Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №36 (564) | 9 ноября 2015г.
 

Хорошо устроился

Владимир Артяков занимается развитием ВТС с Грецией в формате СП

Сейдамет Абреков

Сегодня все более активно расширяется сотрудничество Российской Федерации и Республики Греция. Большое внимание страны отводят военно-техническому сотрудничеству, где основная роль, судя по всему, отводится совместному предприятию (СП) «Рособоронсервис-Хеллас», членом совета директоров которого является бывший губернатор Самарской обл., бывший президент ОАО «АВТОВАЗ» Владимир АРТЯКОВ. При этом Артяков предпочитает не распространяться о своей роли в продаже российского оружия в Грецию, а также о том, в какую сторону уходят доходы от этого бизнеса. Видимо, это не очень удобные для него вопросы. Хотя в условиях санкций торговля со страной НАТО, да еще и российским оружием — это ли не повод для гордости?

Офсет с Грецией

8 апреля 2015 г. состоялся визит премьер-министра Греческой Республики Алексиса Ципраса в Россию, где он встретился с президентом страны Владимиром Путиным. По итогам переговоров Путин и Ципрас подписали совместный план действий между Российской Федерацией и Греческой Республикой на 2015-2016 гг. При этом, как отмечалось в аналитической записке Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), «военно-техническое сотрудничество (ВТС) России и Греции началось в 1993 г. Официальное подписание межправительственного соглашения о сотрудничестве в сфере ВТС состоялось 31 октября 1995 г. Греция — единственная страна НАТО, с которой Россия поступательно и динамично сотрудничает в военно-технической области» Видимо, для более тесного сотрудничества в 2004 г. на территории Греции было создано СП «Рособоронсервис-Хеллас».

По этому поводу в некоторых открытых источниках (в частности, по адресу http://www.greek.ru/ news/greecetoday/23748) со ссылкой на ИТАР ТАСС сообщалось: «Деятельность российско-греческого СП «Рособоронсервис-Хеллас» способствует повышению эффективности сотрудничества двух стран в сфере ВТС... СП «Рособоронсервис-Хеллас», образованное 2004 г., стало ответом на изменившиеся реалии в отношении условий продажи оружия на греческий рынок. Греция стала уделять большое внимание офсетным составляющим контрактов и так называемой «греческой добавленной стоимости». Это означает, что в каждом закупаемом продукте определенный его процент должен быть произведен греческой промышленностью. В этой связи для более эффективной работы на греческом рынке руководством «Рособоронэкспорта» (РОЭ) было принято решение о создании на территории Греции СП с долей капитала 50 на 50. При этом греческая фирма была выбрана по рекомендации министерства обороны Греции. СП «Рособоронсервис-Хеллас»

участвует во внутренних национальных тендерах, где могут принимать участие только местные фирмы. Это огромный сектор, включающий запчасти, комплектующие и практически все материально-техническое обслуживание. Эта же структура помогает РОЭ в осуществлении офсетных контрактов в части поиска партнеров для заключения контрактов по исполнению требования «греческой добавленной стоимости».

За два года с момента своего создания СП «Рособоронсервис-Хеллас» уже обеспечило получение контрактов на местном рынке на сумму около $10 млн. В этом году ожидается подписание еще нескольких достаточно крупных контрактов. Еще одним направлением работы СП «Рособоронсервис-Хеллас» является организация комплексного сервисного послегарантийного обслуживания ранее поставленной военной техники российского производства».

При этом представители РОЭ увлекались офсетными схемами еще до 2004 г., а один из ключевых руководителей РОЭ Владимир Артяков к тому моменту уже был автором кандидатской и докторской диссертаций на эту тему. В декабре 2005 г. он появился в ОАО «АВТОВАЗ» в качестве главы команды менеджеров из РОЭ уже в статусе доктора экономических наук (см. «Хронограф» №17 (136) от 22.05.06). По ряду признаков можно было сделать вывод, что АВТОВАЗ мог понадобиться РОЭ для сопровождения своих офсетных сделок.

Офсет в сфере ВТС — это контракты, предусматривающие выполнение поставщиком требований по предоставлению заказчику дополнительных экономических выгод в качестве условия приобретения им ПВН. В рамках офсета осуществляется организация производственной деятельности за рубежом. Существует несколько вариантов офсетных сделок: совместное производство, лицензионное производство, субподрядное производство и передача технологий. В основном офсетные проекты подразумевают использование гражданских технологий. Т.е. офсет можно расценивать как обременение для страны — экспортера ПВН, для исполнения которого она должна призвать частный бизнес. Примечательно, что администрация США, крупнейшего экспортера ПВН, считает офсет экономически невыгодным и ведущим к нарушению нормального функционирования рынка. Это и понятно: по ряду признаков технологии офсетных сделок могут выглядеть как банальный откат. В свое время высказывались предположения, что АВТОВАЗ мог понадобиться руководству РОЭ для реализации офсетных сделок со странами Латинской Америки, Ближнего Востока и Северной Африки.

«Латиноамериканский рынок интересен с точки зрения возможности заключения значительных контрактов на поставку технических средств, оборудования и технологий, в т.ч. и двойного назначения. Для этого необходимо проделать напряженную работу. С учетом этого ФГУП «Рособоронэкспорт» широко применяет в Латинской Америке тактику совмещения военных поставок с проектами по передаче технологий. При этом Россия готова инвестировать средства в экономику страны — покупателя ПВН», — это всего лишь небольшой фрагмент из монографии «Офсетная деятельность субъектов ВТС: проблемы и перспективы развития», написанной в 2004 г. генеральным директором ФГУП «Рособоронэкспорт» Сергеем Чемезовым и его заместителем Владимиром Артяковым. Чтобы лучше понимать возможности офсетных сделок, отметим, что масштабные поставки пальмового масла в Россию стали возможны благодаря выстроенным в свое время каналам РОЭ. Туда — вооружение, обратно — в качестве добровольно принятого на себя обременения по офсетным сделкам пальмовое масло как часть оплаты по контракту.

Секретная «дочка»

Сегодня членом совета директоров СП «Рособоронсервис-Хеллас» является бывший губернатор Самарской обл, бывший президент ОАО «АВТОВАЗ», первый заместитель генерального директора ГК «Ростех» Владимир Артяков. Эту должность он занимает с 2014 г. При этом в открытых источниках не удалось найти информацию относительно того, какая организация с российской стороны является владельцем 50% в этом СП. По крайней мере, среди дочерних предприятий ОАО «РОЭ» организация с названием «Рособоронсервис-Хеллас» не числится. Нет такой «дочки» и у Госкорпорации «Ростех». Напомним, 100% акций РОЭ принадлежит Ростеху. Видимо, людям из Ростеха по какой-то причине не очень-то хочется раскрывать информацию, от какой именно организации Владимир Артяков (на фото) был избран в совет директоров данного СП.

Может быть, все дело в том, что СП было создано в Греции и по греческим законам? Хотя официальный сайт ГК «Ростех», описывая взаимоотношения с Грецией, в частности, в материале от 16 декабря 2013 г. под красноречивым названием «Греция провела стрельбы из российских С-300», не преминул напомнить, что «РОЭ имеет официальный статус эксклюзивного государственного посредника, имеющего право поставлять на мировой рынок весь спектр разрешенных к экспорту вооружений и военной техники, производимых предприятиями оборонно-промышленного комплекса России. Государственная корпорация «Ростех-нологии» владеет 100% акций ОАО « Рособоронэкспорт».

В любом случае в этой теме можно избавиться от всей недосказанности, ведь речь идет о наполнении российского бюджета — за счет продажи российской военной техники. А когда, как не сейчас, в то время, когда Россия и РОЭ находятся под гнетом западных санкций, страна должна знать тех, кто, несмотря на все сложности, умудряется зарабатывать для России валюту и налаживать связи с друзьями в странах НАТО?

СП ведет достаточно бурную деятельность. ЦАМТО несколько лет назад описывал это так: «Россия и Греция подпишут контракты на поставку БМП-ЗМ и ДКВП «Зубр», сообщили российские СМИ со ссылкой на пресс-секретаря главы Минобороны РФ Ирину Ковальчук. В настоящее время идет согласование контрактных документов. Это заявление было сделано по итогам переговоров 30 марта в Москве министров обороны РФ и Греции Анатолия Сердюкова и Эвангелоса Венизелоса. Решение о закупке БМП-ЗМ принималось еще в конце 2008 г. при предыдущем правительстве Греции, однако контракт до сих пор не заключен. По данным ЦАМТО, в 2008 г. речь шла о заключении контракта на лицензионное производство 291 БМП-3 на сумму около $1,15 млрд. Кроме того, на тот момент в Греции были утверждены программы закупки 84 БТР (EUR430,6 млн) и 50 плавающих БМП (EUR100 млн). По тематике БТР «Рособоронэкспорт» предложил Греции БТР-80 и БТР-80А, по плавающим БМП — амфибийную версию БМП-ЗФ. Второй главной темой нынешних переговоров стало обсуждение вопроса послепродажного обслуживания военной техники российского производства, в частности ЗРК «Тор-М1». Греческая сторона выразила удовлетворение качеством работ по послегарантийному обслуживанию ЗРК «Top-Mi» и ЗРК «Оса». Обсужден также вопрос о приобретении запчастей, ракет и боеприпасов ко всем российским системам вооружений, которые находятся на вооружении Греции, включая ЗРС С-300, которая размещена на греческом острове Крит».

Правда, в том же сообщении ЦАМТО делалась ссылка на то, что Греция находится в предбанкротном состоянии и постепенно снижает объемы закупок вооружения: «Еще 5 ноября 2009 г. министр обороны Греции Эвангелос Венизелос заявил, что «Греция намерена до 2012 г. существенно сократить закупки вооружений в целях экономии бюджетных средств». По словам Венизелоса, в 2009 г. расходы Греции на оборонные закупки составили EUR3.16 млрд, в 2010 г. — EUR2.72 млрд. После этого начнется резкое сокращение расходов: на 2011 г. предусмотрены закупки на EUR350 млн, а в 2012 г. — на EUR85 млн».

Греки, Иран и штрафы

Причем и до этих заявлений отношения с греками также имели определенные шероховатости. Так, в годовом отчете ОАО «РОЭ» в таблице, где описывались неоконченные судебные разбирательства РОЭ, сообщалось, что «дочка» Ростеха 21 марта 2007 г. подала иск в коллегиальный суд первой инстанции г. Афин к неким гражданам Я. Янникос и С. Янникос «О взыскании упущенной выгоды в размере $355376,15 и EUR250000 в качестве штрафа». При этом в ответ эти же граждане Янникос подали в тот же суд г. Афин иск к РОЭ «О взыскании EUR600000 с процентами в качестве моральной компенсации». Судебное заседание по обоим искам назначено на 4 мая 2017 г.!

К слову, в этом же годовом отчете РОЭ можно узнать о еще более занимательном судебном споре. Организация The Aerospace Indastries Organisation (AIO) подала 13 апреля 2011 г. иск к РОЭ в Третейский суд г. Женевы (Швейцария) «О возмещении ущерба $3985159773,32 и обязании выполнить обязательства по поставке специмущества». Судебное заседание на момент составления отчета РОЭ назначено не было. АЮ (Организация аэрокосмической промышленности), судя по информации в открытых источниках, является «дочкой» Государственной оборонной промышленной организации Исламской Республики Иран. Таким образом, иск от АЮ стал, скорее всего, следствием того, что РОЭ получил средства в размере почти $4 млрд, но, вероятно, не поставил в Иран боевые ракеты в полном объеме контракта. Может быть, сославшись на то, что на Иран со стороны США были наложены санкции? Очень удобно: деньги получили, а с отгрузкой случилась пауза.

Но вернемся к Греции, точнее к СП «Рособоронсервис-Хеллас». Можно предположить, что с российской стороны владельцем 50% в этом СП может быть некий международный фонд, например такой, так Некоммерческая организация международный благотворительный романский фонд «Святой горы Афон». Этот фонд был создан как раз в 2004 г., т.е. в тот же год, что и СП. Случайность? Может быть. Но уже в те годы РОЭ сотрудничал с этим фондом. Об этом Владимир Артяков в 2006 г., будучи на АВТОВАЗе, сказал об этом корреспонденту «Хронографа».

Сегодня Владимир Артяков предпочел уйти от обсуждения темы своего участия в деятельности СП. Не стал комментировать он и то, в каком направлении уходит прибыль от деятельности «Рособоронсервис-Хеллас». По крайней мере, ответа на момент подготовки материала ни по одному из каналов связи получено не было. Видимо, ответы на эти вопросы, как и сама деятельность СП, находятся в несколько иной плоскости, нежели официальные отношения Греции и России, о которых информирует пресс-служба Кремля.

Напомним, что по итогам визита Алексиса Ципраса в Россию Владимиру Путину был задан вопрос: будет ли со стороны России сделано послабление в отношении Греции в части снятия ответных санкций, запрещающих поставку продуктов питания в Россию? Путин тогда отметил, что послаблений в этой части не будет, но будет создан особый механизм для расширения взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами в этом направлении. Этот механизм, по версии Путина, предполагал создание различных СП между лицами из Греции и России для поставки продукции сельского хозяйства на внутренний рынок нашей страны. Несложно догадаться, какое преимущество на рынке России получат те, кто будет допущен до создания таких СП. Складывается впечатление, что идею создания СП с Грецией Путину могли подсказать люди из окружения Чемезова. Опыт у них в этой сфере богатейший.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.

Справка:

Вопросы, которые были заданы Владимиру Артякову в рамках подготовки статьи

1. В связи с чем вы вошли в совет директоров СП «Рособоронсервис-Хеллас»?

2. От какой организации вы были выдвинуты?

3. Кто с российской стороны владеет 50% в СП «Рособоронсервис-Хеллас»?

4. Какой объем выручки показало СП в 2014 и 2015 г.?

5. На какие цели была потрачена эта выручка?

6. Какие дивиденды в эти годы были получены российским участником СП?

7. На какие цели они были потрачены?