Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (567) | 30 ноября 2015г.
 

Авария как повод

Глава Роскосмоса Комаров может получить пользу от выводов экспертов NASA

Андрей Неретин

В ноябре на сайте NASA был раскрыт итоговый доклад по расследованию обстоятельств прошлогоднего крушения ракеты-носителя (РН) «Antares». В качестве причины аварии были указаны неисправности в двигателе, который был разработан и произведен самарским ОАО «Кузнецов». Не исключено, что выводы комиссии могут повлиять на дальнейшие планы по оснащению аналогичными двигателями РН «Союз 2.1в», выпускаемых АО «РКЦ «Прогресс». Их охотно может учесть генеральный директор ГК «Роскосмос» Игорь КОМАРОВ (на фото). Пожалуй, многое будет зависеть от того, насколько успешным станет пуск РН «Союз 2.1в» с «виновным» типом двигателя в конце 2015 г.

Независимая группа NASA представила доклад о результатах расследования причин аварии РН «Antares», потерпевшего крушение 28 октября 2014 г. Ракета была оснащена двигателем из числа тех, которые разработали и изготовили еще в 60-70-х гг. прошлого века на ФГУП «СНТКим. Кузнецова» (нынешний ОАО «Кузнецов»). Речь о двигателях НК-33. В 90-е гг. несколько десятков этих двигателей были проданы американской компании Orbital Sciences, которая нашла им применение на ракетах «Antares». Модифицированные на днепропетровском «Южмаше» двигатели получили название AJ26. Один из таких, как следует из доклада независимой группы NASA, и подвел в прошлом году «Antares».

«После чуть более 15 секунд полета произошел взрыв в главной двигательной системе, в результате чего транспортное средство потеряло тягу и упало на землю», — говорится в опубликованном NASA документе. В докладе сказано, что компания Orbital сразу же после аварии создала следственный комитет по расследованию причин происшествия (AIB). Однако в информационно-исследовательских целях NASA образовало свою независимую экспертную группу. Доклад этой группы и был опубликован. Там было отмечено, что результаты команды NASA согласуются с выводами AIB. «Непосредственной причиной отказа ракеты-носителя Antares был взрыв в ракетном двигателе AJ26, — говорится в докладе. — В частности, произошел взрыв жидкого кислорода Е15, который повредил ракетный двигатель AJ26».

Эксперты NASA пришли к выводу, что имело место воспламенение в турбонасосе. Группа NASA выделила три технические причины, каждая из которых могла привести к взрыву турбонасоса: «Недостаточная надежность конструкции AJ26, попадание в него инородных элементов и «дефект» при изготовлении».

Таким образом, выводы независимой группы NASA бросили тень на прославленные советские двигатели.

Редакция ОАЕ «Хронограф» обратилась в ОАО «Кузнецов» за комментариями. Доклад NASA прокомментировала руководитель отдела по связям с общественностью Наталья Куракова: «Специалисты ОАО «Кузнецов», самостоятельно проанализировав имеющуюся фактуру, пришли к схожим с NASA выводам: к нештатной работе двигателя с последующим его разрушением могло привести внешнее воздействие со стороны линии подачи компонентов топлива, повлекшее попадание посторонних предметов в двигатель». При этом она отметила: «Важное конструктивное отличие модифицированного двигателя AJ26 от его исходного прототипа НК-33 -отсутствие фильтров тонкой очистки в линиях подачи компонентов в двигатель. Эксперты («Кузнецова». – Прим. ред.) указывали, что именно данная особенность могла привести к попаданию посторонних предметов в двигатель».

Не стоит сомневаться, что глава ГК «Роскосмос» Игорь Комаров уже осведомлен о выводах группы NASA. Также ему должно быть известно о том, что в настоящее время ведется работа по комплектации двигателями НК-33 легкой ракеты «Союз 2.1 в», производство которой налажено в АО «РКЦ «Прогресс».

Не исключено, что в свете выводов NASA Комаров уже задумался над целесообразностью этого проекта. Тем более что, по мнению наблюдателей, Комаров мог бы быть нацелен на лоббирование коммерческих интересов конкурентов АО «РКЦ «Прогресс».

В таких обстоятельствах определяющее значение приобретает запланированный пуск РН «Союз 2.1в» в конце 2015 г. с двигателями НК-33. Первые летные испытания данной ракеты с двигателем НК-33 состоялись в декабре 2013 г. Если запланированный пуск окажется неудачным, то, скорее всего, на НК-33 будет поставлен крест. Судя по ответу на редакционный запрос «Хронографа» генерального директора АО «РКЦ «Прогресс» Александра Кирилина, вопросы о применении тех или иных двигателей в космических проектах, а также о сроках пуска ракет находятся в компетенции заказчика. «Директивные сроки проведения запусков ракет-носителей устанавливает генеральный заказчик», -сообщил ОАЕ «Хронограф» Кирилин. При этом он добавил: «Применение двигателей НК-33 в проектах других ракет-носителей может быть рассмотрено только после выдачи соответствующих технических заданий заказчиком». Следует полагать, что заказчиком пуска РН «Союз 2.1в» является ГК «Роскосмос» во главе с Игорем Комаровым. Последний, между прочим, входит в состав совета директоров АО «РКЦ «Прогресс».

Пересмотр планов по внедрению НК-33 на РН «Союз 2.1в» может привести к срыву программы «Кузнецова» по реанимации производства двигателей НК-33. В настоящее время данная программа предусматривает организацию производства НК-33 с запланированной с 2019 г. поставкой новых двигателей как раз для серийных РН «Союз 2.1в».

Комментарии

Александр КИРИЛИН, генеральный директор АО «РКЦ «Прогресс»

- Сотрудничество АО «РКЦ «Прогресс» и ОАО «Кузнецов» ведется в соответствии с договорами в рамках заключенного государственного контракта. В настоящее время никаких изменений договорных обязательств не предполагается.