Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №37 (565) | 16 ноября 2015г.
 

Артем Гончаров:

Капитальный ремонт должен нести комфорт, а не разочарование

Сейдамет Абреков

В течение 2015 г. в Тольятти, равно как и во всей Самарской обл., в многоквартирных домах прошли ремонтные работы капитального характера по программе Фонда капитального ремонта (ФКР). Это был первый год реализации в регионе данной программы. Работы шли не просто, вскрылась масса проблем организационного характера. При этом был получен ценный опыт, который в следующие годы позволит избежать многих ошибок. Такие выводы актуальны для Центрального р-на г. о. Тольятти. В ближайшие годы именно в этом районе больше всего домов войдет в программу капремонта. В интервью «Хронографу» глава администрации Центрального р-на Артем ГОНЧАРОВ рассказал о своем видении дальнейшего проведения капремонта.

- Артем Валерьевич, подготовительные мероприятия к проведению в 2015 г. на территории Центрального р-на Тольятти масштабных работ по капитальному ремонту начались еще в 2014 г. Какую роль в этом процессе играли городская и районная администрации?

- Если отвечать на вопрос в формальном русле, то по закону муниципальные власти исключены из процессов, связанных с капитальным ремонтом. Все находится в ведении ФКР, а это уровень региональной власти. Но было бы неправильно представителям местной власти уходить от вопросов, с которыми обращаются наши граждане. Согласитесь, для простой старушки нет никакой разницы, кто именно был заказчиком работ, кто является исполнителем. Люди увязывают действия ФКР с властью. Соответственно, с возникшими вопросами они идут к тем, кто находится в шаговой доступности. Т. е. в администрацию своего района. Опять же при нежелании решать проблемы простых людей мы могли бы формально, ссылаясь на то, что администрация не является ни заказчиком, ни исполнителем, перенаправлять вопросы в ФКР или к подрядчикам. Но мы и лично я так не делаем. Мы вникаем в каждую проблему и стараемся помочь чем можем, опираясь на те полномочия, которые имеем.

Что же касается подготовки предварительной документации, тех же дефектных ведомостей, смет, то муниципалитет, который до сих пор является собственником определенного количества неприватизированного жилья, может участвовать в этом процессе именно как собственник. В принципе, многие жители, которые обладают, например, в силу своей профессиональной деятельности или общей эрудированности некоторыми знаниями в строительной области, принимали и продолжают принимать участие как в подготовке документации, в контроле над выполнением работ, так и в приемке. Закон этого не только не запрещает, но и приветствует. Соответственно, кому как не городской администрации, в штате которой имеются и специалисты-сметчики и другие профильные высококвалифицированные специалисты, было бы сподручно вникать в каждый нюанс капитального ремонта. Что мы делали, делаем и будем делать. При этом мы пониманием: пока, возможно, наша роль оказалась скромнее, чем хотелось бы, в т.ч. касательно предварительной подготовки сметной документации. Но ситуация в этом смысле начала меняться к лучшему. Важно понимать, что 2015 г. стал первым, в котором начались работы. Многих нюансов ни мы, ни ФКР заранее учесть не могли. Опыт накапливался постепенно. Так вот, для проведения работ по капремонту в 2016 г., точнее для подготовки сметной документации, будут привлечены специалисты мэрии Тольятти и управляющих организаций. Это позволит сделать документацию более точной, снизить сроки ее подготовки, что очень важно особенно для таких видов работ, как замена инженерных сетей или кровли.

- Насколько известно, ремонт кровель, инженерных сетей, точнее отопительных систем, вызвал наибольшее количество критики со стороны граждан. Что, на Ваш взгляд, можно сделать, чтобы в дальнейшем снизить градус недовольства?

- Действительно, с кровлей и с отоплением у нас было наибольшее количество вопросов и жалоб. С ремонтом фасадов — гораздо меньше, поскольку ввиду специфики этих работ представители подрядных организаций не заходили в квартиры, да и осадки нисколько не делали жизнь тех, на чьих домах проводили фасадные работы, менее комфортной. Если же анализировать полученный в 2015 г. опыт по таким видам работ, как кровельные, и капитальному ремонту инженерных сетей, прежде всего системы отопления, то прежде всего следует говорить о необходимости начала этих работ как можно раньше. В идеале, сразу после завершения отопительного сезона и наступления тепла, т. е. уже в конце апреля — начале мая. Таким образом, мы получим около 6 мес. на проведение ремонтных работ, это более чем достаточно. В ином случае мы рискуем получить то, что имеем сегодня, когда на некоторых домах ремонт систем отопления наложился на необходимость пуска в эти дома тепла. Возможно, необходимо прописывать в контрактах четкую дату, до которой необходимо завершить работы на сетях отопления и на кровле. Соответственно, в случае срыва этих сроков подрядчик должен нести ответственность.

Кроме того, специфика ремонта кровель и инженерных сетей требует от работников подрядных организаций определенной квалификации.

К сожалению, далеко не у всех подрядчиков и далеко не всегда можно было наблюдать наличие высокопрофессиональных мастеров в нужном количестве. Также считаю недопустимым, когда при ремонте кровли сразу снимается весь старый шифер, а не секциями, что было бы правильнее. В этом смысле необходим серьезный контроль за подрядчиками, причем со всех сторон — жителей, администрации, ФКР. Кроме того, мы обратили внимание даже на такой нюанс, как вывоз мусора и отходов, образующихся при производстве работ. Причем если касательно металлолома — старых труб и радиаторов — вопросов не возникало, здесь подрядчиков уговаривать и просить не надо, поскольку металл можно было продать и получить дополнительный доход, то с упаковочным материалом и демонтированной сантехникой проблемы были. Думаю, в контракты и сметы эти вопросы следует прописывать более детально. Вот на эти нюансы мы указывали, надеюсь, в будущем наши замечания будут учтены.

- Что было сделано администрацией как собственником неприватизированного жилья, как органом местного самоуправления на стадии проведения работ?

- Мы старались откликаться на каждое обращение граждан, выезжать порой вместе с представителями прокуратуры, Государственной жилищной инспекции, Ростехнадзора на каждый дом. Фиксировать нарушения, если таковые имелись. Мы общались с представителями регионального оператора ФКР, выходили на руководство подрядных и субподрядных организаций и вместе находили выход из той или иной ситуации. Безусловно, городской администрации было сподручнее решать проблемы, чем отдельно взятому гражданину, не обладающему профессиональными знаниями. В этом смысле была проделана серьезная работа.

Отмечу, что со многими подрядчиками удавалось наладить диалог. При этом чувствовалось, что к диалогу были готовы те, кто хочет и дальше участвовать в программе капитального ремонта. Это, например, управляющие компании (УК), выигравшие подряды на капремонт тех домов, которые они обслуживают в рамках договоров управления.

Это вполне логично, ведь от качества проведенного капитального ремонта зависит объем будущих действий УК по содержанию того или иного дома. Проще говоря, УК были заинтересованы провести работы максимально качественно, быстро и ответственно и по минимуму беспокоить жителей. К сожалению, пока не везде можно было наблюдать такую картину. Иначе не было бы жалоб граждан.

Была вскрыта и такая проблема, как получение доступа работников подрядной организации в квартиры. Далеко не все наши жители предоставляли такую возможность. Это замедляло ход работ. В некоторых квартирах собственники так и не появились, поскольку, видимо, проживают в других городах. А это чревато затягиванием срока работ, особенно что касается отопления. Хотя эта проблема и не нова, просто в условиях масштабного проведения работ она заострилась. Здесь нам всем ничего не остается, как просить жителей Тольятти быть более ответственными и более терпимыми к реализации общественных интересов.

Однако, пожалуй, наиболее плотно нам пришлось поработать, когда капитальный ремонт наложился по срокам на начало отопительного сезона. Видимо, подрядчики приступили к работам на объектах слишком поздно, что и привело к тому, что в отдельных случаях системы отопления еще только монтировались, хотя на улице было уже достаточно холодно. При этом даже приходилось сталкиваться с такими вещами, как монтаж новых пластиковых труб к старым стальным. Подобные «технические решения» полностью дискредитируют, безусловно, разумную и здравую идею капитального ремонта. Что делать, чтобы недопустить подобного, я говорил выше. Повторюсь, нужно пораньше начинать работы и устанавливать жесткие сроки их окончания. Возможно, есть смысл даже прописать прямые запреты о проведении работ после опубликования постановления мэрии Тольятти о начале отопительного сезона. Понимаю, вопросы дискуссионные, но такие решения нам подсказывает реальный опыт, полученный на местах. Согласитесь, капитальный ремонт должен нести гражданам комфорт, а не разочарование.

- Каково было участие органов местного самоуправления в приемке работ?

- Не такое, как могло бы быть. Опять же и как собственники неприватизированного жилья, и как местная власть, обладающая ресурсами, прежде всего кадровыми, мы могли бы более тщательно проверять качество исполнения работ. На встречах я рекомендовал жителям приглашать наших специалистов на приемку. В целом же наших представителей начали приглашать, когда ближе к концу года стали массово завершаться работы на домах. Хотя мы имели и возможность, и желание больше помогать ФКР и гражданам в этом процессе. Здесь следует напомнить опыт реализации в Тольятти Федерального закона №185 «О Фонде содействия реформированию ЖКХ». Тогда был налажен опыт определенного взаимодействия между подрядчиками и муниципалитетом, который, как я считаю, вполне успешно можно использовать и сегодня.

При этом я уже сегодня могу прогнозировать, что жалобы на те или иные недоработки капремонта, которые будут выявлены в процессе эксплуатации, будут поступать именно к нам. Хотя, как я уже и отмечал, формально городская администрация не является ни заказчиком, ни подрядчиком. Мы такие же собственники, как и любой гражданин. Но именно нам придется решать конкретные проблемы конкретного человека. Поэтому мы говорим о необходимости максимально плотного участия администрации во всех нюансах, связанных с капремонтом. Это позволит профилактировать проблемы и решать их сразу же по мере возникновения. Это проще и удобнее и для нас, и для населения.