Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (565) | 16 ноября 2015г.
 

Мусор на голову

Возможный отказ мэрии Тольятти от субсидирования утилизации ТБО может обернуться коллапсом отрасли ЖКХ

Алиса Кирсанова

11 ноября Дума г.о. Тольятти (ТГД) приняла проект городского бюджета на 2016 г. в первом чтении. Теперь предстоит работа согласительной комиссии. Как заявлено на официальном сайте ТГД «Отстаивание интересов жителей станет приоритетом в работе депутатов над бюджетом». То, что по отдельным обязательствам это будет крайне необходимо, очевидно многим. Проектом бюджета-2016 не предусмотрено финансирование существенной части «Муниципальной программы по обращению с отходами на территории г.о. Тольятти на 2014-2016 гг.». Речь идет о субсидировании утилизации бытового мусора, образующегося в результате жизнедеятельности населения города. О негативных последствиях, вплоть до коллапса с платежами по квартплате, в случае реализации данных намерений мэрии в один голос заявляют как депутаты ТГД, так и руководители управляющих организаций.

Формальная причина

В проекте бюджета-2016 дефицит составляет около 800 млн р. Мэрия не только сократила бюджетные обязательства по многим направлениям, но от некоторых даже отказалась. В проекте не предусмотрены затраты на утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ), поступающих от населения города. Стоит напомнить, что 1 октября в ТГД состоялось заседание рабочей группы по мониторингу регулирования вопросов в сфере ЖКХ. На рабочей группе представители мэрии говорили о том, что на 2016 г. не ожидается субсидирование утилизации ТБО, образующихся от населения города, ввиду вступления нового порядка оплаты за сбор, вывоз и утилизацию мусора. Однако, судя по всему, новый порядок реально заработает в Самарской обл. не раньше 2017 г.

Председатель постоянной комиссии ТГД по городскому хозяйству Алексей Альшин сообщил: «Когда смотрели саму программу, там сумма была исключена на вывоз ТБО. Это было связано с изменениями федерального законодательства. Однако идет обсуждение, что сроки вступления в силу законодательства будут перенесены на 2017 г. В комиссионном решении, когда рассматривали программу, мы написали, что на согласительной комиссии необходимо учесть вступление или невступление в законную силу этих изменений. И только исходя из этого предусматривать средства в бюджете или нет. В проекте бюджета этих денег нет. На согласительной мы обязательно этот вопрос поднимем».

Предполагается, что на этой неделе профильные комиссии тольяттинского представительного органа власти проанализируют расходы бюджета 2016 г. в разрезе отраслей и представят в согласительную комиссию свои рекомендации на этот счет. В ходе комиссии, как отметил председатель ТГД Дмитрий Микель, и состоится предметное обсуждение по всем статьям расходов и доходов. «Очевидно, что это будет напряженная работа. Открытыми остаются вопросы, касающиеся финансирования социального блока, уровень которого важно и нужно сохранять. Отстаивание интересов жителей станет приоритетом в работе депутатов над бюджетом», — озвучена позиция депутатов на официальном сайте ТГД.

Экология под вопросом

Субсидирование утилизации ТБО в Тольятти осуществляется на протяжении 7 лет. Порядок выделения субсидии был утвержден постановлением мэрии от 1 апреля 2009 г. №711-п/1. В этом же документе отражены основные цели и задачи, которые город ставил на тот момент перед собой: «В целях улучшения экологической обстановки в г.о. Тольятти, сокращения объемов, подлежащих захоронению, совершенствования механизма предоставления субсидий юридическим лицам, осуществляющим деятельность по утилизации ТБО и КГМ, на частичное финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с утилизацией ТБО и КГМ, образующихся в результате жизнедеятельности населения г. о. Тольятти». В конце 2013 г. была утверждена профильная муниципальная программа по обращению с отходами на территории Тольятти на 2014-2016 гг. Субсидирование утилизации мусора осуществлялось уже в рамках мероприятий, предусмотренных данной программой.

Получателем субсидии в заявительном порядке было ОАО «Завод по переработке твердых бытовых отходов» (ЗПБО), на 50% принадлежащее мэрии Тольятти. Благодаря поддержке муниципалитета в Тольятти была реализована цепочка сбора и переработки отходов от населения, в результате которой объемы захоронения на полигонах снизились в 5 раз. Отсортированные отходы в ОАО «ЗПБО» проходят процесс биотермического компостирования. Оставшийся после всего процесса 21% некомпостируемых отходов отправляется на полигоны.

Без внимания остается экологический эффект от существенного сокращения объемов захоронения.

С отменой субсидий на утилизацию бытового мусора уже летом 2016 г. подобная картина может стать реальностью
С отменой субсидий на утилизацию бытового мусора уже летом 2016 г. подобная картина может стать реальностью

Этот факт особенно значим, с учетом того что вблизи Тольятти ресурсы полигонов по захоронению ТБО практически исчерпаны, а до самарских полигонов плечо перевозки около 100 км, что может недешево стоить населению. Сегодня пока нет речи об отмене муниципальной программы по переработке, как и нет уверенности в том, что существующая схема обращения с отходами будет по силам населению Тольятти.

Для сохранения отрасли переработки на существующем уровне в любом случае необходимы комплексные мероприятия. И как считают отраслевые эксперты, отмена субсидирования утилизации мусора как минимум несвоевременна. Директор ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти» Виктор Попов следующим образом отразил свою точку зрения: «На мой взгляд, это несвоевременно. Ведь сокращение расходов на утилизацию мусора могло бы быть объяснимо, если бы высвобождающиеся средства направлялись на реализацию мероприятий в сфере обеспечения экологической безопасности. Например, связанные с развитием предприятий по переработке, открытием пунктов по сбору отходов и КГМ, внедрением новых технологий по переработке и т. д. Тогда у нас мусор станет полноценным и востребованным сырьем. И при должном подходе — за счет эффективного использования мусора — это могло бы в дальнейшем привести к снижению объемов образования отходов, а значит, к снижению тарифов на утилизацию и переработку. Но расходы бюджета на обращение с отходами сокращаются, а затраты на утилизацию и переработку для населения увеличиваются, тем самым перекладывается ответственность органов исполнительной власти на население».

Провокационное решение

До середины 2013 г. финансирование утилизации мусора осуществлялось полностью за счет города, а граждане оплачивали только его вывоз. Со второго полугодия 2013 г. мэрия стала субсидировать только 70% стоимости переработки. И начиная с 2014 г. 30% стоимости утилизации мусора начали оплачивать горожане. На тот момент решение тольяттинского муниципалитета об изменении порядка субсидирования утилизации мусора по времени совпало с очередным повышением тарифов на услуги ресурсоснабжающих организаций — тепло-, водо-, газо- и электроснабжение, а также водоотведение. Как свидетельствует статистика УК, в целом имел место рост неплатежей. Собираемость квартплаты в 2010 г. составляла 97,3%, тогда как после очередных повышений, как отмечали на тот момент ряд УК, она упала уже до 92-93%.

Планируемый отказ муниципалитета от субсидирования процесса утилизации мусора может в итоге оказаться провокационным. Ведь в результате на плечи населения ляжет дополнительная финансовая нагрузка на фоне роста инфляции, коммунальных платежей, квартплаты, стоимости потребительской корзины и пр. Но если по другим факторам рост происходит ввиду объективных макроэкономических причин, то решение мэрии дополнительно нагрузить жителей может быть расценено как намеренное.

Есть и другой вариант развития событий. Без роста стоимости содержания УК придется изыскивать резервы в текущих платежах. Очевидно, это произойдет за счет качества и количества других услуг, предоставляемых в рамках содержания. Что, скорее всего, вызовет очередную волну критики населения в адрес УК и, не исключено, определенной протестной неоплаты в целом за коммунальные услуги и квартплату. Массовая неоплата может грозить отрасли коллапсом.

Сегодня подобное развитие событий прогнозируют ряд специалистов отрасли. Вот как пояснил свое видение директор ООО УК «Уютный дом» Игорь Плаксин: «В 2016 г. население Тольятти ввиду различных факторов ожидает рост квартплаты и коммунальных платежей. Но увеличивать платежи еще и за счет мусора — это просто, я думаю, может обернуться социальным бунтом. Нельзя так. В кризисные времена надо сокращать затраты населения. А у нас все наоборот. Люди этот капитальный ремонт не понимают, теперь еще содержание увеличат, а еще и за мусор платить. У нас население как отвечает на различные сборы, значение которых не понимает? Оно начинает уклоняться от этого, начинают расти неплатежи. Ситуация с платежами по капремонту более чем показательна. Теперь и коммунальные платежи может ожидать подобная перспектива. В отрасли может случиться коллапс. Сейчас надо, наоборот, все тарифы заморозить и недопустить никакого повышения... Чтобы сохранить хотя бы все на том уровне, на котором есть. На мой взгляд, отказ от субсидирования утилизации мусора в сложившейся ситуации — это недальновидное решение мэрии».

Комментарии

Виктор ПОПОВ, директор ООО «Департамент ЖКХ г. Тольятти»

- Сегодня население Самарской обл. и Тольятти столкнулось с существенным ростом потребительской корзины. И это на фоне того, что платежеспособность населения падает. Наша управляющая организация ежемесячно получает более десятка решений от службы судебных приставов-исполнителей о невозможности взыскания долгов по квартплате и коммунальным платежам. В такой ситуации необходимы комплексные мероприятия по расширению поддержки населения, в частности изменения порядка выделения субсидий и льгот на квартплату и т.д. Отказ мэрии субсидировать утилизацию отходов, образующихся от населения, приведет к дополнительному росту финансовой нагрузки.

Максим ВАСИЛЬЕВ, депутат Думы г.о. Тольятти

- В настоящее время депутатский корпус и исполнительная власть города находятся в процессе подготовки проекта бюджета на 2016 г. Бюджет очень сложный, крайне дефицитный. В рамках верстки бюджета на будущий год ведется разнообразная работа по оптимизации многих статей городской казны, в т. ч. и в отрасли ЖКХ касательно утилизации ТБО. Я и мои коллеги-депутаты приложим максимальные усилия для изыскания средств на субсидирование вывоза отходов, поскольку просто переложить эти затраты на жителей считаю неверным из любых соображений.

Денис АНИСИМОВ, директор Ассоциации «ЖКХ г. Тольятти»

- Фактором, который незамедлительно скажется на стоимости содержания, может стать следующий момент: если мэрия Тольятти с 1 января 2016 г. откажется субсидировать утилизацию мусора. Сейчас 70% расходов по утилизации ТБО субсидирует мэрия, а 30% платит население. Если не будет субсидии, расходы на утилизацию по УК составят 50,4 млн р. в год. По предварительным расчетам, это приведет к увеличению ставки по «содержанию» еще на 0,50 р. за кв. м в месяц. Таким образом, фактические затраты УК по содержанию могут вырасти до 23,56 р. за кв. м и более. Это рост на 22,6%.

Владимир МОРОЗОВ, директор ООО «УК №1 ЖКХ»

- Управляющие организации возмущены тем, что проектом расходной части бюджета г.о. Тольятти на 2016 г. полностью исключена статья расходов на финансирование субсидий по утилизации ТБО и КГМ с 1 января 2016 г. Встает вопрос: кто будет возмещать затраты по утилизации твердых бытовых отходов и КГО с 1 января 2016 г.?

Александр СТРЯПЧЕВ, генеральный директор «УК № 2 ЖКХ»

- У нас в городе функционирует схема по переработке большей части бытовых отходов. Город может лишиться того экологического эффекта и целевых показателей отраслевых программ, к которым шли годами. Потом вернуться к существующей схеме может быть намного дороже, чем сегодня ее поддерживать.

Есть и социальная сторона вопроса. В связи с отказом от субсидий УК будут вынуждены, чтобы покрыть сформировавшиеся затраты по данному сектору, либо сократить исполнение своих обязательств по другим направлениям, либо дополнительно обременить платежами население. Ни то, ни другое население не обрадует. Поэтому однозначно можно утверждать, что необходимо изыскать возможность и сохранить данные расходные обязательства в бюджете.

Владимир САЛМИН, заместитель генерального директора ООО «УК № 3 г.о. Тольятти»

- УК города неоднократно поднимали вопрос, что существующая плата за содержание уже как минимум на 20% не покрывает минимальных расходов компаний на услуги, предусмотренные данной строкой. Сегодня УК по ряду домов работают в убыток и не могут на должном уровне вести работы. А если теперь еще и утилизация ТБО не будет субсидироваться, то что нам стоит ожидать? За счет чего будет вывозиться мусор? Только за счет снижения размера услуг по содержанию, оказываемых населению. Нам не просто целесообразно, но и необходимо сохранить субсидирование ТБО. У управляющих организаций нет возможности изыскивать дополнительные средства. Ресурсы строки содержания давно исчерпаны. По старому жилфонду УК уже сегодня несут убытки, т. к. текущие сборы не покрывают элементарных потребностей по содержанию обветшавшего жилья. Может ожидать волна, что от нерентабельных домов УК будут просто отказываться. Никто, кроме УК-однодневок, их брать просто не будет. Наша компания в этом году вынуждена была отказаться от управления общежитиями, т. к. мэрия отказалась их субсидировать. До сегодняшнего дня в городе есть объекты, у которых нет управляющих организаций. Если в условиях существующей инфляции у УК не будет роста платы за содержание, да еще и отменят субсидию за вывоз мусора, то им придется уходить с небольших и старых домов. И конечно, неизбежно ухудшение обслуживания домов.