Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (563) | 2 ноября 2015г.
 

Американские горки

Самарский металлургический завод «Алкоа» оказался в сложной ситуации

Андрей Неретин

8 октября американская корпорация Alcoa подвела финансовые итоги за III кв. 2015 г. Раскрытые данные свидетельствуют о существенном падении доходов металлургического концерна. Объем выручки в сравнении с итогами III кв. 2014 г. сократился на 11%. В официальном сообщении это объяснялось продажей или закрытием «некоторых активов». Анализ информации за последний год показывает, что Alcoa постепенно избавляется от активов в развивающихся странах, в т.ч. и в России. Не исключено, что в США скоро поставят крест и на крупнейшем российском активе Alcoa, расположенном в Самаре — ЗАО «Алкоа СМЗ», который показывает удручающие результаты. И это притом что завод находится на 12-м месте по объему выручки среди крупнейших предприятий Самарской обл.

В распространенном пресс-релизе Alcoa сообщается, что по итогам III кв. 2015 г. чистый доход корпорации составил $44 млн. Там же говорится: «Выручка в размере $5,6 млрд, на 11% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Результат снижения выручки на 21%, вызванный продажей или закрытием некоторых активов и ценовым давлением». Впрочем, это падение было нивелировано ростом выручки на 10% за счет развития на рынках авиационной и автомобильной промышленности. Следует обратить внимание на официальную причину падения оборотов — «продажа или закрытие некоторых активов». Последнее время Alcoa проводит эту политику в развивающихся странах. Так, весной-летом т.г. Alcoa объявила о закрытии двух предприятий в Бразилии — комбината Alumar и простаивавшего завода Pocos de Caldas. В сентябре анонсировала прекращение функционирования завода Suralco в Суринаме. Не обошла эта тенденция и Россию. Alcoa продала белокалитвинский завод АО «Алкоа Металлург Рус».

Учитывая вышесказанное, нетрудно предположить, что заокеанские хозяева самарского «Алкоа СМЗ» могли задуматься над вопросом о том, нужен ли им этот актив в России.

С одной стороны, начиная с 2005 г. Alcoa инвестировала огромные средства в самарский завод. «Алкоа вложила $450 млн, включая $23 млн в этом году, в модернизацию оборудования предприятия, системы охраны окружающей среды, труда и промышленной безопасности, во внедрение системы бережливого производства, обучение сотрудников», — заявил в июле 2014 г. управляющий директор «Алкоа Россия», генеральный директор «Алкоа СМЗ» Михаил Спичак.

С другой стороны, возглавляемое им предприятие показывает довольно сомнительную отдачу. Так, по итогам 2013 г. выручка «Алкоа СМЗ» составила 20,5 млн р. Прибыль составила 31 млн р. Это значительно меньше прибыли за предыдущий год, которая составила 965,9 млн р. Если говорить об итогах 2014 г., то выручка «Алкоа СМЗ» выросла на 18%, до 25 млрд р. Этот показатель вывел завод Спичака в рейтинг крупнейших предприятий Самарской обл. (см. «Хронограф» №34 (562) от 26.10.15). Однако наряду с увеличением оборотов «Алкоа СМЗ» катастрофически «просела» в рентабельности. По итогам 2014 г. предприятие понесло убыток на сумму 1,445 млрд р. Очень похоже на крутое пике на «американских горках». В этом плане Спичак показал результат странный и сомнительный: зачем наращивать обороты производства, если это ведет к убыткам?

О том, что динамика производства росла, косвенно может свидетельствовать себестоимость продаж. Если в 2013 г. она составила 17,669 млрд р., то в 2014 г. более 21 млрд р. Впрочем, не исключено, что на увеличении себестоимости продаж отразился рост цен на алюминий в 2014 г.

Так, если в начале прошлого года стоимость 1 т алюминия составляла около $1,6 тыс., то в октябре цена пробила отметку $2 тыс. Тем не менее при себестоимости продаж в 21 млрд р. выручка «Алкоа СМЗ» составила 25 млрд р. и валовая прибыль оказалась порядка 3,9 млрд р. Однако она буквально рассосалась по расходным статьям. Одна из них очень любопытная — это «управленческие расходы». В 2013 г. они составили 1,236 млрд р., в 2014 г. остались примерно на том же уровне -1,210 млрд р. Данные показатели сопоставимы с расходами на оплату труда работников. На эти цели «Алкоа СМЗ» затратила в 2013 г. 1,182 млрд р., а в 2014 г. -1,324 млрд р. В чем заключаются столь масштабные «управленческие расходы» и почему они не сократились на фоне ухудшения конъюнктуры рынка? Большая загадка.

При таких обстоятельствах нетрудно спрогнозировать дальнейшие действия владельцев «Алкоа СМЗ»: либо на смену Михаилу Спичаку придет новый руководитель, либо предприятие будет продано или закрыто. Впрочем, не следует исключать и другую версию, связанную с внешнеполитическими факторами. Согласно этой версии убыточность «Алкоа СМЗ» могла быть «согласована» с его владельцами, которые, следуя указам из Вашингтона, могли потребовать от руководства завода «сокрытие» прибыли, с которой идут налоги в бюджет РФ и Самарской обл. Цель здесь та же самая, что и у антироссийских санкций: создание социальной напряженности. К слову, действия руководства «Алкоа СМЗ» вполне укладываются в эту политику. Пример тому — отказ от создания совместного предприятия с ОАО «Роснано», попавшим под санкции. В этом случае не исключается тот вариант, что при обострении российско-американских отношений руководители «Алкоа СМЗ» по итогам 2015 г. могут не только спрятать прибыль, но и пойти на более резкие шаги, вплоть до остановки производства.