Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (567) | 30 ноября 2015г.
 

Прокачали НДС

«Юго-Запад транснефтепродукт» опротестовывает доначисление налогов

Татьяна Федорова

На 22 декабря назначено рассмотрение дела по заявлению АО «Юго-Запад транснефтепродукт» (ЮЗТ) к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской обл. Налоговый орган пытался привлечь ЮЗТ к ответственности за совершение налогового правонарушения. ЮЗТ решил это оспорить. ЮЗТ — это дочерняя компания ОАО «АК «Транснефть». В апреле ЮЗТ был реорганизован.

Из ЮЗТ были выделены две отдельные структуры — АО «Транснефтепродукт-Самара» (Т-Самара) и АО «Транснефтепродукт-Запад» (Т-Запад). Вероятнее всего, ЮЗТ как юридическое лицо летом нынешнего года планировалось ликвидировать. Вполне возможно, что перед ликвидацией ЮЗТ решил не платить налогов.

18 ноября под председательством судьи Ольги Мешковой состоялось заседание по заявлению ЮЗТ к МИФНС. Заявитель оспаривает решение налоговых органов №36 от 3 апреля 2015 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно материалам дела, ЮЗТ была доначислена недоимка по налогу на прибыль в сумме 26,27 млн р., по НДС в сумме 35,61 млн р. Также были доначислены пени: по налогу на прибыль в сумме 8,17 млн р., по НДС в сумме 4,24 млн р. На предприятие был наложен штраф по налогу на прибыль в сумме 5,10 млн р. и по НДС в сумме 3,36 млн р. Суд посчитал необходимым привлечь в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ООО «Акрос», зарегистрированное в Санкт-Петербурге.

На недавнем заседании был представлен отзыв от ООО «Акрос»; кроме того, поступил отзыв на заявление от налоговых органов. Таким образом, дело было признано готовым к рассмотрению. Судебное заседание для начала рассмотрения требований по существу назначено на 22 декабря. Стоит отметить, что на данный момент ЮЗТ подвергся процедуре реорганизации, поэтому на судебных заседаниях присутствуют представители двух вновь образованных структур.

Согласно официальной информации корпоративного сайта ЮЗТ, решение о реорганизации было принято 30 апреля 2015 г. единственным акционером компании в лице ОАО «АК «Транснефть».

Так появились АО «Т-Самара» и АО «Т-Запад». АО «Т-Самара» будет дислоцироваться в Самаре. В его ведении закреплены магистральные нефтепродуктопроводы (МНПП) «Куйбышев — Брянск», «Уфа — Западное направление», «Никольское — Воронеж», «Воронеж- Белгород», «Сызрань — Ульяновск», «Пенза -Саранск», «Орел — Курск», Участок №41 и Участок №42, проходящие по территории РФ. Филиалами АО «Т-Самара» стали «Сызранское районное нефтепродуктопроводное управление» и «Брянское районное нефтепродуктопроводное управление». АО «Т-Самара» возглавил Виталий Кучеров, ранее он был директором ЮЗТ.

Место регистрации АО «Т-Запад» — Москва. Директором является Эльвира Реянова. В собственности АО «Т-Запад» находится зарубежный актив  — УПП «Запад-Транснефтепродукт» (Республика Беларусь, г. Мозырь), эксплуатирующее магистральные нефтепродуктопроводы (МНПП) участок №41 и участок №42, расположенные на территории Республики Беларусь. В состав АО «Т-Запад» входят линейная производственно-диспетчерская станция (ЛПДС) «Диена», Мозырская перекачивающая станция, наливной пункт «Гомель-3», перекачивающие станции «Сенно» и «2-М».

В собственности ЮЗТ после реорганизации остался зарубежный актив — дочернее предприятие «ПрикарпатЗападтранс» (Украина, г. Ровно), эксплуатирующее магистральный нефтепродуктопровод (МНПП), проходящий по территории Украины. Директором ЮЗТ с мая 2015 г. является Олег Каюков.

В августе 2015 г. газета «КоммерсантЪ» сообщала, что швейцарская компания International Trading Partners AG подала ходатайство в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) РФ о покупке актива ЮЗТ — «ПрикарпатЗападтранса», владеющего магистральным нефтепродуктопроводом на Украине, по которому дизтопливо из РФ шло в Центральную Европу. ФАС отмечала, что ЮЗТ является стратегической компанией и для ее продажи необходимо согласие правительственной комиссии по иностранным инвестициям. На этом основании служба отложила принятие решения.

International Trading Partners зарегистрирована в Швейцарии и находится под контролем гражданина Германии Анатолия Шеффера. Газета «Ведомости» 18 августа 2015 г. сообщала: «Почти 10 лет Украина пытается оспорить право собственности российской монополии на эти трубы. Киев считал, что в 1990-е гг. участки труб были оформлены в российскую собственность незаконно. Генпрокуратура Украины добилась решения об изъятии трубопроводов из владения российской компании в трех инстанциях. В апреле хозяйственный суд Ровенской обл. по заявлению «ПрикарпатЗападтранса» отправил дело на новое рассмотрение». В этой же статье «Ведомостей» шла речь об объемах хищений из данного трубопровода: «Потери нефтепродуктов из-за хищений за пять лет составили 57 900 т, что соответствует приблизительно $62,7 млн, сообщала Транснефть. Теперь к этим проблемам добавился политический аспект, напоминает старший аналитик Альфа-банка Александр Корнилов». Далее «Ведомости» цитируют Корнилова: «Эти трубопроводы проще продать, чем владеть ими». Подразделение «ПрикарпатЗападтранс» владеет 1,4 тыс. км нефтепродуктопроводов «Самара — Западное направление» и «Грозный — Армавир — Трудовая» (мощность — 1,7 млн т топлива в год).

С учетом сказанного становится понятен мотив реорганизации ЮЗТ. Теперь на его балансе остались только украинские трубопроводы. По мнению аналитиков, летом этого года ЮЗТ должно было быть ликвидировано как юридическое лицо.

За 2014 г. объем выручки ЮЗТ показан в размере 14,12 млрд р. Чистая прибыль — 6,9 млрд р. Нет ничего удивительного в том, что при таких объемах бизнеса и структуре активов ЮЗТ налоговым органам удалось найти за что зацепиться.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.