Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №39 (567) | 30 ноября 2015г.
 

Гусары не платят

«DAF сервис в Тольятти» заподозрили в незаконном использовании товарного знака

Георгий Кизельгур

16 декабря индивидуальный предприниматель (ИП) из Белогородской обл. Юрий БЕЛИКОВ и ООО «DAF сервис в Тольятти» посредством телеконференции обменяются аргументами в рамках судебного разбирательства по иску, инициированному ООО «DAF сервис в Тольятти», директором которого является Султан ХАБИБУЛИН. «DAF сервис в Тольятти» пытается взыскать с ИП 192,2 тыс. р. Сам же ИП Беликов настаивает, что сотрудничество с «DAF сервис в Тольятти» принесло ему убытков на 124 тыс. р. Упомянутый процесс — это всего лишь верхушка айсберга, а подоплека событий может быть гораздо глубже и интереснее. А претензии к дилеру могут превысить 10 млн р.

География «успеха»

Белогородец Беликов не первый, кто считает, что сотрудничество с сервисом было для него, мягко говоря, невыгодным. Не далее как в конце октября 2015 г. Верховный суд РФ отказал казанскому ООО «Парнер» во взыскании убытков с «DAF сервис в Тольятти». Отказ был вынесен на основании процессуальных нюансов: ряд существенных документов оказались незаверенными, а экспертиза была проведена без представителей ответчика. Но следует отдать должное упорству, с которым перевозчик пытался взыскать убытки с сервисной кампании: было подано два иска, с одним из которых ООО «Партнер» прошло все возможные судебные инстанции -вплоть до Верховного суда РФ. Видимо, впечатления от работы с местным сервисом грузовых автомобилей были очень сильными и совсем не теплыми.

Вкратце эта история выглядела так. После ремонта в «DAF сервис в Тольятти» отремонтированный автомобиль заглох во время рейса в Челябинскую обл. Местные специалисты обнаружили повреждение двигателя. «С целью определения причин поломки двигателя автомобиля истец обратился в Южно-Уральскую торгово-промышленную палату. Согласно акту экспертизы № 026-02-00405 от 30.04.2013 причиной возникновения неисправностей двигателя автомобиля является нарушение требований, изложенных в руководстве по ремонту данного типа двигателя внутреннего сгорания (ДВС), при выполнении работ по заказу-наряду № ООО04752 от 22.01.2013 со стороны ООО «DAF Сервис Тольятти», а именно: произведена установка цилиндрической гильзы в шестой цилиндр блока ДВС, что не является допустимым», — цитируются данные экспертизы в судебных актах.

О том, как и при каких обстоятельствах ремонтировался спорный автомобиль, представители «DAF сервис в Тольятти» в качестве ответчика бесхитростно рассказывали на заседаниях. «Ответчик указал, что в ходе проведения дефектовки двигателя (при осуществлении ремонта в январе 2013 г.) было выявлено, что двигатель перегрет, ответчиком было предложено заказчику расточить блок цилиндров под ремонтный размер. После расточки блока цилиндров ответчиком было обнаружено, что данный блок не пригоден для дальнейшей эксплуатации, в связи с чем ответчик предложил истцу заменить блок цилиндров. Однако истец отказался от замены блока цилиндров и просил загильзовать блок цилиндров в районе шестого цилиндра. Ответчик, разъяснив истцу, что установленный в двигателе блок цилиндров не подлежит гильзованию, тем не менее выполнил эти работы», — говорится в материалах судебного процесса.

Помимо проблем с клиентами «DAF сервис в Тольятти» имеет конфликт интересов с правообладателем товарного знака — Публичной компанией с ограниченной ответственностью «ДАФ Траке Н.В.» (Нидерланды), его дочерней компанией России ООО «ДАФ Траке Рус» и официальным авторизованным дилером в Самарской обл. ООО «ИнтерСервис». У нидерландской компании -правообладателя товарного знака накопилось немало претензий к ООО «DAF сервис в Тольятти». Объем претензий правообладателя, по оценкам его представителя в России — юридической компании Baker & McKenzie, превышает 10 млн р.

До последнего времени на этом здании красовался логотип DAF
До последнего времени на этом здании красовался логотип DAF

Хитрый и еще хитрее

В свете претензий правообладателей товарного знака DAF иски от клиентов компании на качество сервиса предстают в другом ракурсе. Почему при наличии разработанного и утвержденного регламента ремонта ДВС DAF официальный, как утверждается, дилер отошел от него и сделал работы не только им не предусмотренные, но еще и явно ему противоречащие? Может быть, здесь что-то не так? И кто-то дурил клиентов сервиса?

Для понимания вопроса следует тронуть историю появления этой компании. «DAF сервис в Тольятти», как утверждает его директор Султан Хабибулин, выросло из транспортного предприятия, которое нуждалось в собственных ремонтных мощностях и организовало себе их. «Позже появилась возможность оказывать услуги по ремонту и ТО сторонним организациям и частным лицам, со временем мы завоевали репутацию надежного и опытного эксперта по техническому обслуживанию и ремонту грузовиков. Предпочтение мы всегда отдавали технике DAF и поэтому заключили партнерский договор с VH-DAF ООО «Стройавтоматика», которая входит в бельгийскую промышленную группу Turbo"s Hoet Group — один из крупнейших независимых грузовых холдингов в Европе, базируется в Бельгии и является официальным дилером DAF в Бельгии, Франции, Болгарии, Белоруссии и России», -приоткрыл нюансы деловых взаимоотношений Хабибулин в своем интервью. Откровения Хабибулина были опубликованы на официальном сайте ООО «Стройавтоматика» со ссылкой на газету «Авто Среда» в разделе «Новости» 29 апреля 2013 г. В откровениях Хабибулина благостным выглядит абсолютно все. За исключением одного маленького нюанса. Авторизует дилеров в РФ не московское ООО «Стройавтоматика», а ООО «ДАФ Траке Рус» — «дочка» правообладателя и дистрибьютор, имеющий доверенность от нидерландской компании «ДАФ Траке Н. В.» на представление интересов правообладателя на территории РФ. «ООО «ДАФ Траке Рус» передает каждому дилеру неэксклюзивное право на использование товарных знаков DAF и TRP и связанные с ними логотипы для целей продвижения их местоположения, указанного в дилерском соглашении», -отмечает в своем официальном письме генеральный директор ДАФ Траке Рус Хенрикус Мартинус Йоханнес Хендрикс. Из его официального ответа следует, что ООО «Стройавтоматика» имеет зону осуществления деятельности в Москве и Московской обл., а также в Калужской, Тверской, Ивановской, Костромской, Брянской, Тульской, Ярославской и Смоленской обл. Для Самарской обл. авторизованным дилером DAF является ООО «ИнтерСервис». А следовательно, «ДАФ Сервис в Тольятти» не является и не может являться официальным дилером компании DAF.

Справочно: стартовые затраты на официальное дилерство обходятся соискателю в кругленькую сумму. Приобретение специального инструмента для обслуживания грузовиков DAF обходится от 1 млн р. Покупка диагностического прибора для обслуживания — тоже в районе 1 млн р. (в зависимости от обменного курса евро). Начальный склад запасных частей обойдется соискателю в 3 млн р. Еще 70 тыс. ежемесячно придется отдавать за подключение и использование IT-систем DAF. Не считая имиджевой атрибутики, которая на фоне других затрат выглядит сущей мелочью. Плюс у дилера должна быть собственная адекватная материальная база — зона сервиса, склады, стоянки, клиентская зона. Совокупность указанных выше фактов позволяет сделать определенные предположения относительно нюансов сотрудничества

между ООО «Стройавтоматика» и «ДАФ Сервис в Тольятти». Не исключено, что московская компания предложила тольяттинскому предпринимателю более лояльный ценник за входной билет в бизнес авторизованного сервиса. Выиграть могли все участники этой сделки: один -расширить географию присутствия и, возможно, отбить часть затрат на собственные инсталляционные платежи, второй — получить раскрученный товарный знак для ведения своего бизнеса. Интересы правообладателя — «ДАФ Траке Н.В.» — и официального авторизованного дилера в Самарской обл. — ООО «ИнтерСервис», видимо, остались деликатно выведены за скобки. Вернее, о них попросту предпочли не думать. Возможно, уверовав во всемогущество «Стройавтоматики», и сам Хабибулин не рассчитывал, что от правообладателей последуют какие-то реальные действия. Расчет не оправдался.

ООО «Стройавтоматика» действительно на каком-то промежутке сотрудничества позиционировала «DAF Сервис в Тольятти» как своего партнера. Но потом, как рассказывают информированные источники, отношения дали трещину, больше напоминавшую односторонний выход «Стройавтоматики» из сделки. Что характерно, даже сейчас, когда возникли подозрения в части законности использование товарного знака, судебных разбирательств между «DAF Сервис Тольятти» и «Стройавтоматика» не наблюдается. Хотя это было бы более чем логично, если уж «Стройавтоматика» продала Хабибулину то, что не имела права продавать, как следует из письма «ООО «ДАФ Траке Рус». Отсутствие исков об истребовании у московского дилера неосновательного обогащения также может свидетельствовать о том, что сделки между ним и «DAF Сервис Тольятти» совершались в вольной форме.

McKenzie с калькулятором

В декабре 2014 г. ООО «ИнтерСервис» обратилось к «DAF Сервис в Тольятти» с официальным письмом, в котором предложило урегулировать правоотношения в сфере использования товарного знака с правообладателем. Вариант был один -демонтаж вывески. «DAF Сервис Тольятти» ответил красноречивым молчанием. Возможно, у компании были надежды, что проблема разрешится сама собой. Тем более что других проблем у «DAF Сервис Тольятти» хватает.

Анализ структуры собственности спорного автосервиса из открытых данных Росреестра свидетельствует о том, что сам сервис в существующем сейчас виде, скорее всего, был организован на заемные средства; есть вопросы и по использованию имущественного комплекса, обремененного ипотекой в пользу кредитной организации. При таких обстоятельствах необходимость что-то срочно решать с правообладателями была бы крайне нежелательной -как в финансовом, так и в организационном плане. И, видимо, у руководства компании были основания полагать, что в непростой ситуации они могут заручиться поддержкой правоохранительных органов.

Обращений от правообладателя в адрес «DAF Сервис в Тольятти» было направлено несколько. И только после этого юристы компании Baker & McKenzie подготовили пакет документов с заявлением от имени «ДАФ Траке Н.В.» о совершении уголовного преступления -незаконного использования товарного знака. Заявление приняли и даже провели некие процессуальные действия, а именно выезд и осмотр на месте. По данным на 27 октября 2015 г., вывески с товарными знаками DAF продолжали украшать здание сервиса по адресу: г. Тольятти, ул. Магистральная, И, и были демонтированы только после того, как на сервисе появились люди в форме.

Впрочем, появление правоохранителей пока не обернулось для компании уголовным делом за незаконное использование товарного знака, хотя правообладатель и заявил об ущербе, превышающем 10 млн р. В данном случае правообладателям остается надеяться, что правоохранители смогут разобраться в нюансах этого запутанного дела и привлечь к ответственности виновных.