Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №40 (568) | 7 декабря 2015г.
 

Министр-государственник

РСХБ и Сбербанк рискуют потерять деньги в споре с недавними партнерами Кобенко

Сейдамет Абреков

16 ноября требования АО «Россельхозбанк» (РСХБ) в размере 97 млн р. были включены в реестр кредиторов ООО «Паритет-Недвижимость» (П-Н). Компания входила в Группу «Посадский», подконтрольную братьям ДЕМИРОВЫМ. Она же имела отношение к министру экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александру КОБЕНКО (на фото). Инициатива банкротства П-Н исходила от председателя совета директоров крупнейшего тольяттинского застройщика ЗАО ФСК «Лада-Дом» Сергея ЧАПЛЫГИНА, еще одного формально бывшего партнера Кобенко по бизнесу. Лишь людям, мыслящим категориями государственника, под силу переиграть такие финансовые глыбы, как РСХБ и ПАО «Сбербанк России».

Тени Кобенко

На данный момент параллельно развивается сразу несколько процессов по банкротству компаний, некогда составлявших Группу «Посадский». Прежде всего к таким стоит отнести ООО «ШЭД» — юридическое лицо сети супермаркетов «Посадский» и ООО «П-Н». В обоих процессах участие принимает Сергей Чаплыгин. В ходе банкротства ООО «ШЭД» он уже после возбуждения дела заявил о своих требованиях в размере 30 млн р. Что касается П-Н, то в данном случае Чаплыгин был куда более оперативным. Лично он стал инициатором старта судебного процесса по признанию этой компании несостоятельной.

П-Н — компания хоть и не особо известная в широких кругах, зато, как показывает недавнее прошлое, она очень примечательна для тех, кто хорошо знаком с деятельностью Чаплыгина и Кобенко. Напомним, что до мая 2012 г. нынешний министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской обл. Александр Кобенко владел 50% в неком ООО «ЭнергоТрейд». В июне 2012 г. с переходом на работу в правительство Самарской обл. Кобенко пришлось выйти из участия в компании. Показательно, кто стал новым собственником ООО «ЭнергоТрейд». Согласно выписке из ЕГРЮЛ, ООО «ЭнергоТрейд» на 20% стало принадлежать ООО «ИнвестАльянс» и на 80% -ООО «П-Н». В свою очередь, директором основного собственника ООО «ЭнергоТрейд» — ООО «П-Н» — был записан Шарафеддин Демиров -старший из братьев, формально являвшихся собственниками практически всех компаний, входивших в Группу «Посадский».

Не принижая значения Демировых, особенно Шарафеддина, в развитии Группы «Посадский» (на момент старта банкротства одноименная сеть супермаркетов насчитывала около 100 торговых точек), следует помнить о том, кто именно мог делать основной вклад в ее продвижение. О Кобенко в этом смысле стоит рассуждать как чуть ли не о главном персонаже. Но не надо забывать и о депутате Самарской губернской думы (СГД) Андрее Першине, имевшем опыт работы заместителем генерального директора по строительству в ООО «Шэд-строй».

Цена вопроса

Судебные процессы с участием таких компаний, как ШЭД, П-Н и ООО «ЗОВ», помогли установить более тесную связь Сергея Чаплыгина с этой группой.

При этом многие эксперты «Хронографа» отмечали, что за деятельностью ЗАО ФСК «Лада-Дом», собственники которого спрятали свои концы в офшоре, могут скрываться в т. ч. и интересы Александра Кобенко. Последние события лишний раз только подтвердили эти догадки. Кроме того, в свете вскрывшихся обстоятельств теперь становится понятным, какая группа граждан могла быть выгодоприобретателем не возвращенных такими компаниями, как П-Н, кредитов в ПАО «Сбербанк России» и АО «РСХБ».

В ходе банкротства П-Н Сбербанк озвучил требования в размере около 105 млн р., РСХБ — в районе 97 млн р. Уже получается 200 млн на круг. Для тех, в чьи карманы ушли эти средства, сегодня наверняка очень важно уклониться от их возврата. Банкротство — один из способов это сделать. Но в этом процессе важна инициатива, чтобы успеть выбрать дружественного арбитражного управляющего. Судя по оперативности Чаплыгина в части обращения в суд с заявлением о банкротстве П-Н, эту инициативу он успел взять в собственные руки.

Вместе с тем все говорит о том, что связка Першин-Кобенко-Чаплыгин-Демиров может описывать далеко не полный круг интересантов начавшихся процессов по уходу от исполнения обязательств перед РСХБ и Сбербанком. Создается впечатление, что эта группа не могла развиваться без поддержки извне. Ведь Кобенко стал министром относительно недавно, Першин тоже был депутатом далеко не всегда. Для понимания того, под прикрытием каких сил могла ходить данная группа, стоит окунуться в несколько более удаленное прошлое.

Слово за Патрушевым

Житель г. Омска Александр Кобенко трудоустроился на АВТОВАЗ в начале 2005 г. Причем сразу в качестве начальника управления финансовой дирекции. В то время АВТОВАЗ находился почти под полным

контролем Группы «СОК» Юрия Качмазова. Без одобрения людей из СОКа подобную должность Кобенко получить вряд ли смог бы. Характерно, что о связях Андрея Першина с СОКом в Тольятти также еще помнят. Правда, как раз в конце 2005 г. на АВТОВАЗе появились представители ФГУП «Рособоронэкспорт» — структуры, в дальнейшем ставшей основой для создания ГК «Ростех», генеральным директором которой является Сергей Чемезов. Следует заметить, что взрывное развитие сети супермаркетов «Посадский» наблюдалось именно после 2005 г. Из этого следует, что Кобенко удалось не только остаться при занятых позициях, но и укрепить их на АВТОВАЗе уже при Чемезове. Кобенко был в этом настолько эффективен, что сумел войти в правительство Самарской обл. Причем уже после отставки с поста губернатора своего бывшего куратора по АВТОВАЗу Владимира Артякова.

Т.е., после того как Артяков покинул Самарскую обл. и стал первым заместителем генерального директора Ростеха, Кобенко начал исполнять министерские обязанности. Более того, в статусе министра он принял кураторство над серией государственных инвест-проектов, которые закладывались именно при губернаторе Артякове и с подачи Ростеха.

Т.о., с учетом влияния на ситуацию людей из Ростеха вывод напрашивается довольно простой. РСХБ, Сбербанку и другим кредиторам П-Н скоро можно будет уже и не надеяться на возврат своих средств. Почему скоро? Да потому, что пока еще у них сохраняется шанс отыграть ситуацию в свою пользу. И это не пустые слова. В Тольятти уже имел место случай, когда банку-кредитору при наличии должной административной воли удалось повернуть вспять ход изначально неудачно складывающегося для него банкротства организаций, подконтрольных бывшему депутату СГД Владимиру Яркину. В результате Яркин был вынужден покинуть Россию.

С учетом того, что председателем правления РСХБ является Дмитрий Патрушев — сын бывшего директора ФСБ, а ныне секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева, и для Демировых банкротство их компаний может закончиться не так, как они и их друзья его видят. Особенно если еще и в Сбербанке, возглавляемом Германом Грефом, проявят настойчивость. Только в этом случае синергетический эффект будет гарантирован.

Однако известно, что РСХБ и Сбербанк не очень-то любят объединять усилия, даже в борьбе с общим глобальным неплательщиком. И это понятно, они ведь в первую очередь видят друг в друге конкурента. Причем на это могут накладываться еще и нотки ревности. Оба этих банка контролирует государство. А это означает, что перехитрить две эти финансовые глыбы способен только тот, кому открыты секреты государственного мышления. Если Кобенко достиг определенных высот государственного мышления, то о чем тут можно говорить?

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Дарья РОГОВА, специалист пресс-службы Поволжского банка ПАО «Сбербанк»

- ООО «ШЭД» является заемщиком по заключенным кредитным договорам с ПАО «Сбербанк». В качестве обеспечения в т. ч. было представлено поручительство ООО «ЗОВ» и ООО «Паритет-Недвижимость». Платежеспособность ООО «ШЭД», ООО «ЗОВ», ООО «Паритет-Недвижимость» определялась на основании представленных заемщиком документов. Действия банка будут направлены на удовлетворение своих требований за счет заложенного имущества, в т. ч. третьего лица (залогодатель по обязательствам ООО «ШЭД»). ПАО «Сбербанк» будет проводить процессуальные мероприятия, направленные на максимальное удовлетворение своих требований.