Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (572) | 25 января 2016г.
 

Белозеров разберется

Новому президенту РЖД была направлена информация о проблемах ст. «Химическая»

Илья Ширтанов

На прошлой неделе случилось очередное за последние четыре года обострение и без того непростой ситуации организации работы ст. «Химическая» в Тольятти. Из сведений, раскрытых на сайте Арбитражного суда Самарской обл. следует, что ООО «Производство железобетонных изделий» (ПЖБИ) вдруг перестало оплачивать услуги подачи-уборки вагонов. Транспортная компания в лице ООО «ТольяттиТрансСервис» (ТТС) оказалась вынуждена взыскивать деньги через суд. Возникли основания полагать, что модератором нагнетания обстановки на ключевом транспортном узле Тольятти может выступать ОАО «ВолгаУ рал Транс» (ВУТ) Геннадия ТРЕТЬЯКОВА. Проблемы ст. «Химическая» способны нанести ущерб бизнесу ОАО «РЖД». На прошлой неделе новый президент ОАО «РЖД» Олег БЕЛОЗЕРОВ (на фото) был проинформирован о данной проблеме.

Узел раздора

Чем ВУТ мог бы «подкупить» ПЖБИ, пока официально не раскрывается. Известно лишь то, что подобная позиция создает проблемы на этом участке для филиала ОАО «РЖД» — Куйбышевская железная дорога (КбшЖД). Одновременно с этим можно строить версии относительно странной позиции руководства филиала ОАО «РЖД» -КбшЖД, которое на протяжении нескольких лет показательно не может лишить ВУТ статуса диспетчера ст. «Химическая».

В конце прошло года ВУТ, осуществляющий свою деятельность практически на всей протяженности КбшЖД, вновь дал повод поговорить на тему коррупции. На протяжении нескольких десятилетий ВУТ беспрепятственно использует ж/д инфраструктуру, в т.ч. принадлежащую РЖД, для извлечения собственной выгоды. На местах создаются анклавы, где ВУТ получает возможность действовать словно безальтернативный хозяин положения. И даже представители РЖД не в состоянии помешать планам генерального директора ВУТ Геннадия Третьякова.

Вероятно, речь идет не о невозможности, а о нежелании входить в конфронтацию с ВУТ. Работа на путях РЖД приносит ВУТ колоссальные доходы. И ВУТ в свою очередь, похоже, не скупится на аргументы при встречах с представителями руководства КбшЖД. Пример по ст. «Химической» в Тольятти лишь частный случай, отражающий общую картину.

На указанной станции, являющейся тарифным пунктом ст. «Жигулевской Море», ВУТ не только осуществляет деятельность по подаче и уборке вагонов, но и выступает в роли диспетчера. Т.е. фактически полностью контролирует транспортный узел, через который проходят грузы на крупные предприятия Северного промузла Тольятти, а также в адрес многих других грузополучателей. Надзорным органам известно о ситуации, с их стороны была дана негативная оценка происходящему. Еще в январе 2013 г. начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Приволжской транспортной прокуратуры Людмила Кошеварова сообщала: «На момент проверки установлено, что диспетчерское управление на ст. «Химическая»... действительно осуществляется ОАО «ВУТ»... что противоречит требованиям законодательства о железнодорожном транспорте в РФ».

При этом в прокуратуре обратили внимание на то, что в соответствии с законом «ответственность за безопасность лежит на ОАО «РЖД» как владельце инфраструктуры».

Деньги решают

Руководство КбшЖД начиная с 2013 г. провело множество совещаний, которые якобы должны были бы решить судьбу ст. «Химическая». Если говорить точнее, разговоры велись о передаче РЖД функций диспетчера «Химической». Почти 3 года можно наблюдать вялотекущие процессы по возврату станции и прочие нюансы. Тем временем ВУТ продолжает зарабатывать деньги на указанной станции, а в РЖД вынуждены смотреть на это со стороны и считать недополученные доходы.

Видимо, этих денег хватает всем. К такому выводу легко прийти, если знаешь, что тарифы ВУТ по отдельным позициям превышали, а возможно, и до сих пор превышают установленные расценки РЖД более чем в 10 раз. Не исключено, что успехи ВУТ в свою очередь воодушевляют руководство КбшЖД на сохранение сотрудничества с фирмой Третьякова.

Между тем особое положение ВУТ стало поводом для возмущения других независимых участников рынка перевозок. В итоге одна из тольяттинских компаний заключила договор аренды с собственником путей Леонидом Иордосополем и приступила к выполнению работ по транспортировке грузов конечным грузополучателям от ст. «Химическая». В ВУТ мириться с этим не захотели.

Мотивы подстрекателя

Так, например, один из участников рынка — ТТС — пытается взыскать со своего контрагента в лице ПЖБИ немногим более 580 тыс. р. Грузополучатель по каким-то причинам решил отказаться от исполнения обязательств перед перевозчиком в лице ТТС. ПЖБИ аргументирует свои действия тем, что якобы Иордосополь не является действующим собственником пути, по которому ТТС подавал грузы в адрес ПЖБИ. Это обстоятельство лишь укрепляет мнение о том, что позицию по поводу взаимодействия с ТТС могло быть навязано ПЖБИ извне. Не со стороны ли ВУТ? Ведь именно люди из окружения руководства ВУТ настойчиво пытались внушить, что Иордосополь не может выступать в качестве владельца ж/д путей.

Однако известно о другом, схожем конфликте, точку в котором поставила судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в июне 2014 г. Тогда ООО «Универсал ОК» (вероятно, после консультаций с представителями ВУТ) решило признать отсутствующим право собственности Леонида Иордосополя на ж/д пути протяженностью 1480 м.

Представители «Универсал ОК» приводили суду различные доводы. Была подвергнута сомнению законность действия государственного регистратора при регистрации права собственности Иордосопля на ж/д инфраструктуру. Но все напрасно. «Законность действия государственного регистратора по заявлению истца проверялась 8-м отделом Следственного комитета ГУ МВД России по Самарской обл., при этом никаких нарушений, допущенных в ходе регистрации права собственности, выявлено не было», — пришел к заключению Центральный районный суд г. Тольятти. Остальные доводы «Универсал ОК» также были отвергнуты судом. «Универсал ОК» обратился с апелляционной жалобой на решение суда. Областной суд отказался удовлетворять жалобу «Универсала ОК» по тем же причинам, что и Центральный районный суд.

Помимо этого известно, что право собственности Иордосополя на ж/д пути до сих пор не оспорено и не аннулировано. Т.е. Иордосополь продолжает выступать в качестве действующего собственника ж/д ветки и вправе распоряжаться путями по своему усмотрению, в т.ч. передавать его в аренду. Следовательно, отказ ПЖБИ от исполнения денежных обязательств перед ТТС может напрямую затрагивать интересы арендодателя. Следуя по цепочке, уже у ТТС возникают проблемы с расчетами по арендной плате перед Иордосополем, который также вынужден взыскивать деньги, теперь уже с арендатора, через суд. В ТТС не отказываются от своих обязательств перед Иордосополем, тем более что собственник путей вкладывает полученные деньги в восстановление ж/д инфраструктуры. И как только схема расчетов, начиная с грузополучателя и до собственника ж/д ветки, будет восстановлена, у Иордосополя появится возможность продолжить начатые ремонтно-восстановительные работы. Наверное, и в ПЖБИ это должны прекрасно понимать.

Тем не менее, как видится, в ВУТ не намерены отказываться от привилегий, которыми пользуются более 20 лет. Однако времена сильно изменились. Сейчас в условиях крайне ограниченных бюджетов, возможно, и руководству РЖД стоит задуматься над тем, чтобы избавиться от организаций, фактически паразитирующих на инфраструктуре государственного акционерного общества. На прошлой неделе появился повод говорить, что по инициативе нового президента РЖД Олега Белозерова может быть организована проверка деятельности КбшЖД в части взаимоотношений с ВУТ.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.