Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (569) | 14 декабря 2015г.
 

Родил «прокладку»

Плод труда Игоря Соглаева может приносить выгоду всем, кроме бюджета

Егор Кошеров

Одним из активных участников арбитражных разбирательств в течение 2015 г. стало новокуйбышевское ООО «САНОРС Энерготрейд» (СЭТ). СЭТ занимается оптовой торговлей электрической и тепловой энергией, а основным потребителем компании выступает АО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания» (ННК). ННК владеет 100% капитала СЭТ. За 2014 г. СЭТ сделал выручку в размере более 1 млрд р., но свалился в убытки. По одной из версий, в работе СЭТ по такому принципу мог быть заинтересован бывший президент ННК Игорь СОГЛАЕВ, с подачи которого СЭТ и появился.

С 31 марта 2014 г. по 31 января 2015 г. к СЭТ было подано 10 исковых заявлений от ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» («МРСК Волги»).

На одном из судебных заседаний представители СЭТ заявили: «Поставка электрической энергии и мощности с шин генераторного напряжения Новокуйбышевской ТЭЦ-2 осуществляется по собственным сетям потребителя ННК, сети МРСК в поставке электрической энергии и мощности по сетям ВН с шин генераторного напряжения не участвуют». В своих возражениях против удовлетворения иска СЭТ указывало также, что «в результате реорганизации право собственности на электросетевой комплекс ПС «Новокуйбышевская ТЭЦ-2» перешло к ННК, которая является единственным потребителем ответчика».

Не согласившись с претензиями «МРСК Волги», СЭТ, по сути, убрал последнюю преграду на пути к следующей схеме. Свою выручку общество делает на оптовой торговле электрической и тепловой энергией. Причем, по данным редакции Областного аналитического еженедельника «Хронограф» (которые подтверждаются тем, что звучало в судебных разбирательствах с «МРСК Волги»), основным, если даже не единственным потребителем ресурсов, сбываемых СЭТ, выступает именно ННК. Т.е. в аффилированную компанию ННК отдает деньги, чтобы затем СЭТ рассчитывался за распределение энергии опять-таки с ННК.

Последняя помимо того, что является потребителем, еще и собственник сетей, по которым на производство поступают ресурсы. И объектов генерации, судя по всему, тоже. На сторону от СЭТ, видимо, идут расчеты только за газ.

Теперь можно перейти к цифрам. За 2014 г. СЭТ показал выручку в размере свыше 1 млрд р. По сути, выручка СЭТ — это переданный из ННК миллиард по неким обосновывающим сбыт документам. Любопытным представляется, как СЭТ потратил этот полученный от ННК миллиард. Себестоимость реализованных ННК ресурсов, по данным отчетности СЭТ, составила 708,4 млн р. Сюда входит стоимость генерации и распределения энергии, поставленной в ННК (в т.ч. расходы на оплату газа). В итоге сбытовая компания «СЭТ» получила хорошую валовую прибыль в размере почти 309 млн р., с которой можно было бы щедро уплатить налоги в бюджет региона. Однако, по всей видимости, данная «прокладка» между ННК-потребителем и ННК — собственником сетей и объектов генерации создавалась вовсе не для того, чтобы наполнять бюджет. А напротив, чтобы уводить деньги ННК подальше от бюджета.

Такое предположение следует из того, что почти 304 млн р. от валовой прибыли СЭТ неожиданно «отъели» коммерческие расходы, а оставшуюся разницу — управленческие и прочие расходы. В результате налогооблагаемой базы у СЭТ просто не осталось. По итогам 2014 г. был показан чистый убыток в размере свыше 1 млн р. Все, что называется, шито-крыто.

Не исключено, что коммерческих расходов, как правило проводимых под видом затрат на услуги различного рода организаций, СЭТ в действительности мог не понести совсем. Т.е. деньги на коммерческие расходы вроде бы уходили в адрес исполнителей, а дальше, вероятно, могли вернуться в головную компанию ННК уже в обналиченном виде. Понятно, что в таком случае учесть эту массу наличности не представлялось бы возможным. Соответственно, за счет функционирования всего лишь одной фирмы — «прокладки» по типу СЭТ руководство ННК при определенных условиях могло бы извлечь для себя весьма нескромную выгоду.

Уместно порассуждать о том, кто из числа бывших и нынешних сотрудников ННК мог стать автором идеи о создании СЭТ. Ведь, скорее всего, именно между менеджерами, родившими СЭТ, и делятся доходы от функционирования этой энергопрокладки. К примеру, СЭТ возглавляет Андрей Бухтияров. Бухтияров ранее занимал должность главного энергетика холдинга САНОРС, основателем которого следует считать экс-президента ННК Игоря Соглаева. Бухтияров был в фаворе как раз при Соглаеве. В феврале 2013 г., спустя пару месяцев после регистрации СЭТ в качестве самостоятельного юрлица, была закрыта сделка между ОАО «Волжская ТГК» и САНОРС о продаже вышеупомянутой Новокуйбышевской ТЭЦ-2. Напомним, как Соглаев оценивал приобретение САНОРСом ТЭЦ-2: «Присоединение ТЭЦ-2 позволит добиться значительного синергетического эффекта — создания единого цикла по производству тепловой и электроэнергии, снижения удельного расхода топлива в обеспечение производственных процессов холдинга, экономии от более низкой себестоимости натеплоэнергию. Таким образом, покупка станции станет ключевым элементом реализации планов по строительству нефтехимического комплекса мирового класса на площадке САНОРСа в Новокуйбышевске».

Можно констатировать, что прогноз Соглаева сбылся в части низкой себестоимости услуг СЭТ. Однако толку от этого для морально устаревшей НТЭЦ-2 пока мало. Маржа в размере 300 млн р., образовавшаяся по итогам первого года работы СЭТ на полную мощность, похоже, осела в чьих-то карманах без какого-либо намека на финансирование инвестпрограммы. То же самое может произойти по итогам 2015 г., причем под самым носом у президента ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина, выкупившего ННК у Соглаева в марте 2015 г. с целым букетом «сюрпризов». Одним из таких «подснежников» являются претензии фискалов почти в 300 млн р. (см. «Хронограф» №40 (568) от 7.12.15).