Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (567) | 30 ноября 2015г.
 

Станотины напирают

«ВолгаВодСтрой» не намерен терять площадки для гидровыгрузки песка

Андрей Неретин

2 декабря ООО «ВолгаВодСтрой» (ВВС) будет опротестовывать решение отдела водных ресурсов Самарской обл. (ОВР) Нижне-Волжского бассейнового водного управления (НВБУ) о проведении аукционов по трем участкам акватории р. Самары. Это объясняется тем, что владелец ВВС Оксана СТАНОТИНА не желает терять в Промышленном р-не Самары водные объекты, предназначенные для гидровыгрузки песка. Они имеют очень выгодное расположение. В задачу супруга Оксаны СТАНОТИНОЙ Вячеслава СТАНОТИНА (на фото) может входить как раз решение вопросов с надзорными органами.

Битва за воду

Если ВВС удастся поставить запланированные НВБУ аукционы «вне закона», то компания, похоже, продолжит свой промысел на затребованных участках. Также известно, что подобный вид деятельности нередко ведется с нарушениями природоохранного законодательства. Пристрастие семьи Станотиных к бизнесу на песке объясняется просто. В свое время Вячеслав Станотин был генеральным директором ОАО «Самарский речной порт» (СРП). В тот период СРП был одним из основных поставщиков речного песка на строительный рынок Самары. Уходя с СРП, Станотин, видимо, унес свои интеллектуальные наработки и связи в этой сфере.

29 октября в Арбитражный суд Самарской обл. поступило сразу три исковых заявления от ВВС, единственным участником которого записана Оксана Станотина. Компания требует от ОВР НВБУ Федерального агентства водных ресурсов признать незаконными решения ведомства о необходимости проведения аукционов в отношении права пользования тремя водными участками. Решения ОВР НВБУ были оформлены в письмах от 15 октября 2015 г. ВВС полагает, что таким образом были допущены нарушения его прав и законных интересов. В связи с этим ВВС в судебном порядке пытается обязать НВБУ предоставить в свое пользование без аукциона участки акватории Самарского залива Саратовского водохранилища, расположенные в Промышленном р-не Самары на правом берегу р. Самары. Эти водные участки расположены в районе моста «Кировский» через р. Самары. В материалах арбитражных дел указывается, что площадь первого водного участка составляет 0,035772 кв. км, площадь второго -0,038314 кв. км, площадь третьего — 0,036894 кв. км. Отмечается, что водные объекты необходимы ВВС для проведения работ по гидровыгрузке песка.

Согласно раскрытой информации о водопользователях в зоне ответственности ОВР НВБУ от 5 ноября 2015 г., у компании ВВС в пользовании находится только три водных участка в Самарском заливе Саратовского водохранилища, предоставленных для «проведения работ по гидровыгрузке песка». Они были предоставлены ВВС в пользование в период 2009 — 2011 гг., когда местом регистрации ВВС был г. Новокуйбышевск. Оформленные договоры водопользования ВВС указанными в перечне водными объектами истекают 31 декабря 2015 г. Время, как видно, поджимает.

По данным источников Областного аналитического еженедельника (ОАЕ) «Хронограф», причиной возникновения у НВБУ планов выставить участки на аукцион могла стать задолженность ВВС за пользование этими объектами. В связи с этим в ведомстве решили договоры водопользования не продлевать, а провести аукцион и выбрать более дисциплинированного водопользователя. Такой вариант вполне вероятен, особенно если учитывать, что компания Оксаны Станотиной уже была уличена в неплатежах госструктурам.

Так, с ВВС неоднократно судилось министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской обл., взыскивая задолженность по аренде лесных участков, представленных компании вблизи устья р. Сок и в прибрежной зоне р. Самары. Те участки были предоставлены ВВС «для разработки месторождений полезных ископаемых» в 2008 г. сроком на 49 лет (см. «Хронограф» № 14 (542) от 20.04.15). К слову, лесные участки на берегу р. Самары располагаются недалеко от Кировского моста, с левой стороны. Скорее всего, ставшая предметом спора акватория р. Самары находится вблизи упомянутых лесных участков и вместе они представляют единую площадку, которая используется ВВС для налаженного промысла по добыче и реализации песка. Расположение площадки практически идеально: хорошие подъездные пути ведут к промбазам заводов по производству стройматериалов, постоянно нуждающихся в песке в качестве сырья. Однако проведение аукциона с передачей водных объектов другому водопользователю может разрушить всю бизнес-модель ВВС. Такой сценарий явно не входит в планы Оксаны Станотиной и ее супруга Вячеслава Станотина, который способен выполнять для ВВС негласную функцию директора по общим вопросам.

Щедрые пескососы

Ожидается, что смена пользователя у спорных водных участков пойдет на благо окружающей среде. По той причине, что при ведении своего бизнеса ВВС нередко пренебрегает природоохранным законодательством, что негативно отражается на экологии в местах, где компания ведет свою производственную деятельность. Так, в июле т. г. Самарская межрайонная природоохранная прокуратура сообщила о результатах выездной проверки, проведенной с привлечением сотрудников управления Росприроднадзора по Самарской обл. Проверялась законность осуществления деятельности по намыву песка в районе стрелки р. Сок и Волги. Известно, что ВВС принадлежит право пользования недрами двух месторождений, которые находятся вблизи устья р. Сок. Прокуратура пришла к следующим выводам: «В нарушение требования водного законодательства ООО «ВолгаВодСтрой» осуществляет отгрузку речного песка, используя для данных целей грузовые автомобили в водоохранной зоне р. Сок, а также допускает передвижение автотранспорта. Также зафиксирован факт распашки земли в виде организации траншеи до уреза воды в береговой полосе р. Сок и размещение размываемых грунтов». Как следует из материалов прокуратуры, за указанные нарушения в отношении виновного должностного лица ВВС было возбуждено административное производство по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ, а в адрес директора ВВС Татьяны Цапик внесено представление.

Таким образом, официально было установлено, что компания Станотиных допустила ряд нарушений в области природоохранного законодательства. Впрочем, по информации неофициальных источников, могли возникнуть основания и для более грубых нарушений. Так, например, звучали предположения, что некими «черными пескососами» мог вестись намыв песка почти из-под опор моста через р. Сок, расположенного рядом с устьем р. Сок. Эта проблема уже не первый год обсуждается в СМИ.

Однако на официальном уровне ее предпочитают не замечать ни представители органов исполнительной власти, ни правоохранительных органов. Возможно, что «черные пескососы» — люди щедрые. «Фактов добычи песка непосредственно под мостом через р. Сок не выявлено», — комментировал в июле т. г. итоги проверки заместитель природоохранного прокурора Максим Головин.

Отсутствие претензий со стороны властей и надзорных органов вполне объяснимо. Супруг Оксаны Станотиной Вячеслав Станотин с сентября 2014 г. до июля 2015 г. был главным специалистом (по вопросам противодействия коррупции на территории Самарской обл.) отдела (по вопросам противодействия коррупции) Приволжского регионального центра МЧС России. Не исключено, что благодаря своему должностному положению и возможному влиянию на руководителей различных силовых и надзорных ведомств Ста-нотину удавалось решать вопросы юридической безопасности ВВС.

«Зеленое» прикрытие

Казалось бы, интерес к изучению описанной проблемы вполне могли проявить самарские экологи. Тем более что, по предположениям очевидцев, методы сомнительной добычи песка не только вредят окружающей среде, но также могут быть использованы в опасной близости от опор автомобильного моста через р. Сок, что грозит ему обрушением. По крайней мере, тема могла бы стать хорошим поводом для пиара Самарского регионального отделения «Российской экологической партии «Зеленые» (СРО РЭП «Зеленые»). Председателем реготделения «Зеленых» является Борис Фрадков. Однако члены его отделения сколь-нибудь заметного внимания к теме добычи песка в устье р. Сок пока не проявили.

Следует отметить, что Оксана Станотина длительное время состояла в рядах СРО РЭП «Зеленые», о чем свидетельствуют данные ЕГРЮЛ. Находилась она в числе «Зеленых» с июня 2012 г. и как минимум по ноябрь 2014 г. Сейчас Станотиной там нет. Однако у нее наверняка сохранились хорошие отношения с Фрадковым. В настоящее время Борис Фрадков является генеральным директором ООО «Ретро», в капитале которого участвует

Оксана Станотина. При таких обстоятельствах у нее имеются широкие возможности для влияния на Фрадкова. Может получиться, что партия «Зеленых» сегодня защищает не экологию, а коммерческие интересы ВВС.

Любопытно, что вместе со Станотиной из числа членов реготделения «Зеленых» исчез и Евгений Пермяков, который в этом году попрощался с должностью начальника ОВР — заместителя руководителя НВБУ. Сейчас отделом НВБУ по Самарской обл. руководит Дмитрий Федоров. Вероятно, Пермяков также был в хороших отношениях с Оксаной Станотиной. После ухода Пермякова новый руководитель ОВР НВБУ обратил внимание на качество исполнения ВВС условий договоров водопользования, которое Пермяковым, по всей видимости, контролировалось не лучшим образом.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.