Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (569) | 14 декабря 2015г.
 

Износ Бузина

Суд подтвердил нарушения, выявленные на АЗС «Олви»

Егор Кошеров

7 декабря Арбитражный суд Самарской обл. изготовил мотивированное решение об отказе ООО «Олви-АЗС», подконтрольному предпринимателю Олегу БУЗИНУ, в признании незаконным и отмене постановления ПМТУ Росстандарта о наложении на компанию штрафа за некачественное топливо. Выяснилось, что на АЗС по адресу: г. Самара, Волжское ш., 5, с подачи Бузина шла реализация дизельного топлива, не соответствовавшего обязательным требованиям по температуре вспышки в закрытом тигле и массовой доле серы.

Может случиться, что по результатам последующих проверок АЗС сети «Олви» схожие несоответствия будут выявлены и по топливу других марок. Похоже, Бузину пора задуматься о том, как избежать многочисленных претензий со стороны клиентов.

«Олви-АЗС» добивалось в суде признания незаконным и отмены постановления по делу об административном правонарушении №6/1 П-2015 от 16 июля 2015 г. Указанным постановлением ПМТУ Росстандарта в лице Отдела (инспекции) в Самарской обл. привлекло «Олви-АЗС» к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ (нарушение продавцом требований технических регламентов), в виде штрафа в размере 100 тыс. р. (см. «Хронограф» № 38 (566) от 23.11.15).

Суд установил, что прокуратура Красноглинского р-на г. Самары совместно со специалистом ПМТУ Росстандарта провела проверку деятельности «Олви-АЗС» по адресу: г. Самара, ул. Волжское ш., д. 5 (см. фото). Было выявлено следующее. Отобранное для проб дизельное топливо ДТ-Л-К5 не соответствовало требованиям Технического регламента Таможенного союза № 826 от 18.10.2011, т.к. по заявленным маркам автомобильного дизельного топлива фактическая температура вспышки в закрытом тигле при лабораторных испытаниях составила 47 градусов Цельсия при норме не ниже 55 градусов Цельсия. Несоответствие одновременно явилось нарушением требований ФЗ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002 г.

Характерно, как сообщается в материалах суда, что топливо-раздаточная колонка (ТРК), из которой осуществлялся отбор проб, «на момент проверки не находилась в ремонте, отпуск продукции из нее производился, что подтверждено подписанными представителями общества документами». Сотруднику прокуратуры и инспектору Росстандарта ни устно, ни письменно представители «Олви-АЗС» и работники АЗС не сообщали и не заявляли о неполадке ТРК. Т.е. из этого следует, что некачественное дизтопливо не просто хранилось в танках на АЗС, но и попадало в бензобаки автомобилей, заезжавших на заправку. Что происходило с этими автомобилями далее, в настоящий момент выясняется.

Другая важная деталь. При рассмотрении Росстандартом административного материала, собранного в отношении «Олви-АЗС», в протоколе испытаний проб № 1171 от И июня 2015 г. была обнаружена техническая ошибка, допущенная работниками испытательной лаборатории ООО «Самара-Терминал». «Норма по ТР ТС 013/2011 по показателю массовой доли серы не более 10 мг/кг для дизельного топлива экологического класса 5, а не 50 мг/кг как указано в протоколе. Из-за технической ошибки данное правонарушение не вошло в Постановление об административном правонарушении и в Постановление по делу об административном правонарушении № /1 П-2015 от 16.07.2015г. Фактически топливо дизельное ДТ-Л-К5 не соответствовало обязательным требованиям ТР ТС 013/2011 по двум показателям: температуре вспышки в закрытом тигле и массовой доле серы», — говорится в судебном решении.

Весьма странным представляется то, что испытания отобранных проб (образцов) топлива проводились в аккредитованной лаборатории при ООО «Самара-Терминал», а не в какой-то другой лаборатории. Ведь Олег Бузин, как следует из содержания официального сайта сети АЗК «Олви», предпочитает реализовывать нефтепродукты Уфимской Группы нефтеперерабатывающих заводов. Эта группа не входит в структуру ОАО «НК «Роснефть».

А вот ООО «Самара-Терминал», занимающееся хранением и складированием нефти и продуктов ее переработки в Сызрани, как раз-таки относится к «Роснефти». Другими словами, хранит топливо, преимущественно выработанное на НПЗ куста «Роснефти» в Самарской обл. — Куйбышевском НПЗ, Новокуйбышевском НПЗ и Сызранском НПЗ. Качество топлива, сделанного в Самарском регионе, по многим параметрам уступает качеству топлива из Башкортостана. Спрашивается, не темнит ли Бузин, заявляя, что на «Олви» продается бензин из соседней республики? Быть может, он закупает топливо на каком-то из трех самарских НПЗ «Роснефти» и хранит его перед реализацией в резервуарах ООО «Самара-Терминал»? По крайней мере, иначе сложно объяснить, почему испытания вдруг велись в лаборатории, работающей в интересах самарской группы НПЗ. Не по этой ли причине в протокол испытаний топлива, отобранного на АЗС «Олви», закралась ошибка? Ведь кому-то должно быть очень невыгодно, чтобы в отгружаемом на терминалах топливе установили повышенное содержание серы.

Например, на бизнес того же Бузина крайне негативное воздействие способна оказать информация о несоответствии дизтоплива на АЗС «Олви» допустимому показателю по массовой доле серы. Если залезть в справочники, то можно увидеть, что сернистые соединения в топливе при сгорании образуют кислородные соединения серы, вызывающие коррозию и способствующие процессам образования отложений и износу двигателя. Так, при увеличении концентрации серы в топливе с 0,05 до 0,1% износ деталей двигателя возрастает в 1,5-2 раза, а при повышении количества серы до 0,2% — еще вдвое. Если представить, что на АЗС «Олви» по адресу: ул. Волжское ш., д. 5, продавали дизтопливо с массовой долей серы, к примеру, 30 мг/кг, то владельцам заправленных этим топливом автомобилей в восемь раз быстрее нужно начинать готовиться к взысканию с заправщика компенсации за ожидающийся вскоре капитальный ремонт двигателей.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.