Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (567) | 30 ноября 2015г.
 

Понять и простить?

Нашлись те, кто пытается оспорить банкротство «АвтоВАЗагрегата»

Сейдамет Абреков

27 ноября было начато рассмотрение апелляционной жалобы ООО Совместное предприятие (СП) «Витценманн-Руссия» (г. Уфа), которое пытается оспорить введение в отношении ОАО «АвтоВАЗагрегат» процедуры наблюдения. Мотивы этой жалобы, видимо, связаны с тем, что в ходе банкротства партнера Витценманн-Руссия лишится гарантированного сбыта своей продукции. Но с учетом падения спроса на продукцию ОАО «АВТОВАЗ», чьим поставщиком является «АвтоВАЗагрегат», даже выход из банкротства, похоже, не спасет годами создававшуюся схему.

Не остались в стороне

30 октября ООО СП «Витценманн-Руссия» (г. Уфа) подало апелляционную жалобу на определение Арбитражного суда Самарской обл. от 14 октября 2015 г. по делу № А55-16709/2015. Этим определением в отношении «АвтоВАЗагрегата» как раз и была введена процедура наблюдения. На вопрос Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф» о том, зачем потребовалось обжаловать определение о введении в отношении «АвтоВАЗагрегата» процедуры наблюдения, генеральный директор ООО СП «Витценманн-Руссия» Илья Кулаков заявил: «Как кредитор, участвующий в деле, ООО СП «Витценманн-Руссия» наделено законодателем определенным объемом прав, в т. ч. правом на обжалование судебных актов, принимаемым арбитражным судом, который рассматривает дело о банкротстве».

«Авто В A3 агрегат» считается предприятием, находящимся в орбите интересов руководства Госкорпорации «Ростех». Генеральным директором ОАО «АвтоВАЗагрегат» является Виктор Козлов, которого еще более 10 лет назад многое связывало с Борисом Алешиным, на тот момент являвшегося заместителем министра промышленности РФ. После 2005 г. Алешин появился в ОАО «АВТОВАЗ», с 2007 по 2009 г. он был президентом ОАО «АВТОВАЗ», т.е. окончательно стал полноценным членом команды Ростеха. Сейчас Алешин курирует один из авиапроектов Ростеха — ОАО «Рампорт Аэро» (создание сети аэропортов для лоукостеров) (см. «Хронограф» №37 (565) от 16.11.15).

Ход жалобе СП «Витценманн-Руссия» дан не был. В частности, суд указал: «Апелляционная жалоба ООО СП «Витценманн-Руссия» подана с нарушением требований, предусмотренных ст. 260 Арбитражного процессуального кодекса (АПК) РФ. П.п. 4 ч. 2 ст. 260 АПК РФ предусмотрено, что в апелляционной жалобе должны быть указаны требования лица, подающего жалобу, и основания, по которым лицо, подающее жалобу, обжалует судебный акт». При этом, исходя из дальнейшего текста судебного определения, можно было узнать, что в СП решили подать некую «предварительную» апелляционную жалобу. Вопрос — зачем, если можно было сразу подать жалобу, как это предусмотрено нормами АПК РФ? У Кулакова и по этому поводу нашлось свое объяснение: «Посчитав, что имеются основания для обжалования судебного акта, согласно которому введена процедура наблюдения в отношении должника и приняты решения по иным сопутствующим вопросам, ООО СП «Витценманн-Руссия» обратилось с жалобой в апелляционный суд. Подача т. н. предварительной апелляционной жалобы — это вынужденная мера, направленная на недопущение пропуска 10-дневного срока, установленного на обжалование судебного акта».

При определенных обстоятельствах этот завод мог бы возродиться
При определенных обстоятельствах этот завод мог бы возродиться

Так или иначе, но суд предложил СП «Витценманн-Руссия» до 27 ноября устранить все замечания. Тем не менее показателен сам факт оспаривания СП «Витценманн-Руссия» введения в отношении «АвтоВАЗагрегата» одной из процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве. Сразу напрашивается вопрос о мотивах подобных действий. Но, даже отвечая на этот вопрос от ОАЕ «Хронограф», Кулаков сумел навести тень на плетень: «С чем конкретно не согласно ООО СП «Витценманн-Руссия», в ближайшее время станет известно; после подачи мотивированной части жалобы в установленный судом срок». И тут же словно в оправдание добавил: «Вместе с тем обжалование ООО СП «Витценманн-Руссия» судебного акта не следует воспринимать как какую-то экстраординарную меру».

Часть цепочки

СП «Витценманн-Руссия» занимается производством разнообразных металлорукавов высокого давления; компенсаторов выхлопных систем автомобилей; подвесок и опор постоянного усилия и т. д. Скорее всего, это СП поставляло свою продукцию на «АвтоВАЗагрегат». Основные направления сбыта продукции «АвтоВАЗагрегата» — главный конвейер ОАО «АВТОВАЗ», а также вторичный рынок. В условиях, когда заказ со стороны АВТОВАЗа значительно снизился ввиду падения продаж товарных автомобилей, соответственно, производство на «АвтоВАЗагрегате» значительно снизилось в объемах. Это привело к тому, что предприятие вот уже несколько месяцев не работает, коллектив находится в вынужденном простое и не получает заработной платы. Работники неоднократно устраивали пикеты и митинги, где озвучивали требования по выплате им зарплаты. Вскрылись и налоговые нарушения, допущенные руководством «АвтоВАЗагрегата». Ситуация достаточно серьезная.

По этому поводу на официальных сайтах Генеральной прокуратуры и прокуратуры Самарской обл. неоднократно раскрывались сообщения. Так, 5 ноября прокуратура Комсомольского р-на г. Тольятти проинформировала, что в настоящее время общая сумма задолженности по заработной плате превысила 72 млн р. перед 1116 работниками предприятия. Прокуратура района инициировала возбуждение уголовного дела по факту невыплаты зарплаты. «Кроме того, следственные органы возбудили в отношении генерального директора предприятия Виктора Козлова и его первого заместителя Павла Тихомирова уголовное дело по ст. 199.2 УК РФ (сокрытие денежных средств организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов). По версии следствия, генеральный директор завода, зная о недоимке по налогам на сумму свыше 20 млн р., подписал документы с компанией «Эберспехер АвтоВАЗагрегат выхлопные системы» о зачете имевшихся взаимных задолженностей на сумму свыше 9 млн р. Его первый заместитель направил в эту организацию распорядительные письма о перечислении более 4 млн р. на расчетные счета третьих лиц в счет погашения дебиторской задолженности перед контрагентами», — уточнили в прокуратуре.

Оптимизма мало

И вот при таком положении дел и таком информационном фоне СП «Витценманн-Руссия» пытается оспорить введение в отношении «АвтоВАЗагрегата» процедуры наблюдения. Собственниками этого СП являются с немецкой стороны фирма «Витценманн», с российской — группа компаний: ООО «Завод «Металлокомпенсатор», ООО «Компенсатор» и ООО «Макспром». Эти три юрлица контролирует одна группа лиц. Генеральным директором СП является Илья Кулаков. Он же -президент завода «Металлокомпенсатор», компаний «Макспром» и «Компенсатор». По этому бизнесу с Ильей Кулаковым связаны: Ольга Соловьева, Ильдар Хузин, Даниил Соловьев, Олег Корнев.

Видимо, руководство этого СП полагает, что «АвтоВАЗагрегат» еще можно реанимировать и предприятие должно продолжить работать. Для СП «Витценманн-Руссия» это позволило бы сохранить для себя один из крупных каналов сбыта. Что ж, если речь идет именно об этом, то определенная логика в таких действиях есть. Ведь если «АвтоВАЗагрегат» не будет покупать продукцию СП «Витценманн-Руссия», то уже эта компания рискует вступить в банкротство. Т.е. может начаться цепная реакция, по ходу которой можно будет наблюдать целую череду банкротств. Скорее всего, понимает это и гендиректор СП «Витценманн-Руссия» Кулаков. Возможно, поэтому у него еще теплится надежда, что дело о банкротстве «АвтоВАЗагрегата» — это какая-то ошибка: «Насколько ОАО «АвтоВАЗагрегат» нуждается в банкротстве, вынужденная эта мера либо преднамеренная, говорить пока преждевременно».

Однако ввиду общеэкономической ситуации и продолжающегося снижения спроса на товарные автомобили вообще и производства АВТОВАЗа в частности вряд ли стоит надеяться на улучшение ситуации. Тем более что на фоне падающего рынка цены на товарные автомобили продолжают расти, что делает их еще менее доступными. Т.о., в ближайшее время снижение производства автомобилей будет продолжаться. Со всеми вытекающими для производителей автокомпонентов последствиями.

Комментарии

Илья КУЛАКОВ, генеральный директор ООО СП «Витценманн-Руссия»

- Зачем СП «Витценманн-Руссия» решило оспорить введение в отношении «АвтоВАЗагрегата» процедуры наблюдения?

- Прежде всего поясняем, что ООО СП «Витценманн-Руссия» является одним из кредиторов ОАО «АвтоВАЗагрегат», участвующим в деле о банкротстве. В настоящее время требования ООО СП «Витценманн-Руссия» включены в реестр требований кредиторов. Очевидно, что каждый кредитор, участвующий в деле о банкротстве, заинтересован в удовлетворении своих требований, вместе с тем в общих интересах кредиторов обеспечить прозрачность и объективность всей процедуры банкротства должника. Насколько требования, изложенные в нашей жалобе, обоснованны, решит апелляционный суд.

- Что вам известно о возбуждении в отношении руководства «АвтоВАЗагрегата» уголовных дел касательно невыплаты работникам заработной платы и по признакам сокрытия денежных средств организации, за счет которых должно производиться взыскание налогов?

- Об уголовном преследовании руководства ОАО «АвтоВАЗагрегат» нам стало известно из общедоступных источников, иной информацией мы не располагаем.