

Порезали непродуктивные траты

К таким сценариям относится режим жесткой экономии, на который мэрия Тольятти пошла осенью 2015 г. Этот шаг, а особенно сокращения в социальной сфере, вызвал большое количество негативных отзывов, а то и откровенных спекуляций на тему социальной безответственности лиц, принимающих решения в мэрии. Поскольку решения о сокращении расходов коснулись в т.ч. и священной коровы дополнительного и внешкольного образования, а также школьного питания, несложно вспомнить градус социального накала, который имел место в Тольятти. Политически ангажированные деятели утверждали, что дети останутся без секций и кружков, а Тольятти ждет рост безнадзорности и детской неустроенности. Хотя чиновники мэрии от образования заверяли, что секвестрованию подвергнутся только те расходы, которых система дошкольного образования фактически не несет. Т.е. оплата обучения «мертвых душ» и аналогичные сомнительные траты. В итоге так и получилось. Сейчас, после нескольких месяцев с того чувствительного секвестра ни роста детской безнадзорности, ни голодных обмороков у детей так и не наблюдается. А бюджету удалось сэкономить десятки миллионов рублей, которым удалось найти неплохое применение.

Параллельно с режимом экономии перед ГРБС Тольятти была поставлена задача четкого исполнения своих бюджетов. В целом их удалось выполнить. Все департаменты смогли освоить средства в полном объеме — 94,2% из запланированного.

Тем не менее нельзя не отметить, что финансирование расходных статей Тольятти хотя и зависит от вышестоящих бюджетов, но далеко не полностью ими покрывается. Фактические траты городского бюджета в 2015 г. составили 12,9 млрд р. В структуре расходов присутствовали как собственные средства (6,6 млрд р.), так и ассигнования из вышестоящих бюджетов. (6,22 млрд р.). Практически на каждый собственный рубль расходов Тольятти смог прилечь по целевым программам и, что главное, полностью освоить 94 копейки ассигнований. Однако можно радоваться не только за объем ассигнований. Оптимизм внушает и то, что большая часть расходов была оплачена бюджетом Тольятти за счет средств, собранных на месте.

Так же буднично глава департамента финансов озвучил и другую важную цифру, наиболее ярко характеризующую состояние бюджета города. По данным Гильгулина, дефицит бюджета 2015 г. составил 968,1 млн р. из запланированного 1,17 млрд р. Важно, что дефицит не перешагнул психологически важной отметки в миллиард рублей. А главное, что он оказался гораздо меньше запланированного. Также не оправдались ожидания по недобору собственных доходов городской казны. Еще несколько месяцев назад упорно распространялась информация, что Тольятти не сумеет исполнить план по доходам на сумму порядка 700-800 млн р. Однако в итоге кредиторская задолженность за прошлый год составила порядка 300 млн р.

Деньги в дело

Несколько тревожной можно назвать тенденцию с ростом муниципального долга и увеличением расходов, необходимых на его обслуживание. Этот долг за прошлый год вырос с 3,958 млрд р. до 4,526 млрд р., т.е. увеличился на 568 млн р. Обслуживание долга в 2015 г. составило 429 млн р. Для сравнения: в 2013 г. на эти цели было затрачено 183 млн р., а в 2014 г. — 240 млн р. Эти средства муниципалитету были бы совсем не лишними.

Но для справедливости можно вспомнить и направления, куда уходили заемные средства. Так, например, в конце 2015 г. городом по договору лизинга было приобретено 60 низкопольных автобусов, работающих на компримированном природном газе. Стоимость сделки составила 714 млн р. А срок действия по договору лизинга составит 5 лет -до 2020 г. Можно было бы не обновлять подвижной состав, ограничившись имеющимся парком. И в перспективе ближайших трех лет получить недееспособное с точки зрения подвижного состава муниципальное транспортное предприятие. И параллельно с этим потерять все преимущества, которые дало участие в федеральной программе по обновлению подвижного состава МП. В будущем мэрия Тольятти намерена от закредитованности постепенно избавляться.

Комментарии

Сергей АНДРЕЕВ, мэр г.о. Тольятти

- Мы существенно сдерживали расходы. Т.е. мы установили ограничения, которые не позволили реализовать наши опасения в полном объеме. Так, общий объем расходов в 2015 г. составил 94%. С учетом того, что было заложено 12 млрд р., из которых 1 процент приблизительно равен 120 млн р. Если умножить эту сумму на три, то и получится предполагаемый недобор в 700 млн р. Однако благодаря принятым мерам у нас есть возможность покрытия кредиторских задолженностей деньгами из бюджета.