Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №38 (566) | 23 ноября 2015г.
 

Мастер в руках марионеток

Пресс-служба Ростеха срывает планы Чемезова провести «воспитательную работу» с Андерссоном

Сейдамет Абреков

На 30 ноября намечено заседание совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», которое по содержанию запланированных к обсуждению на нем вопросов можно будет назвать историческим. Один из членов совета директоров — генеральный директор Государственной корпорации (ГК) «Ростех» Сергей ЧЕМЕЗОВ (на фото) начал готовиться к этому событию загодя. В начале ноября в официальном общении с прессой он заявил о необходимости провести «воспитательную работу» в отношении президента ОАО «АВТОВАЗ» Бу АНДЕРССОНА. Как известно, Чемезов слов на ветер не бросает и попусту не выступает. Однако выстроенная Чемезовым стратегия, вероятно, способна разбиться о нерадивость клерков из пресс-службы его ведомства.

Воспитатель президента

9 и 10 ноября Информационное агентство «ТАСС» и газета «Ведомости» распространили информацию о готовящейся «воспитательной работе» с президентом ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссоном. Из их сообщений стало известно, что эти мероприятия будут инициированы с подачи члена совета директоров ОАО «АВТОВАЗ», генерального директора ГК «Ростех» Сергея Чемезова. Чемезов же и выступил первоисточником заявлений подобного характера. По информации указанных источников, его главным образом не устраивает кадровая политика АВТОВАЗа.

В материале ТАСС по ситуации в ОАО «АВТОВАЗ» были процитированы такие слова Чемезова: «У нас блокирующий пакет. Конечно, не все устраивает. Прежде всего не устраивает кадровая политика руководителя предприятия в отношении сокращения рабочих мест. Здесь, конечно, надо было действовать более аккуратно, деликатнее». На этом Сергей Чемезов, принявшийся публично критиковать Бу Андерссона, не успокоился и продолжил рассуждать на заинтересовавшую его тему. По словам Чемезова, которые цитировал ТАСС, в 2009 г. на АВТОВАЗе было сокращено довольно много сотрудников, порядка 40 тыс.

«Но не было такого шума... Мы нашли совместно с руководителями губернии, совместно с министерством труда возможности, как обустроить людей, как обучить новым специальностям... Здесь по методу обрезания народ выгнали на улицу. Эта практика, наверное, европейская. .. Мы считаем, что этого делать нельзя, надо вести себя гибче», — цитирует ТАСС Чемезова.

В завершение своего материала ТАСС предоставил Чемезову возможность озвучить прогноз о том, как он будет бороться с не устраивающим его явлением на АВТОВАЗе: «Конечно, у нас будет совет директоров, где мы будем встречаться с руководством Renault-Nissan. Вопрос стоит достаточно остро. И в регионе, и в правительстве поднимался уже не раз». И тут же Чемезов дипломатично, но с намеком на позицию ястреба добавил: «Вопрос о смене генерального директора АВТОВАЗа пока не стоит, но какую-то воспитательную работу надо провести». Совет директоров АВТОВАЗа намечен на 30 ноября.

Провалы в памяти

Вместе с тем Сергей Чемезов, возмущаясь сегодняшней кадровой политикой АВТОВАЗа, либо выдает желаемое за действительное, либо ранее его не верно информировали и он до сих пор продолжает оставаться в неведении относительно того, куда именно ушли 40 тыс. человек, высвободившиеся с АВТОВАЗа в период с 2009 г. до 2010 г. Напомним, что это было самым массовым высвобождением рабочих с АВТОВАЗа. Причем вся Самарская обл. за всю свою историю не знала столь массовых единомоментных «перемещений» трудовых ресурсов. Но именно в тот период губернатором Самарской обл. был Владимир Артяков — ставленник Ростеха. Сегодня он первый заместитель Чемезова в Ростехе. На этом фоне последние высказывания Чемезова о том, что при высвобождении 40 тыс. человек с АВТОВАЗа в 2009 г. «не было такого шума», выглядят не совсем корректными.

Тем более что в должности президента ОАО «АВТОВАЗ» в тот период был Игорь Комаров — тоже ставленник Чемезова. Какая тут могла быть шумиха? Ведь все кругом были свои. То ли дело сейчас.

Историю с исходом 40 тыс. работников с АВТОВАЗа при президенте Комарове сумели обстряпать без единого упоминания о сокращении штатов. Виртуозность юридических формулировок поражала: то, что по внешним признакам напоминало банальное сокращение, преподнесли как высвобождение. Игра терминов также могла стать одним из инструментов нанятых Ростехом пиар-технологов для того, чтобы «не было такого шума».

Между тем организаторы «отсутствия шумихи» в 2009 г. могли руководствоваться не только политическими мотивами, но и чисто финансовыми. На т.н. создание новых рабочих мест для тех, кто «высвободился» с АВТОВАЗа, из бюджета России были выделены десятки миллиардов рублей. Но где сейчас эти люди, где их рабочие места? Сколько из этих рабочих мест до сих пор действующие? Кто и когда оценивал эффективность траты бюджетных средств, выделенных на эти цели? И это уже не говоря о том, что количество «высвобожденных» при Комарове, когда сам Сергей Чемезов был председателем совета директоров АВТОВАЗа, т. е., по сути, первым лицом предприятия, не идет ни в какое сравнение с количеством уволившихся уже после отставки Комарова. Их в разы меньше.

Поэтому слова Сергея Чемезова, растиражированные федеральными каналами, можно расценить как очередной шаг в попытке сместить Бу Андерссона. Вторым вариантом достижения этой цели смогло бы стать начало процедуры банкротства АВТОВАЗа с последующим введением внешнего управления. Совершенно очевидно, что этот процесс будет идти под контролем Ростеха, ведь госкорпорация — основной кредитор АВТОВАЗа. Таким образом, альянс Renault-Nissan могут поставить перед фактом: либо уволить Андерссона и назначить более лояльного Ростеху человека, либо — банкротство (см. «Хронограф» №35 (563) от 2.11.15).

Клерки рулят

Но почему же Сергей Чемезов так разоткровенничался именно сегодня, в канун заседания совета директоров АВТОВАЗа, намеченного на 30 ноября? Почему именно в данный момент по Тольятти ходят разговоры о перспективе банкротства АВТОВАЗа? Ответ долго искать не надо. При Андерссоне на АВТОВАЗе начали пересматривать взаимоотношения со многими поставщиками товаров и услуг: автокомпонентов, электроэнергии и т.д. И так получилось, что многие, кто годами зарабатывал на поставках на АВТОВАЗ и кто оказался, по их мнению, ущемлен Андерссоном, — это дружественные Ростеху лица. По сути, они лишаются или лишились гарантированного заработка. Скорее всего, это могло стать реальной причиной для высказываний Чемезова о необходимости «воспитательной работы».

В целях проверки этой версии Областной аналитический еженедельник (ОАЕ) «Хронограф» направил на имя Сергея Чемезова и Бу Андерссона запросы с прямо противоположным содержанием. Ядром запроса было высказывание Чемезова о готовящейся с его стороны «воспитательной работе» с президентом ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссоном. Но аранжировка к этому высказыванию в каждом из писем была разная. Если утрированно, то у одного спрашивалось «Как вы собираетесь воспитывать?», а у другого -«Как вы относитесь к тому, что вас собираются воспитывать?». Самым неожиданным оказалось то, что с обеих сторон пришел один и тот же ответ. Буква в букву.

Первым ответил пресс-центр ОАО «АВТОВАЗ». Было вполне ожидаемым, что тему о «воспитательной работе» там полностью обошли. Все остальное — пустая дипломатическая демагогия (см. комментарий). Обвинить аппарат Андерссона в подготовке ответа такого содержания было бы несправедливо. Окружение Андерссона имело все основания расценить транслируемые ТАСС и «Ведомостями» высказывания Чемезова в качестве информационной атаки. Видимо, не в их правилах оправдываться.

На этом фоне удивила позиция пресс-службы Ростеха. В ответ на запрос от ОАЕ «Хронограф» они прислали тот же самый ответ, что днями ранее пришел от АВТОВАЗа! Но как такое возможно? Первым делом у сотрудников ОАЕ «Хронограф» возникло предположение: в пресс-службе Ростеха, получив запрос от «Хронографа», в котором есть слово «АВТОВАЗ», недолго думая скинули задачу по подготовке ответа на пресс-центр АВТОВАЗа. Подобные действия они могли бы аргументировать очень просто: Ростех же ваш акционер, вот и готовьте ответ про себя. Эта версия полностью подтвердилась, как только сотрудник ОАЕ «Хронограф» перезвонил в пресс-службу Ростеха и поинтересовался, а тот ли ответ они прислали «Хронографу»? Остается только поражаться хитрости специалиста пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ» Сергея Ильинского. По сути, он сумел не только выгородить своего руководителя, но еще и воспользоваться неспособностью своих коллег из пресс-службы Ростеха ориентироваться в текущей ситуации. Абсурд в том, что они попросили его ответить на запрос, в котором «Хронограф» сформулировал вопросы именно для Чемезова, а не для Андерссона. При этом Ильинский к тому моменту уже успел ответить «Хронографу» на аналогичный запрос, в котором вопросы были адресованы Андерссону.

Изначально считалось, что Ростех — это организация, в которой костяк команды формируют настоящие асы, ветераны внешней разведки и контрразведки. Возможно, оно так и есть. Но болезнь безудержного роста этой госкорпорации в итоге привела к тому, что сегодня можно наблюдать на примере работы ее пресс-службы. Проще говоря, Чемезов лично (хотя он это делает крайне редко) включился в формирование нужного для Ростеха информационного поля вокруг АВТОВАЗа, а его же пресс-служба «обделалась». Им-то что? Зарплата капает, и ладно. Но думали ли они о том, каково будет Чемезову выступать 30 ноября на совете директоров АВТОВАЗа с программой «воспитательных работ», после того как Бу Андерссон выложит на стол копию запроса «Хронографа», который был направлен на имя Чемезова? Такое даже провалом не назовешь. Разве что позором? В любом случае Чемезову пора бы задуматься о качестве работы своего аппарата. Ведь было же время, когда он работал безупречно. Не хочется верить, что наработанный в те годы опыт уже не вернуть.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Комментарии

Сергей ИЛЬИНСКИЙ, специалист пресс-центра ОАО «АВТОВАЗ»

- В настоящее время компания готовит план корректирующих действий исходя из текущего состояния рынка, а также прогнозных данных о состоянии экономики и автомобильного рынка в следующем году. Таких сценариев готовится несколько. Мы рассматриваем и позитивный, и негативный, и нейтральный варианты. 30 ноября они будут представлены для рассмотрения совету директоров ОАО «АВТОВАЗ» для принятия окончательного решения. Сейчас ни о каких увольнениях речи не идет.