Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №4 (574) | 8 февраля 2016г.
 

Падение «Авиакора»

Легендарный авиационный завод близок к своему концу

Андрей Неретин

В конце января генеральный директор ОАО «Авиакор-авиационный завод» (А-АЗ) Алексей ГУСЕВ впервые официально озвучил планы вхождения предприятия в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (OAK). Похоже, бенефициар А-АЗ Олег ДЕРИПАСКА (на фото) решил избавиться от проблемного актива. По мнению наблюдателей, OAK интересует не столько завод, сколько его уникальная взлетно-посадочная полоса, на базе которой можно создать аэровокзал для лоукостеров.

Перспективы интеграции А-АЗ в OAK обсуждались на встрече руководителя предприятия Алексея Гусева с губернатором Самарской обл. Николаем Меркушкиным. «Вхождение в состав OAK поможет «Авиакору» — одному из ключевых самарских предприятий — с заказами и инвестициями. Переговоры по этому вопросу ведутся как с федеральным центром, так и с самим собственником», — раскрывает детали встречи газета «Волжская Коммуна».

Информация о том, что OAK собирается инвестировать и размещать заказы на А-АЗ, вызывает большие сомнения. Состояние завода настолько плачевно, что возможность реанимировать производство выглядит чем-то из области фантастики.

Основная проблема предприятия заключается в том, что его деятельность всегда была ориентирована на производство, ремонт и обслуживание самолетов АН-140. Значительная часть поставщиков комплектующих для АН-140 находится на Украине. Ввиду известных всем политических событий поставки комплектующих оттуда прекратились. В июле 2015 г. Алексей Гусев заявил, что программа выпуска АН-140 была заморожена. «С учетом того, что у нас 34 завода-поставщика и головное КБ («Антонов») находятся на Украине, провести импортозамещение по комплектующим в такой быстрый срок не представляется возможным. Поэтому эта программа временно останавливается», — говорил Гусев. Получается, что едва ли не единственным «хлебом» А-АЗ сегодня остается ремонт самолетов ТУ-154М, которые уже не выпускаются.

Отсутствие заказов почти парализовало деятельность легендарного авиазавода. В декабре прошлого года СМИ облетела информация о том, что А-АЗ переходит на трехдневную рабочую неделю.

Сообщалось, что переход на новый график работы предприятие завершит как раз после Нового года. Тогда же, в декабре, прокуратура Самарской обл. сообщила о том, что с задержками по выплате зарплаты столкнулись сотрудники А-АЗ и его смежников — ООО «Авиакор-самарский авиационный завод» и ЗАО «Авиакор-сервис». Отмечалось, что общая сумма задолженности составила свыше 24 млн р. перед 1402 сотрудниками, которые не получали зарплаты за октябрь и ноябрь 2015 г.

Более того, из-за долгов на завод прекратилась подача ресурсов. В декабре 2015 г. стало известно о том, что теплоснабжение предприятия ресурсоснабжающей организацией не осуществлялось. На 1 ноября 2015 г. задолженность А-АЗ перед АО «ПТС» за поставленную тепловую энергию составляла 90 млн р. Правда, после вмешательства прокуратуры подача теплоснабжения была возобновлена, а Гусеву было объявлено предостережение за недопустимость уклонения от кредиторской задолженности. Впрочем, уже 29 декабря 2015 г. ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС) отключило А-АЗ от холодного водоснабжения за неуплату. По данным СКС, задолженность А-АЗ за поставку холодной воды на 20 ноября 2015 г. составляла 2 млн р., на 1 января 2016 г. — 508 тыс. р.

В сложившихся условиях возродить производство на заводе можно, наверное, только в том случае, если его полностью перепрофилировать навыпуск новых самолетов, разработчиками которых были бы другие конструкторские бюро. Для спасения А-АЗ также требуются колоссальные инвестиции. Сомнительно, чтобы OAK решило выполнить эту миссию.

Ведь ранее менеджеры из ГК «Ростех», которые сегодня находятся в руководстве OAK, подобного рода стремлений не проявляли. Хорошо известно, до какого состояния под их чутким управлением докатилось ОАО «АВТОВАЗ».

Скорее всего, интерес OAK заключается в другом. По всей видимости, корпорацию привлекает один-единственный актив завода, который, на ее взгляд, имеет ценность. Речь о взлетно-посадочной полосе. Ранее ОАЕ «Хронограф» прогнозировал, что близкие Ростеху структуры потянутся к заводу именно по этой причине (см. «Хронограф» №37 (565) от 16.11.15). Прогноз редакции оказался верным. Передачу А-АЗ в OAK, где в совет директоров входит бывший президент ОАО «АВТОВАЗ» (сентябрь 2007 г. — август 2009 г.) Борис Алешин, следует рассматривать как начало этого процесса.

Необходимо обратить внимание, что Борис Алешин является председателем совета директоров ОАО «Рампорт Аэро», которое в настоящее время занимается реализацией проекта по созданию аэропорта «Раменское» на базе взлетно-посадочной полосы (ВПП) Летного исследовательского института им. Громова. Эта ВПП в течение длительного времени использовалась лишь для испытательных полетов, а также для целей спецслужб, МЧС и Вооруженных сил России. Ожидается, что аэропорт в Раменском будет обслуживать низкобюджетные компании авиаперевозчиков — лоукостеров. Учитывая, что в качестве своей приоритетной задачи ОАО «Рампорт Аэро» видит реализацию подобных проектов в России и за рубежом, нетрудно предположить, что возглавляемая Борисом Алешиным корпорация в качестве такого проекта видит и ВПП А-АЗ. Скорее всего, после интеграции А-АЗ в состав OAK ВПП будет переформатирована под нужды гражданской авиации. Это единственное, что может остаться от завода, если его пустят под снос.