Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (565) | 16 ноября 2015г.
 

Новый финт

Дольщики «Лада-Дома» могут повторить пройденное

ИА «Центр-Инфо»

В конце октября АО ФСК «Лада-Дом», бенефициарами которого можно было считать нынешнего министра экономического развития и торговли Самарской обл. Александра КОБЕНКО и бывшего министра строительства Самарской обл. Павла ДОНСКОГО, довольно неожиданно застопорило процесс подготовки проекта планировки застраиваемой территории. Данная инициатива должна настораживать. Еще совсем недавно имели место события, когда многие дольщики «Лада-Дома» фактически распрощались с инвестированными в проекты ФСК деньгами. Учитывая то, что корни «Лада-Дома» уходят в виргинский офшор, вполне можно ожидать повторения подобной истории.

Инициировали отказ

29 октября мэрия Тольятти издала постановление об отмене ранее вынесенного акта «О проведении публичных слушаний по проекту планировки территории 14а кв. Автозаводского р-на г. Тольятти». По официальной версии, мэрия была вынуждена пойти на такой шаг: «В связи с обращением ФСК «Лада-Дом» (вх. от 21 октября 2015 № 10533-вх/5) о необходимости доработки проекта планировки 14а кв. Автозаводского р-на г. Тольятти по замечаниям, полученным от ООО «СовДел», а также в связи с необходимостью исправления технических ошибок, допущенных проектной организацией при подготовке документации по планировке территории».

Неофициальная версия, скорее всего, отличается от тезиса, озвученного в постановлении мэрии. По всей видимости, в «Лада-Доме» изначально намеревались изготовить проект планировки 17а кв. А далее по шаблону провести процедуру получения проекта по 14а кв. Процесс был запущен. Были объявлены торги и определен победитель, которым стало ООО «М-Строй» Ивана Мерзлякова. М-Строй и должен был заняться разработкой проекта планировки 17а кв. Однако некая нижегородская фирма ООО НИИ «Земля и город» успешно оспорила результаты тендера, как и еще 3 других, где победителем также был определен М-Строй (см. «Хронограф» № 34 (562) от 26.10.15). Таким образом, ООО НИИ «Земля и город», похоже, серьезно нарушило планы «Лада-Дома». Впрочем, компания «Лада-Дом» попадала и в более критичные ситуации.

Известно, что «Лада-Дом» изначально претендовал на освоение обширных площадей между ул. 40 лет Победы и лесом. Еще в 2005 г. между «Лада-Домом» и мэрией Тольятти был заключен договор аренды земельного участка площадью почти 65 га по ул. 40 лет Победы, восточнее кварталов 14 и 17. Речь идет как раз о территориях, ныне обозначенных как 14а и 17а кв. Цель использования -для строительства комплекса зданий и сооружений жилищного и социального назначения. Срок аренды -19 лет 4 месяца.

Освоение этой территории может длиться неопределенно долго
Освоение этой территории может длиться неопределенно долго

Однако грандиозным проектам было не суждено сбыться. В отношении «Лада-Дома» в 2009 г. была инициирована процедура банкротства. Разбирательства длились несколько лет. Претензии кредиторов исчислялись миллиардами. Но самое главное — это то, что многие из дольщиков «Лада-Дома» к тому моменту потеряли надежду вернуть инвестированные в строительство средства. Не говоря о том, чтобы получить обещанные квадратные метры жилья. В тот период «Лада-Дом» даже был внесен в реестр проблемных объектов долевого строительства министерства строительства Самарской обл.

«Эффективные» менеджеры

Стоит напомнить, что финансовый кризис застиг «Лада-Дом» в тот период, когда Госкорпорация «Ростех» установила контроль над собственником компании в лице ОАО «АВТОВАЗ». Позже руководство АВТОВАЗа мигрировало во властные структуры. Экс-председатель совета директоров АВТОВАЗа Владимир Артяков стал губернатором Самарской обл. В роли регионального министра строительства при Артякове оказался выходец из ФГУП «Рособоронэскпорт», бывший милиционер Павел Донской. Именно Донской начал реанимацию «Лада-Дома», вкачивая в предприятие внушительные суммы бюджетных средств.

После отставки Артякова Донской также покинул свой пост. В правительство Самарской обл. был делегирован директор дирекции по экономике и планированию службы вице-президента по финансам и экономике АВТОВАЗа Александр Кобенко, занявший пост министра экономического развития и торговли. Директор дирекции по корпоративному управлению службы исполнительного вице-президента по финансам и корпоративному развитию АВТОВАЗа Юлия Степнова была назначена министром имущественных отношений.

В это же время начался ряд преобразований, в т.ч. связанных со сменой собственников «Лада-Дома». В конце июля 2013 г. Федеральная антимонопольная служба раскрыла данные об одобрении сделки по приобретению 100% голосующих акций ЗАО ФСК «Лада-Дом» у ОАО «АВТОВАЗ». Заявителем выступило ООО «Тольятти Девелопмент Компани» (ТДК). Согласно выписке из ЕГРЮЛ, основным владельцем ТДК на тот момент был Евгений Чудаев, сын известного в Самаре бизнесмена Николая Чудаева. В Самаре Чудаевы выступали бенефициарами проекта «Южный город». Строительный бизнес Николая Чудаева расцвел при министре Донском. Чудаева можно было бы считать одним из агентов Донского.

Под флагом Британии

Через непродолжительное время собственником 99% уставного капитала ТДК становится офшорная организация «Ситинет Оперейшнс Лимитед», зарегистрированная на Британских Виргинских островах. Таким образом, по сути, «Лада-Дом» был превращен в иностранного инвестора. Хотя по факту все может быть совсем иначе. Например, «Лада-Дом» может переправлять принятые от дольщиков средства на счета ТДК и далее в вергинский офшор.

Необходимо отметить, что президент РФ Владимир Путин не раз призывал российский бизнес к деофшоризации своего капитала. «Российские компании должны быть зарегистрированы на территории нашей страны и иметь прозрачную структуру собственности. Именно поэтому поставлена задача по деофшоризации отечественной экономики», — такие высказывания Владимира Путина приводят федеральные СМИ.

Как можно заметить, отдельные структуры проигнорировали тезисы президента. Скорее наоборот, начали прятать реальных бенефициаров в офшорах, как это произошло с ТДК. В итоге Владимир Путин подписал ФЗ № 376 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», направленный на деофшоризацию бизнеса. Однако разрушить систему так и не удалось. Несмотря на позицию западных стран в отношении России, где особенными принципами отличается Соединенное Королевство, такие фирмы, как ТДК, предпочитают прятать свои доходы именно там.

Между тем есть основания полагать, что за «Ситинет Оперейшнс Лимитед» могут быть спрятаны интересы Артякова, Донского или Кобенко. Причем с «Лада-Домом» их связывают давние деловые партнеры. Речь идет о председателе совета директоров ЗАО ФСК «Лада-Дом» Сергее Чаплыгине, о директоре и соучредителе ТДК Алексее Жданове. По данным ЕГРЮЛ, в 2011 г. Кобенко, Чаплыгин и Жданов являлись учредителями компании ООО «Инвест-Альянс».

С учетом предыдущего опыта управления «Лада-Домом», т. е. в бытность Артякова председателем наблюдательного совета АВТОВАЗа, будет совсем не удивительно, если нынешние управленцы решат повторить нечто подобное. Иными словами, собрать деньги с дольщиков, переправить их через ТДК в офшор, а потом исправлять ситуацию за счет бюджетных средств. Однако при нынешней скудности бюджета такая схема кажется невыполнимой. Во всяком случае, в части исполнения обязательств перед дольщиками.