Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №1 (571) | 18 января 2016г.
 

Клиентам невдомек

Бенефициары ряда автосалонов Самары не посвящают покупателей в нюансы своей работы

ИА «Центр-Инфо»

Официальный дилер автомобилей Skoda «Автомир Богемия Самара» сообщил об открытии нового центра продаж в Самаре, расположенного в здании на ул. Антонова-Овсеенко. Ранее здесь под вывеской автосалона «VIP-Aвто» располагался дилерский центр Opel и Chevrolet, а ремонтом и гарантийным обслуживанием проданных авто занималось ООО «ВИП-С». Бенефициары данного бизнеса за годы своей работы в Самаре научились многому. В частности, еще глубже завели недвижимое имущество дилерских центров в офшорные компании, несмотря на призывы главы государства к деофшоризации. И это в то время, когда в бюджет региона год от года не доходят сотни миллионов рублей. Ну а простым клиентам всем известных автосалонов, похоже, не стоит вообще ждать ничего хорошего от своих дилеров.

Наполняют оффшоры

В октябре т.г. автосалон «VIP-Авто» переехал с ул. Антонова-Овсеенко, 46, на новый адрес: ул. Демократическая, 55. Здесь с 2011 г. располагается автосалон «Эксперт-Авто», который является дилерским центром автомобилей марки Hyundai. Деятельностью автосалона «VIР-Авто» распоряжается ООО «VIP-Авто», директором которого является Оксана Полева. Местом регистрации организации пока остается старый адрес: ул. Антонова-Овсеенко, 46.

ООО «VIP-Авто» занимается реализацией автомобилей иностранных марок Chevrolet и Opel. По итогам 2013 г. выручка компании составила 1,22 млрд р., чистая прибыль — 11,5 млн р. Итоги прошлого года оказались менее впечатляющими. Выручка составила 989 млн р., а чистая прибыль — 8,1 млн р. И это притом, что в конце 2014  г. наблюдалась крайне высокая потребительская активность, которая нашла выражение в т.ч. и в виде возросшего спроса на легковые автомобили. Не исключено, что переезд автосалона «VIP-Авто» был предпринят для повышения доходности бизнеса за счет сдачи в аренду (или продажи) освободившихся торговых площадей официальному дилеру автомобилей Skoda.

Любопытно, что средства, оплаченные дилерским центром «Авто-мир Богемия Самара» по совершенной сделке, будь то договор аренды или купли-продажи имущества, могут прямиком уйти в офшоры. Необходимо заметить, что 99,9% в уставном капитале ООО «VIP-Авто» записано на ООО «Сантайм», директором которого значится Константин Абрамов. Основным участником «Сантайма», в свою очередь, в августе 2015 г. стала офшорная компания «Люксейм Финале Лимитед» с регистрацией на Кипре. До этого 100% в капитале «Сантайма» владела швейцарская компания Global Trust Invest AG. Константин Абрамов числится директором еще одной компании — ООО «Самара Антонова-Овсеенко Центр». Последняя принадлежит все той же швейцарской фирме Global Trust Invest AG.

Еще 1% в капитале ООО «VIP-Авто» записан на Сергея Шабанова. Он параллельно возглавляет ООО «ВИП Центр Юг». Указанная компания на 100% принадлежит ООО «Афина-Финанс». В свою очередь, «Афина-Финанс» с сентября 2015 г. является собственностью кипрского офшора «Малиенос Холдингз Лимитед». До этого момента «Афина-Финанс» принадлежала все той же Global Trust Invest AG.

Основной вид деятельности ООО «Афина-Финанс», уставный капитал которого достигает 443 млн р., определен как предоставление займов промышленности. «Сантайм», «Самара Антонова-Овсеенко Центр» и «ВИП Центр Юг» занимаются сдачей в наем собственного недвижимого имущества. На баланс этих юрлиц, по всей видимости, заведены здания ряда автодилерских центров и автосервисов. То же ООО «VIP-Aвто», похоже, арендует здания центров вместе с необходимым для ведения деятельности по торговле автотранспортными средствами оборудованием у указанных аффилированных себе компаний. Что позволяет существенно занижать налоговую базу. В результате подобных действий в бюджет региона год от года могут не доходить десятки миллионов рублей налогов, которые могло бы заплатить в т.ч. ООО «VIP-Aвто». Однако вырученные от торговли автомобилями и выведенные из-под налогообложения средства, судя по всему, оседают в названных офшорах. При этом столь глубокая офшориза-ция бизнеса сегодня явно вступает в противоречие с посланиями президента РФ Владимира Путина, призывающего владельцев компаний избегать подобной практики.

Ловушка для автовладельцев

Примечательно, что адрес ул. Антонова-Овсеенко, 46, является общим адресом регистрации для ООО «VIP-Aвто» и ООО «Самара Антонова-Овсеенко Центр». Там же зарегистрировано ООО «ВИП-С», участником которого в 2014 г. записали Олега Гулящею, а директором — Андрея Сарычева. Выручка ООО «ВИП-С» за 2014 г. составила 136,4 млн р., чистая прибыль — 33,38 млн р.

Связь между ООО «VIP-Aвто» и ООО «ВИП-С» несомненна: директором и участником ООО «ВИП-С» в 2008-2013 гг. был Олег Горячев, который в настоящее время занимает должность заместителя директора ООО «VIP-Aвто». А пришедший на смену Горячеву директор ООО «ВИП-С» Андрей Сарычев одновременно состоит в должности начальника производства и сервиса в ООО «VIP-Aвто».

Однако более интересна следующая схема взаимодействия двух указанных компаний, о которой поведали разборчивые клиенты автодилерских центров. ООО «VIP-Aвто» торгует автотранспортными средствами, и в документах на продажу автомобилей указаны реквизиты именно этой компании. А ООО «ВИП-С» занимается техническим обслуживанием и ремонтом легковых автомобилей, проданных клиентам через ООО «VIP-AВТО», О чем свидетельствуют накладные, заказ-наряды и прочие бумажки, сопровождающие процесс обслуживания и ремонта автомобилей и содержащие реквизиты ООО «ВИП-С».

Образуется тщательно спланированная юридическая коллизия: реализацией автомобилей занимается ООО «VIP-Aвто», а услуги владельцам купленных автомобилей по их гарантийному и постгарантийному обслуживанию и ремонту предоставляет ООО «ВИП-С».

Получается, что в случае обнаружения дефектов или брака в только что проданном автомобиле ООО «VIP-Aвто» еще может понести за это ответственность. Но если дефект или брак обнаружится после первых действий, произведенных над автомобилем ООО «ВИП-С» на основании соответствующих документов, подписанных клиентом, то автодилер в лице ООО «VIP-Aвто» уже получит возможность уйти от претензий. В случае же переадресации претензий в ООО «ВИП-С» последнее найдет основания сначала заявить клиенту о том, что договор купли-продажи автомобиля заключало не оно, а далее под разными предлогами отказать клиенту в гарантийном обслуживании автомобиля. Взамен услуг по гарантийному обслуживанию и ремонту клиенту могут быть навязаны услуги по техническому обслуживанию и ремонту на платной основе. Не исключено, что может дойти до того, что и ООО «VIP-Авто» В статусе дилера, и ООО «ВИП-С» в статусе организации, осуществляющей обслуживание и ремонт, просто откажут клиенту в каких-либо компенсациях за бракованный либо испорченный в процессе ремонта автомобиль.

При этом немаловажно, что между ООО «VIP-Авто» И ООО «ВИП-С» может действовать договор на оказание услуг по ремонту реализованных дилером автомобилей. Это позволяет также уходить от уплаты налогов, в случае если по такому договору исполнение обязательств одностороннее. Т.е. ООО «VIP-Авто» перечисляет в ООО «ВИП-С» деньги за якобы выполненный сотрудниками второй компании ремонт автомобилей, купленных в ООО «VIP-Авто», а на самом деле ООО «ВИП-С» делает этот ремонт за счет средств, полученных от клиентов. Речь может идти о двойной выгоде для ООО «ВИП-С».

Протоптали дорожку

Вероятно, схожие схемы могут практиковать и в автосалоне «Эксперт-Авто», который работает с 2011 г. По месту его нахождения, на ул. Демократической, 55, зарегистрированы два юридических лица — ООО «Эксперт-Авто» и ООО «Эксперт Авто Самара». ООО «Эксперт-Авто» занимается как розничной торговлей автотранспортными средствами, так и их техническим обслуживанием и ремонтом. Однако теперь эти функции с ним, видимо, делит ООО «Эксперт Авто Самара», образованное только в марте 2015 г. Все вышеуказанные компании контролирует одна и та же группа лиц. Характерно, что директором ООО «Эксперт Авто Самара» числится руководитель ООО «VIP-Авто» Оксана Полева, а участником — экс-депутат Самарской губернской думы Эльвира Суркова. ООО «Эксперт-Авто» Оксана Полева возглавляла до сентября 2015 г. Пока неизвестно, оправдает ли себя такое почкование бизнеса. По итогам 2014 г. выручка ООО «Эксперт-Авто» от реализации автомобилей Hyundai снизилась по сравнению с уровнем 2013 г. (с 700,5 млн р. до 679,7 млн р.) Не так ощутимо, как выручка ООО «VIP-Авто» ОТ продаж Opel и Chevrolet, но все же.

Между тем, по мнению наблюдателей, если лица, стоящие за деятельностью вышеперечисленных компаний, продолжат действовать согласно выбранной ими стратегии работы с клиентами, доверие автовладельцев к автосалонам ООО «VIP-Авто» и ООО «Эксперт-Авто», а также к автомобилям Opel, Chevrolet и Hyundai, продаваемым в регионе, будет серьезно подорвано.