Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №2 (572) | 25 января 2016г.
 

Полицейский эксперимент

Противостояние с ТЕВИСом может закончиться смертью Гайка Ягутяна

Егор Кошеров

19 и 20 января в Автозаводском районном суде под председательством судьи Елены НИКОНОВОЙ прошли судебные заседания по делу бенефициара Группы компаний «Серебряная молния» Гайка ЯГУТЯНА. Защита Ягутяна обжалует постановление следователя от 23 декабря 2015 г. об объявлении его в розыск. Оно послужило основанием его домашнего ареста. Разбирательства можно считать следствием инициатив ресурсоснабжающей организации — ОАО «ТЕВИС», руководители которой считают, будто Ягутян якобы похитил у них средства. Хотя на самом деле речь идет о спорных расчетах между двумя хозяйствующими субъектами. Тем не менее полиция рьяно пытается «закрыть» Ягутяна, страдающего серьезными заболеваниями, в сизо. Как-то сам по себе напрашивается вывод о личной заинтересованности в благополучии ТЕВИСа со стороны отдельных руководителей полиции. Например, начальника УМВД России по г. Тольятти Хейруллы АХМЕТХАНОВА или начальника УМВД России по г. Самаре Дмитрия БЛОХИНА (на фото). Интересно, кто понесет ответственность в случае гибели Ягутяна в сизо?

Спор хозяйствующих субъектов

ТЕВИС занимался снабжением теплом, водой и отведением стоков на территории Автозаводского р-на г.о. Тольятти. Стоит говорить именно в прошедшем времени, почему — об этом ниже. Компания снабжала около 2000 объектов района, где проживают более 430 тыс. человек. Здесь же несколько лет работают управляющие компании (УК), руководителем которых является Гаик Ягутян.

Ягутян усомнился в правильности работы узлов учета ресурсов ТЕВИС и инициировал ряд разбирательств в связи с этим. По этому поводу 26 мая 2014 г. ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы» были сделаны выводы: «Смонтированный теплоузел в многоквартирном доме №42 по Приморскому б-ру в г. Тольятти основным нормативным требованиям к организации учета тепловой энергии и теплоносителя не соответствует. Зафиксированы нарушения в проектировании узла учета тепловой энергии и горячего водоснабжения, позволяющие повторно учитывать теплоноситель, уже прошедший через учетную систему» (см. «Хронограф» №26 (513) от 1.09.14).

26 июня 2015 г. Автозаводским районным судом г. Тольятти вынесено решение по делу №2-4629/2015. В решении сказано: «Признать ... в МКД по адресу: Приморский б-р, д. 42 г. Тольятти, ... учет горячего водоснабжения по общедомовому прибору учета неверным, величину завышения объемов определить по данным экспертизы №185/2014 от 26 мая 2014 г. ООО «Федеральная лаборатория судебной экспертизы».

Поскольку ежегодные обороты ТЕВИСа превышают несколько миллиардов рублей, остается только догадываться, какое количество средств может «зарабатываться» этой компанией методом, установленным в ходе судебного разбирательства. Но схема начала давать сбой, когда в ней разобрались в «Серебряной молнии». Совершенно очевидно, что активность Гайка Ягутяна не нравилась бенефициарам ТЕВИСа, поскольку результаты этой деятельности могли разрушить годами складывавшуюся систему по сбору средств с населения. Однако реакция на инициативы Гайка Ягутяна оказалась, мягко говоря, неадекватной спору двух хозяйствующих субъектов.

Кроме того, начиная с 2015 г. на территории Автозаводского р-на г.о. Тольятти начала действовать Единая теплоснабжающая организация (ЕТО), созданная на базе ПАО «Т Плюс» (предыдущее наименование ОАО «Волжская ТГК»). По этой причине УК «Молния» оспаривает приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской обл. от 22 ноября 2014 г. № 386 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской обл.». В компании Гайка Ягутяна считают, что раз ТЕВИС не имеет и не имел статуса ЕТО, значит, не имел права получать тариф и оказывать услуги теплоснабжения. Эти услуги должно было оказывать «Т Плюс» согласно утвержденному для этой компании тарифу. Тем более что схема теплоснабжения г.о. Тольятти была утверждена еще в августе 2014 г. Согласно этой схеме статус ЕТО был присвоен ПАО «Т Плюс», но не ТЕВИСу. «Судом установлено, что ПАО «Т Плюс» в апреле 2014 г. обращалось в Минэнерго с заявлением об утверждении тарифа от коллекторов для работы в Автозаводском р-не Тольятти на 2015 г.», — в частности, говорится в одном из судебных документов. Среди причин, по которым было невозможным установить тариф «Т Плюс», было и то, что компания не обладала на тот момент договором аренды сетевого хозяйства с ТЕВИСом. Получается, ТЕВИС мог умышленно затягивать работу «Т Плюс» как ЕТО в Автозаводском р-не Тольятти. На сегодня данный судебный спор уже находится на рассмотрении Верховного суда Российской Федерации. На 11 февраля назначено судебное заседание. В случае, если Верховный суд примет сторону УК «Молния», ТЕВИСу придется вернуть несколько миллиардов рублей жителям Тольятти. Такие перспективы могли заставить руководство ТЕВИСа всерьез обеспокоиться и постараться дискредитировать модератора этого процесса.

Искали Ягутяна под подоконником

Но, несмотря на то, что под сомнение ставится сам факт того, имел ли ТЕВИС в 2015 г. право заниматься теплоснабжением, в ТЕВИСе предпочитают размышлять о том, что якобы Ягутян нанес ущерб этой компании. Через подконтрольные УК Ягутян якобы похитил около 100 млн р. Хотя на самом деле речь, вероятно, может идти о том, что ТЕВИС не поставлял ресурсы по факту, а литры и гигакалории, похоже, фигурировали лишь на бумаге. Ведь, исходя из решения суда, ТЕВИС с использованием некорректных показаний приборов учета выставлял завышенные счета за якобы поставленные ресурсы. Поэтому Ягутян и его компании отказывались выставлять жителям плату за эти объемы и оплачивать счета ТЕВИСа в полном объеме до окончания судебных разбирательств.

Но, тем не менее, в отношении Гайка Ягутяна и его близких силами правоохранительных органов, прежде всего полиции, проводились и проводятся действия, характеризовать которые иначе как попыткой оказать давление или даже устранить неугодных назвать сложно. Чем же могут руководствоваться в полиции? Не личными ли корыстными интересами? Может быть, в ТЕВИСе пообещали такое, что можно было наплевать на УПК и логику?

Уголовное дело №2014034638 о причинении материального ущерба в крупном размере было возбуждено 10 октября 2014 г. Как пояснял еще в ноябре 2015 г. Гаик Ягутян, следователю, в чьем производстве находится уголовное дело, были переданы документы,

которые подтверждают, что расхождения между суммами начислений со стороны ТЕВИСа Группе компаний «Молния» и суммами, начисленными жителям, разнятся вдвое. Но почему-то следствие данные документы предпочитает не замечать. Хотя из них четко видно, что за 2015 г., когда ТЕВИС снял тепловые узлы с коммерческого учета, разница в начислениях составляла до 3 млн р. в месяц. Это не считая ОДН, который «Молния» не выставляла и не выставляет жителям своих домов.

9 июля 2015 г. Ягутяну было предъявлено обвинение, с него взята подписка о невыезде, и следствие шло своим чередом. Но этого, похоже, оказалось «правоохранителям» мало. С 21 декабря 2015 г. началась череда действий, которые не поддаются логике. Иначе как можно объяснить следующий визит двух оперативных сотрудников. «Они приехали сегодня к маме моего супруга домой, ей в марте исполнится 77 лет. Приехали и сказали больной, пожилой женщине, что ее сын умер!» -рассказывает супруга Гайка Ягутяна Татьяна Золотова.

Другие подробности деятельности полиции по отношению к Гайку Ягутяну и его семье стали известны в ходе судебного заседания, состоявшегося 20 января. В этот день опрашивали сотрудников полиции, проводивших в его квартире обыск. О нюансах этого мероприятия в суде рассказала супруга Гайка Ягутяна Татьяна Золотова. «22 декабря примерно в 14.30 кто-то постучал в дверь, но я никого не ждала и не стала открывать. Поскольку начала беспокоиться за свою безопасность, то связалась с начальником службы безопасности (Роман Томбасов. -Прим. авт.) и адвокатом Гайка Ягутяна. Открыла дверь примерно в 17.30, когда адвокат приехал», — поделилась Татьяна Золотова. В ходе процесса у полицейских пытались выяснить, что их сподвигло около трех часов стоять под закрытыми дверями квартиры Гайка Ягутяна и начать решительно действовать только к 17.30. По версии полицейских, они сразу приехали с постановлением на обыск.

Однако, как выяснилось в ходе судебного заседания, около 16.00 к квартире Ягутяна явился некий руководитель полицейских, только после этого были вызваны сотрудники МЧС и началось очень настойчивое проникновение в жилое помещение. Судя по разговору, состоявшемуся в суде, только к этому времени, действительно, могло появиться постановление об обыске. Ранее его могло просто не быть. Когда полицейские все-таки зашли в квартиру, примерно в 17.30, Татьяне Золотовой удалось узнать, что это полицейские и пришли с обыском. Как потом выяснилось из постановления, цель обыска — розыск Гайка Ягутяна. Но как опять же стало известно в ходе опросов в суде, Ягутяна они искали весьма странно, например, зачем-то вырывали подоконники. Со злости? Или это была очередная попытка оказать психологическое давление? Но странные поиски не закончились. 23 декабря 2015 г. Ягутян был объявлен в розыск. Как сказано в соответствующем постановлении, он «скрылся, действительное местонахождение которого не установлено». Это несмотря на ходатайства следователю адвоката Ягутяна Алексея Курского. В нем говорится, что Ягутян «не может принимать участие в следственных действиях». И приложена медицинская справка с таким же содержанием. 25 декабря было представлено ходатайство о прекращении розыска Ягутяна с указанием его местонахождения. Но только 29 декабря после неоднократных сообщений адвокатом местонахождения Ягутяна правоохранители удосужились найти его.

Врачи высказались

Но и это еще не все. Как вспоминает Татьяна Золотова, на одном из предыдущих судебных заседаний сам Ягутян был доставлен в зал заседания на носилках, причем под огромным конвоем. На носилках его привезли, поскольку Гаик Ягутян страдает серьезными заболеваниями, скорее всего, обострившимися во многом из-за того, что он уже не первый год преследуется органами полиции. Выписной эпикриз из медицинской карты больного гласит: «Отделение: Онкохирургическое №1. После прохождения лечения в ноябре 2015 г. «Диагноз клинический: ГИСТ желудка после хирургического лечения в 2015 г. Прогрессия. МТС в брызжейку тонкой кишки. 4 ст. 4 кл. группа». И декабря 2015 г. Федеральным бюро медико-социальной экспертизы Гайку Ягутяну была выдана справка серии МСЭ-2013 №0879737, которой ему была присвоена вторая группа инвалидности.

О том, в каком состоянии Гаик Ягутян находится на данный момент, в ходе судебного заседания, состоявшегося 19 января, рассказали врачи Тольяттинской городской клинической больницы №5 Вера Сокольникова и Андрей Морозов, у которых Ягутян проходит лечение. Они рассказали, что Ягутян проходит очень серьезное лечением, подразумевающее прием сильнодействующих препаратов. Так, на вопрос адвоката Гайка Ягутяна Алексея Курского, мог ли Ягутян 22 декабря 2015 г. принимать участие в каких-либо действиях, требующих концентрации внимания, лечащий врач Гайка Ягутяна Вера Сокольникова пояснила: «Я бы сказала, что нет, потому что состояние его было ближе к тяжелому. И он жаловался на то, что у него что-то по типу галлюцинаций, что у него резкие боли в брюшной полости».

Более развернуто ситуацию описал заведующий Онкологическим консультативно-диагностическим отделением №1 ТГКБ №5 Андрей Морозов. «16 декабря я беседовал со следователем по поводу возможности принятия участия Гаиком Ягутяном в следственных действиях. На тот момент я не видел больного и не видел основания на то, чтобы он не мог работать со следствием. А вот 22 декабря врач Вера Сокольникова пригласила меня для совместного осмотра пациента Ягутяна в связи с тем, что 16 декабря он начал лечение специфическим препаратом для лечения гистоопухоли. Пациент явился в тяжелом состоянии, и в ходе совместного осмотра нам нужно было принять решение о тактике дальнейшего ведения пациента. Мы его вместе осмотрели. На тот момент были жалобы на боли в животе, головные боли, головокружение, слабость, указывал на галлюцинации. Пациент был резко ослабленный, пошатывался, был бледный и апатичный. Я ему задавал несколько наводящих вопросов, чтобы разобраться, какого рода у него состояние. Допустим, я спросил, какое сегодня число и день недели, на что он мне ответил — 16 декабря, т.е. совершенно не то. Нас это насторожило. Мы наметили план дальнейшего обследования, дали рекомендацию пройти МРТ головного мозга, т.к. нам нужно было исключить прогрессию нашей болезни и наличие сопутствующих заболеваний. Дали рекомендацию на консультацию у психоневролога».

Адвокат Алексей Курский прямо спросил у Андрея Морозова: «22 декабря, после вашего осмотра, по вашему мнению, Ягутян мог принимать участие в каких-либо мероприятиях, требующих концентрации внимания?». Ответ Морозова был однозначным. «Нет, не мог. Мы осложнения видим редко, но если уж они бывают, то могут быть фатальными. Мы, если честно, были напуганы его внешним видом. Состояние его было довольно тяжелым», — пояснил он в суде. Но, похоже, в полиции были иного мнения, раз упорно искали Ягутяна и настаивали на том, что он должен участвовать в следственных действиях.

И на этом фоне в полиции не находят ничего лучшего, как пытаться изменить Гайку Ягутяну меру пресечения с домашнего ареста на заключение под стражу в сизо. Более того, ТЕВИС также обжалует в апелляции домашний арест Ягутяна. Показательно, что они пытаются ускорить не суд по уголовному делу, а ускорить именно заключение под стражу. И это притом что 31 декабря судья Автозаводского районного суда Иван Игайкин, рассмотрев ходатайства об изменении меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении Ягутяна, с учетом мнения прокуратуры о том, что следует применить домашний арест, т.к. Ягутяну необходимо посещать врачей, постановил: заключение под стражу невозможно в связи с заболеванием Ягутяна.

Но полицейских, похоже, не смущает, что больной человек и так находится под арестом, никуда не убегает и не собирается этого делать. Все, что ему сейчас нужно, это проходить лечение. Так зачем же столь рьяно пытаться, что называется, «упаковать» Гайка Ягутяна? Ведь исходя из его состояния для него любое заключение может оказаться смертельным. Очевидно, что высоко квалифицированной помощи в местах предварительного заключения не будет. Таким образом, настойчивые попытки взять Гайка Ягутяна под стражу могут быть расценены как желание подвергнуть его пыткам или даже убрать неугодного.

Если это так, то у данной «операции» должен быть весьма высокопоставленный руководитель. Считается, что таковым может быть начальник Управления МВД (УМВД) России по г. Самаре Дмитрий Блохин, много лет отработавший в Тольятти, или начальник УМВД по г. Тольятти Хейрулла Ахметханов. Якобы именно они могли осуществлять негласный контроль над ТЕВИСом и теми схемами, которые применяет это предприятие в области учета ресурсов. К слову, Блохину прочили карьерный рост в структурах МВД и присвоение звание генерала еще в конце 2015 г. Но этого не произошло. Есть версия, что роль в этом сыграла статья в одном из городских СМИ, где Блохина увязывают с одним из директоров крупной управляющей компании. И это притом что из Тольятти уже убрали, например, Вадима Асплунда, который долгие годы возглавлял Автозаводское РУВД, был заместителем начальника Управления МВД России по г. Тольятти и считался «человеком Блохина». После того как Сергей Солодовников возглавил областной главк, Тольятти покинули и другие полицейские, работавшие в структуре городского УВД во времена Дмитрия Блохина. Поэтому не стоит исключать, что из-за истории с Ягутяном и самого Блохина могут ожидать неприятные для него изгибы карьерного пути.

Другое дело, захочет ли суд присоединиться к тому, что творят органы следствия. Не пойдет ли суд на поводу у следствия либо высокопоставленных лоббистов-сетевиков?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Роман ТОМБАСОВ, начальник службы безопасности УК «Небо»

- Полицейские ходили по квартире, переворачивали все вещи, искали, где прячется Ягутян. Хотя им несколько раз сообщалось, где он находится. После обыска в квартире они не поехали по указанному адресу. А в офисе УК «Небо» состоялся новый обыск. Этот фарс с розыском Ягутяна продолжался до 27 декабря. Когда удалось убедить сотрудников УВД приехать к тете Ягутяна, у которой он все это время находился. После этого в тольяттинской больнице № 5 происходили еще более странные события. Несмотря на то что Ягутян не был под арестом, на его охрану были выделены внушительные силы УВД. Перед палатой дежурили от 2 до 4 сотрудников полиции, а перед больницей стояло еще 2 машины с правоохранителями. Кроме того, с линии почти на 8 часов была снята бригада скорой помощи, видимо, для того, чтобы была возможность оперативно доставить Ягутяна в суд, для заключения его под стражу. Кто мог дать такое указание — снять бригаду с линии, когда в городе нехватка карет скорой помощи? Кто взял на себя ответственность поставить жизнь тольяттинцев под угрозу?

Андрей БОКАЕВ, юрист ООО УК «Небо»

- Решение Автозаводского районного суда г.о. Тольятти от 26 июня 2015 г. по делу № 2-4629/2015 позволило нам и жильцам дома обращаться в компетентные структуры с заявлениями о проведении проверок по фактам незаконного учета ресурсов и начислений. Однако до настоящего времени в проведении проверок и привлечении к ответственности виновных лиц компетентные органы отказывают. Наши заявления по поводу незаконных действий со стороны ТЕВИСа ложатся под сукно!

Гаик ЯГУТЯН, бенефициар Группы компаний «Молния» (комментарий получен корреспондентом «Хронографа» в сентябре 2015 г.)]

- В стране, где активность граждан ограничивается только «кухонными войнами» и склоками на лавочках, добиться от власть имущих уважения к правам и свободам граждан невозможно. Всех тех, кто осмеливается заявить: «А король-то голый!», неминуемо ждут репрессии со стороны власти, которая вспоминает о простом народе только в период выборов. Коррупция достигла таких масштабов, что становится страшно. Прекрасные законы действуют в нашей стране только на бумаге, а жить и работать приходится по понятиям, которые устанавливают люди в погонах. Сейчас они властители мира. Сейчас они решают судьбы миллионов наших сограждан. Кому жить, а кому умереть. Не хочешь платить, значит, и законов для тебя нет! Один пример, меня он не касается, но он очень показателен. Как следствие могло вменить человеку подобный, по их мнению, эпизод преступной деятельности: «...В неустановленное время, в неустановленном месте, неустановленные лица передали гражданке «Ж» сумму в размере ... рублей»...