Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №42 (570) | 21 декабря 2015г.
 

Благодаря Куршевелю

И Михаилу Прохорову Комаров и Кирилин переигрывают Шойгу

Сейдамет Абреков

8 декабря стало известно, как российская космонавтика, главным по которой с недавних пор является генеральный директор ГК «Роскосмос», бывший президент АВТОВАЗа Игорь КОМАРОВ, понесла очередную потерю. На сей раз в виде спутника двойного назначения, вывод которого на околоземную орбиту готовили 15 лет. Друзья Комарова, например бенефициар Холдинга «РБК» Михаил ПРОХОРОВ, похоже, пытаются тонко перевести стрелки. Звучат намеки на вину Министерства обороны РФ, возглавляет которое Сергей ШОЙГУ. Такой расклад крайне выгоден АО «РКЦ Прогресс» — изготовителю РН «Союз 2.1в» и ГК «Ростех», чьим гендиректором является Сергей ЧЕМЕЗОВ. Давление на Шойгу может сделать того более сговорчивым в вопросах размещения заказов и, самое главное, их цены.

Поспешили –рассмешили

8 декабря интернет-портал Холдинга «РосБизнесКонсалтинг» (РБК) со ссылкой на источник в штабе Воздушно-космических сил России сообщил о том, что новейший российский спутник «Канопус-СТ» сошел с орбиты и сгорел в плотных слоях атмосферы над Атлантическим океаном. Спутник на околоземную орбиту должен был вывести ракетоноситель (РН) «Союз 2.1 в». При этом соответствующей информации на официальном портале Министерства обороны России по поводу крушения размещено не было. Что весьма странно, ведь тема спутника «Канопус-СТ» широко освещалась в различных СМИ, поскольку за последнее время это далеко не первый случай крушения космического аппарата российского производства.

Показательно, что инициатива в освещении событий с крушением спутника «Канопус-СТ» принадлежит именно РБК. Причем освещение событий шло в ракурсе, выгодном для производителя РН «Союз 2.1 в» -АО «РКЦ«Прогресс» (г. Самара) , генеральным директором которого является Александр Кирилин. Хотя само АО РКЦ «Прогресс», видимо, еще не зная о проблемах со спутником, в деловом тоне, в котором, правда, угадывалось удовлетворение и гордость от проделанной работы, еще 5 декабря, т. е. в день старта, через свой официальный сайт сообщил: «5 декабря 2015 г. в 17.08 по московскому времени со стартового комплекса площадки 43 космодрома Плесецк состоялся запуск ракеты-носителя «Союз-2.1 в» с космическим аппаратом в интересах национальной безопасности. Двухступенчатая ракета-носитель легкого класса «Союз-2.1в» разработана и произведена в АО «РКЦ «Прогресс» (г. Самара). ... Запуск осуществлен боевым расчетом Воздушно-космических сил с участием специалистов РКЦ «Прогресс» и предприятий кооперации».

Уже 6 декабря в 13.39 на сайте РБК появляется материал под названием «СМИ узнали о неудачном запуске российского военного спутника». И, как уже отмечалось, в публикации РБК угадывалась забота об интересах АО РКЦ «Прогресс».

Этому есть объяснение. Какое — об этом несколько ниже. А пока же стоит подсветить наиболее характерные фрагменты материалов РБК. В материале от 6 декабря была дана цитата слов неназванного источника из «космической отрасли». «Проблемы, по предварительным данным, не с ракетой-носителем «Союз-2.1в», а с одним из военных космических аппаратов», — уточнил источник РБК.

Дружба крепкая

7 декабря РБК опубликовал несколько материалов на тему спутника «Канопус-СТ» и РН «Союз-2.1 в». Один из них под более чем красноречивым названием «Потерянный в космосе военный спутник готовили к полету 15 лет». «Межведомственная комиссия фактически признала потерю спутника двойного назначения в минувшие выходные. Аппарат, на который военные возлагали большие надежды, в ближайшие дни взорвется в плотных слоях атмосферы», — сообщили в РБК и как бы повели мысль читателя в сторону того, как же были не оправданы надежды военных. При этом в том же материале говорилось: «Сам запуск будет засчитан как успешный, поскольку запущенная с космодрома в Плесецке ракета «Союз-2.1в» свою задачу выполнила». Т.е., по версии РБК, ракета хороша, а военный спутник, который готовили 15 лет и который мог бы «обнаруживать подводные лодки в погруженном состоянии» — взорвется.

Но почему же РБК освещает эти события именно под таким углом, чтобы у читателя сложилось «нужное» мнение? Дело может быть в том, что бенефициар Холдинга «РБК» предприниматель Михаил Прохоров считается большим другом Игоря Комарова — бывшего президента ОАО «АВТОВАЗ», который ныне возглавляет Государственную корпорацию (ГК) «Роскосмос». Эта госкорпорация объединит активы Федерального космического агентства и ОАО «Объединенная ракетно-космическая корпорация» (ОРКК). АО РКЦ «Прогресс» должно стать частью ОРКК, т. е. частью ГК «Роскосмос».

Комаров с 2002 г. по 2008 г. был заместителем генерального директора ОАО «ГМК «Норильский никель» по экономике и финансам. Совладельцем «Норильского никеля» тогда был Михаил Прохоров. Комаров и Прохоров настолько дружны, что вместе отдыхали в Куршевеле. Стоит напомнить скандал с прилетом целого самолета девушек «нетяжелого» поведения в Куршевель, который был организован не без участия Прохорова. Многим памятна фотография, облетевшая СМИ, на которой Михаил Прохоров запечатлен в Куршевеле с бокалом шампанского, а рядом Игорь Комаров.

Продолжим далее выстраивать логическую цепочку. На АВТОВАЗе Игорь Комаров появился с подачи ГК «Ростех». Он считался креатурой гендиректора Ростеха Сергея Чемезова. По крайней мере, когда Чемезов был председателем совета директоров АВТОВАЗа,

Комаров был президентом компании и членом совета директоров именно как представитель Ростеха. Более того, лоббирование продвижения Игоря Комарова в космическую отрасль приписывается именно Ростеху. Что вполне объяснимо. Многие предприятия, занятые в этой сфере, контролируются Ростехом. Достаточно назвать ОАО «Кузнецов» — производителя двигателя НК-ЗЗА, который был установлен на РН «Союз 2.1в».

При поддержке Навального

Итак, РБК Михаила Прохорова в истории с крушением дорогущего спутника фактически отстаивает интересы АО РКЦ «Прогресс», а с ними интересы Игоря Комарова, а значит, интересы Ростеха. Причем просматривается противопоставление их интересам Минобороны во главе с Сергеем Шойгу. Важно отметить, что истории с расследованием Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального наиболее полно освещались именно РБК. В частности, это касается расследования ФБК, который решил попросить прокуратуру и администрацию президента России проверить, каким образом и насколько законно у родственников Сергея Шойгу появился дом и участок стоимостью $18 млн, расположенные в п. Барвиха на Рублево-Успенском ш.

В чем же выгода Ростеху портить отношения с Шойгу и Минобороны? Ответ гораздо банальнее, чем может показаться. Дело в том, что эти отношения укладываются в довольно простую систему «заказчик — подрядчик», в которой «заказчик» — Минобороны, «подрядчик» — предприятия, прямо или косвенно подконтрольные Ростеху и лично Сергею Чемезову. По определению подрядчик хочет получить как можно больше за проданные товары и услуги, будь то туалетная бумага или ракеты и танки. Тем более что вооруженные конфликты, тот же сирийский, дают возможность Ростеху существенно расширить если не рынки сбыта, то количество продаваемой продукции. Лишь бы заказчик — Минобороны -побольше стрелял, запускал ракет, бросал бы в бой самолеты и т. д. Или даже вовсе никуда не летал и не стрелял, но, главное, регулярно списывал бы продукцию и закупал новую. Но для того чтобы Сергей Шойгу был сговорчивее, нужны инструменты давления на него. Похоже, РБК и фонд Навального со своей аудиторией создают такие инструменты. Вопрос лишь в том, насколько они будут эффективны.