Областной аналитический еженедельник Хронограф
 
  №35 (563) | 2 ноября 2015г.
 

Самопиар за счет бюджета

«Самараводоканал» хочет рассказать о себе на телевидении

Сергей Ромашов

16 октября МП «Самараводоканал» (СВК) объявило 4 аукциона на создание телепередач о деятельности предприятия и бережном отношении к природным ресурсам. Целесообразность проведения этих тендеров вызывает большие сомнения. Не понятно, зачем было дробить закупки на 4 лота и о какой деятельности СВК планирует рассказывать за счет городского бюджета. Как известно, с 2012 г. все водопроводно-канализационное хозяйство (ВКХ) Самары находится в аренде у ООО «Самарские коммунальные системы» (СКС). Т. е. сегодня все ВКХ Самары эксплуатирует СКС, а не СВК. Наблюдатели расценивают инициативу СВК о создании телепередач как необоснованный самопиар за счет бюджета.

Общая стоимость объявленных СВК тендеров составляет 1,6 млн р. Всего будет проведено 4 аукциона: «Информационное сопровождение деятельности МП г. Самары «Самараводоканал» путем изготовления и трансляции информационных материалов в эфире телеканала», «Создание и трансляция на телеканале цикла передач, посвященных рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов и их водных ресурсов», «Создание и трансляция на телеканале цикла передач, посвященных деятельности МП г. Самары «Самараводоканал», «Создание и размещение видеороликов на телеканале с целью осуществления мероприятий, направленных на популяризацию культуры водопотребления и бережного отношения к природным ресурсам».

В закупочной комиссии по тендерам МП заседает начальник отдела контроля и мониторинга СВК Александр Русаков. Работать в СВК Русаков начал с мая 2015 г. До этого, с 2005 по 2014 гг., Русаков занимал должность директора телерадиокомпании «СКАТ», контролируемой экс-главой Самары Георгием Лиманским. Русаков также известен как бывший сотрудник службы безопасности Лиманского. Сообщается, что Русаков некогда был неплохо знаком с материалами уголовного дела № 200522086, возбужденного в отношении сотрудников администрации г. о. Самара по факту незаконного отчуждения объектов муниципального недвижимого имущества.

В документации к вышеуказанным аукционам за подписью Русакова можно обнаружить весьма интересные требования к участникам. В частности, в документах указано, что доля муниципального образования в уставном капитале участника должна в совокупности превышать 50%. Там же говорится о том, что между участником закупки и заказчиком не должно быть конфликта интересов. Эти два пункта противоречат друг другу, т. к. в Самаре есть один муниципальный телеканал — «СамараГИС». Вероятнее всего, тендеры могли проводиться под этот телеканал. При этом «СамараГИС» и СВК находятся в собственности муниципалитета, что может быть помехой для объективного и всестороннего освещения телеканалом деятельности СВК. Едва ли в эфире «СамараГИС» будет звучать критика работы СВК. Конфликт интересов — это ситуация, при которой личная заинтересованность человека или юрлица может повлиять на процесс принятия решения. Следовательно, конфликт интересов здесь определенно присутствует, ведь оба предприятия, можно сказать, лояльны друг другу, т. к. находятся в структуре одного муниципалитета.

К данным закупкам вообще имеется много вопросов. Учитывая, что речь, по сути, идет об одной и той же услуге, можно было бы провести один тендер на выбор крупного телеканала, у которого точно имеются ресурсы и кадры, чтобы выполнить все работы качественно и в срок. Вместо этого СВК объявило несколько торгов. Подобный подход напоминает схему №16, описанную в методичке «За честные закупки» Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ» (ОНФ). В схеме говорится, как можно разбить закупки на несколько лотов, чтобы максимально быстро провести торги в интересах подготовленного поставщика.

Таким образом, тендеры могут выиграть более мелкие компании, заранее посвященные в детали и извещенные о предстоящих торгах. Этот механизм называется «отсечением недружественных претендентов на заказ путем дробления лота».

Создается ощущение, что в СВК хотели перестраховаться. Отсюда и дробление закупок на несколько лотов, и противоречивые требования к участникам, в которых могут присутствовать признаки нарушения закона о конкуренции и закупках. Вопросов столько, что ими впору задаться тому же ОНФ или УФАС. Но, пожалуй, главный вопрос заключается в том, о чем вообще журналисты будут рассказывать в этих передачах? В 2012 г. все водопроводно-канализационное хозяйство города было передано в аренду СКС на 35 лет. Зачем и о какой деятельности СВК рассказывать, если данное МП уже три года как практически ничем не занимается?

Сегодня, напомним, на первый план выходит задача оптимизации административных структур в целях экономии бюджетных средств, реализуются другие мероприятия для экономии средств. В администрации Самары сегодня прилагают к этому массу усилий. Но в СВК вдруг решают не экономить. При штате порядка 75 чел. на муниципальном предприятии есть главный инженер, заместитель главного инженера, начальник производственно-технического отдела, начальник отдела контроля и мониторинга, первый заместитель директора, другие замы директора, финансовый директор и т. д. Все эти люди за что-то получают зарплату. Причем немаленькую. Складывается впечатление, будто руководство СВК пребывает в каком-то ином измерении.

"Хронограф" будет следить за развитием событий.