Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №41 (569) | 14 декабря 2015г.
 

Без бешеного интереса

Отлов бродячих животных может достаться дилетантам

Алиса Кирсанова

17 декабря Министерство здравоохранения Самарской обл. проведет мероприятие по вопросам рабилогической и антирабической помощи населению. В Тольятти есть все предпосылки, что ситуация по бешенству может обостриться уже в 2016 г. Ведь 7 декабря аукцион на «Отлов безнадзорных животных на территории г.о. Тольятти в рамках муниципальной программы «Тольятти — чистый город» на 2015-2019 гг.» был признан несостоявшимся, т. к. не было заявлено ни одного ценового предложения. Отсутствие желающих участвовать в аукционе было прогнозируемым событием. Это можно считать своеобразным результатом деятельности НП «Защита животных от жестокого обращения». Оно неоднократно критиковало деятельность муниципалитета в данной сфере, а параллельно реализовывало проекты по сбору средств с населения на помощь бездомным животным. В 2016 г. населению все это может выйти боком.

Бизнес ради бизнеса

26 ноября 2015 г. за подписью заместителя министра здравоохранения Самарской обл. Татьяны Сочинской было опубликовано письмо, адресованное руководителям государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской обл. В письме был сделан особый акцент: «Явка строго обязательна». Т.е. мероприятие, посвященное вопросам рабилогической и антирабической помощи населению, профильные специалисты не имели права прогуливать. Безапелляционная позиция Минздрава вполне объяснима — бешенство является тяжелейшим и неизлечимым заболеванием. Сегодня в Тольятти есть ряд перспектив того, что у работников здравоохранения в данном направлении забот может прибавиться.

7 декабря проходил аукцион на «Отлов безнадзорных животных на территории г.о. Тольятти в рамках муниципальной программы «Тольятти — чистый город» на 2015-2019 гг.». Среди целей и задач данной программы есть следующее: «Обеспечение безопасности населения г.о. Тольятти от неблагоприятного воздействия бродячих животных».

Из семи зарегистрированных участников закупки в ходе аукциона ни один не подал предложение о цене контракта. В результате аукцион был признан несостоявшимся. На следующий день конкурсная комиссия в соответствие со ст. 69 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» рассмотрела вторые части заявок на предмет соответствия их требованиям, установленным документацией об аукционе. В итоге 8 декабря конкурсная комиссия определила победителя. Им стал некий индивидуальный предприниматель (ИП) – Сомова Елена Олеговна. Таким образом, работы в Тольятти по отлову, вт. ч. и эпидемиоопасных, животных могут достаться непрофильному исполнителю — ИП Сомовой Е.О. По данным ЕГРИП, основной вид деятельности этого ИП является «Розничная торговля металлическими и неметаллическими конструкциями и т.п.». Действительно, в сети Интернет можно найти данные, что ИП Сомова Е.О. занимается продажей дверей по адресу: г. Самара, ул. Красноармейская, 1.

За 2015 г. для ИП Сомовой это не первая победа в госзакупках. Как можно узнать из реестра государственных контрактов, данный ИП, судя по всему, не специализируется на конкретном виде работы — отлове опасных животных. Среди ранее полученных контрактов ИП Сомовой Е.О. можно видеть следующие работы: поставка ризографа для ГУЗ СО «Калининская районная больница» почти за 188 тыс. р.; оказание услуг по профессиональному мытью окон для ГКУ СО «Гостинично-представительский комплекс» за 146 тыс. р.; транспортных услуг по перевозке на специализированный полигон ТБО МСК «Водино» снега, льда, строительного мусора, листвы, пней и порубочных остатков на 265 тыс. р.; услуги по техническому обслуживанию кондиционеров и систем вентиляции на 248 тыс. р.; выполнение работ по обслуживанию газонов на 3,6 млн р., услуг по санитарной обрезке деревьев, удалению пней на 338 тыс. р., услуг по очистке крыш от снега и наледи на 299 тыс. р.; выполнение работ по обслуживанию зеленых насаждений для ГБУЗ СОЦ СПИД на 1,393 млн р.; оказание услуг по техническому обслуживанию узлов учета тепловой энергии на объектах УМВД России по г. Самаре на 347 тыс. р.

Из этого перечня полученных ИП Сомовой контрактов можно сделать вывод, что победитель аукциона далек от такой специфической деятельности, как отлов безнадзорных и опасных животных.

Специфичная деятельность

Насколько это действительно так, можно судить даже по документации электронного аукциона на «Отлов безнадзорных животных на территории г.о. Тольятти». К исполнителю данного вида работ предъявлен достаточно серьезный набор требований. В частности, исполнитель должен отлавливать безнадзорных животных по заявке заказчика, вести ветеринарный осмотр поступивших животных. Он также должен осуществлять мероприятия по содержанию отловленных безнадзорных животных в приюте, в т.ч. обеспечивать: передержку отловленных животных в карантинном отделении приюта (включая ежедневный уход; уборку и дезинфекцию клеток, вольеров, инвентаря); отбраковку животных по ветеринарным показаниям (нежизнеспособных), в т. ч. больных бешенством или другими заразными болезнями животных, общими для человека и животных, а также агрессивных животных (эвтаназия — 40% ориентировочно от общего количества животных); стерилизацию животных с проведением регистрации в журнале движения животных; передачу биологических отходов на уничтожение.

Зоозащитники, несмотря на все разговоры о работе с безнадзорными животными, предпочитают не участвовать в профильных тендерах
Зоозащитники, несмотря на все разговоры о работе с безнадзорными животными, предпочитают не участвовать в профильных тендерах

При этом все перечисленное выше должно выполняться в круглосуточном режиме. И это далеко не полный перечень нюансов деятельности исполнителя работ при отлове безнадзорных животных. В документации также оговорено, что доставка отловленных безнадзорных животных производится в приюты, расположенные в черте Тольятти.

Вокруг темы отлова безнадзорных животных в Тольятти с 2013 г. можно было наблюдать немало спекуляций псевдосоциального и эмоционального толка. Работа в этом направлении ведется т. н. зоозащитниками. В своих посылах они пытаются задеть за живое.

Тольяттинцам известны сообщения от зоозащитников с подобным текстом: «Многие догадываются, а скорее знают, что под словом «отлов» подразумевается уничтожение, именно уничтожение, а не эвтаназия. Все беседы, совещания, круглые столы — это иллюзия работы с бездомными животными. Пока ведутся долгие и красивые разговоры, волонтеры ловят очередную собаку, чтобы отвезти ее на стерилизацию на свои деньги... Т. е. на деле занимаются уменьшением количества бездомных животных в городе». Также распространялись сведения, что на эту тему даже якобы писалось обращение президенту РФ Владимиру Путину о том, что «который год подряд мэрия выделяет миллионные тендеры службам отлова, увеличивая суммы из года в год... считаем, что технические задания, по которым работают службы отлова, нарушаются по всем пунктам, а деньги расходуются не по назначению». Были и обращения в прокуратуру по вопросам якобы ненадлежащего исполнения муниципальных контрактов на отлов и содержание домашних животных. Не так давно, 2 октября 2015 г., в здании администрации Центрального р-на г. Тольятти НП «Защита животных от жестокого обращения» провело пресс-конференцию. Это бы усердие да в нужное русло!

НП создано в декабре 2013 г., генеральным директором, по данным ЕГРЮЛ, является Ольга Масленникова (на фото вторая слева). Формально целью данного мероприятия в рассылке для СМИ заявлялось: «Донести через СМИ до городских властей и всех неравнодушных горожан информацию об истинном положении вещей в деле снижения численности безнадзорных животных в городе». В частности, «о том, кому выгодно, чтобы собак стало больше и как «эффективно» работают службы отлова, если денег с каждым годом выделяется все больше и больше, а количество отловленных при этом растет»; «о тех, кто действительно работает в этой сфере без выходных, отпусков и праздников»; «о том, на какие деньги стерилизуются сотни животных в городе»; «о перспективах решения проблем, связанных с безнадзорными животными в городе, если мэрия г.о. Тольятти считает «Программу снижения численности безнадзорных животных» преждевременной» и пр.

В ходе пресс-конференции присутствовавшие могли слышать высказывания о якобы незаконной деятельности городских служб по работе с безнадзорными животными и руководителей профильных служб мэрии Тольятти. Из озвученного на пресс-конференции стало понятно, что в городе функционирует масштабная система сбора средств с населения якобы на помощь безнадзорным животным. Основным аргументом звучало то, что именно они, общественники и зоозащитники, знают, как надо вести работу с безнадзорными животными. Назывались колоссальные объемы по вылеченным, накормленным, стерилизованным безнадзорным животным.

Наживы ради?

В пресс-конференции участвовали представители целого ряда организаций, называющих себя «приютами для животных». В ходе пресс-конференции представителю Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» от участников, в т.ч. и от Ольги Масленниковой, так и не удалось получить внятного ответа, почему никто так и не выступил соискателем субсидии в 1 млн р., заложенной в бюджете Тольятти в 2015 г. на работу с безнадзорными животными; почему идет столько критики в адрес тех, кто занимается работой с безнадзорными животными по муниципальному заданию. Был и другой вопрос: почему сами т. н. зоозащитники даже не участвовали в муниципальных тендерах на данные виды работ? Ответ напрашивается сам собой — работа в рамках муниципальных контрактов подразумевает строгую отчетность и контроль. А вот при освоении т. н. пожертвований можно и без этого обойтись!

Работа по сбору средств с сердобольных тольяттинцев с каждым годом только набирает обороты. Об этом свидетельствует то, что организаций, специализирующихся на помощи животным, становится все больше и больше. Журналистам ОАЕ «Хронограф» в сети Интернет без труда удалось обнаружить признаки функционирования целого ряда приютов. Таких как приют «Кошкин дом», приют СРОО «Центр спасения травмированных животных», приют «Добрый Дом», приют «Добрый след», Приют для диких животных-подранков ОО «Клуб любителей природы», приют «Дорога домой».

Некоторые организации посредством сети Интернет ведут сбор денег якобы на помощь бездомным и больным животным. В социальной сети «ВКонтакте» (https:// vk.com/topic-69111067_29741631) размещена информация «Денежные перечисления в помощь приюту. НП «Защита животных от жестокого обращения». На этой странице говорится: «вы можете помочь, перечислив денежные средства любым доступным для вас способом». Приведены реквизиты счета Яндекс-деньги, WebMoney, системы «Киви» и просто номер оператора сотовой связи, куда также можно отправить деньги.

Присутствовавших на пресс-конференции не могло насторожить то, что звучали стандартные сердобольные истории об ужасной жизни животных на улицах Тольятти. Но при этом ничего не сообщалось об официальной стороне деятельности представителей данных организаций. Как соблюдается санитарная безопасность приютов? Где они расположены? Как ведется отчетность по собранным средствам? Откуда у них врачи и другие специалисты?

Создается ощущение, что либо приюты существуют только в рассказах общественников, либо они на грани закона. По итогам пресс-конференции ОАЕ «Хронограф» разослал запросы руководителям приютов, которые удалось обнаружить в Тольятти. Однако за два месяца ни одна из организаций так и не нашла возможным проинформировать общественность о нюансах своей деятельности.

Если т. н. зоозащитников действительно волнует положение дел в сфере безнадзорных животных, то они могли бы вести совместную работу с мэрией Тольятти, оформить субсидии на данную деятельность либо участвовать в специализированных аукционах. Однако для общественников, видимо, работа по контракту не очень-то привлекательна. Ведь это требует серьезной специализированной базы, соответствующей всем СанПиН, и строгой отчетности по работам и затраченным средствам.

Планомерная работа в Тольятти по нагнетанию обстановки в сфере обращения с безнадзорными животными, видимо, дает неплохие результаты, ведь организаций, называющих себя приютами, становится все больше и больше. То, что на профильном аукционе 7 декабря по отлову безнадзорных животных не было предложений по цене, может свидетельствовать об отсутствии желающих даже среди зоозащитников профессионально заниматься работой с безнадзорными животными. В результате для Тольятти вполне возможна ситуация, что контракт будет не исполнен либо его исполнение станет настоящей проблемой для города и специалистов здравоохранения.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Вопросы, на которые ОАЕ «Хронограф» предложил ответить руководителям организаций: приют «Кошкин дом», приют СРОО «Центр спасения травмированных животных», приют «Добрый Дом», приют «Добрый след», приют для диких животных-подранков ОО «Клуб любителей природы», приют «Дорога домой».

1. Каким образом ваш приют зарегистрирован на территории г.о. Тольятти?

2. Каким образом осуществляется ветеринарная помощь животным в приюте? Имеется ли в штате приюта ветеринарный врач (фельдшер), работающий на постоянной основе, ветстационар или ветблок для оказания плановой и неотложной ветеринарной помощи, стерилизации, кастрации и др. ветеринарных лечебно-профилактических процедур и обработок?

3. Имеется ли в вашем приюте карантин, изолятор, выгульные площадки?

4. Как часто случаются в приюте вспышки инфекционных заболеваний среди животных? Какие меры предпринимаются приютами для недопущения и нераспространения инфекций? Проводятся ли дезинфекции, кто проводит, чем и как часто?

5. От каких заболеваний чаще всего гибнут животные в приюте? Производится ли эвтаназия в приюте и в каких случаях? Сколько животных погибло в вашем приюте за последний месяц, за год? Где хоронятся трупы животных, умерших в приюте?

6. Каким образом финансируется деятельность приюта? Как обеспечивается максимальная прозрачность финансовой деятельности приюта?

7. Существуют ли договоры о размещении ящиков для сбора пожертвований, журналы выемки средств из ящиков для сбора пожертвований? Как и чем можно подтвердить целевое использование средств, полученных от благотворителя в рамках благотворительной деятельности?

8. Как часто или с какой периодичностью размещаются в открытом доступе (СМИ, Интернет) результаты аудиторских проверок и финансовые отчеты о деятельности приюта и благотворительного фонда — попечителя?

Комментарии

Ольга МАСЛЕННИКОВА, генеральный директор НП «Защита животных от жестокого обращения»

- В прошлом году после встречи с Меркушкиным как раз по проблемам животных в Тольятти он выразил свое желание помочь. У нас в городе правовой департамент мэрии занялся разработкой документа на выделение субсидий для общественных организаций, в т.ч. зоозащитных. Мы работали совместно с правовым департаментом, дело шло к завершению. Но правовой департамент передал в департамент горхозяйства... Мы отказались получать такие деньги, мы их назвали кровавыми.